Камера обскура

Григорий Ярошенко

Три кита фотографии

Назвать одного изобретателя фотографии невозможно. Открытие фотографии было похоже на гонки с опережением – работы над этим процессом довольно бурно велись в разных концах света. Повезло троим – французам Нисефору Ньепсу и Луи-Жак-Манде Даггеру, и англичанину Уильяму Генри Фокс Талботу. Собственно, Ньепс был первым, кому удалось сделать первую в истории фотографию.

Задолго до него, в Саудовской Аравии 10-го века обратили внимание на странную особенность: если в одной вертикальной поверхности есть маленькая дырочка, через нее на другую вертикальную поверхность проецируется изображение в перевернутом виде – при соблюдении определенных условий. Это свойство света было положено в основу аппарата под названием камера обскура. Подобным аппаратом пользовался Леонардо да Винчи, и вообще он был в ходу у живописцев-пейзажистов: они обводили контуры изображения и получали документально точную копию объекта. Многих волновал вопрос: возможно ли каким-либо образом зафиксировать изображение на светочувствительной поверхности, не используя карандаш и краски? Несколько столетий этот вопрос оставался без ответа.

И вот в 1826 году французу Ньепсу удалось получить такое изображение. Он сфотографировал пейзаж из окна своей комнаты. Снимок так и назвали: «Вид из окна в Ле-Гра». Это была первая в мире фотография.

У Ньепса был коллега и деловой партнер Даггер, они некоторое время сотрудничали и делились полученными результатами. Оба поняли, что ключом к успеху является серебро, которое под воздействием света меняет свои свойства. Но в дальнейшем изобретатели разошлись: Ньепс больше полагался на свойства асфальта, а Даггер придумал делать изображение на медной пластине и проявлять с помощью паров ртути. Ньепсу не суждено было довести свои исследования до конца – он умер в 1833 году, и о нем почти все благополучно забыли. А Даггер в 1839 году с большой помпой презентовал свое изобретение во Французской Академии Искусств. Этот год и стал считаться годом рождения фотографии.

Творения Даггера восхищали зрителей. Даггеротипы обладали высокой четкостью изображения – можно было разглядеть трещины в стенах домов, ветки деревьев. У них был только один недостаток – фотография печаталась сразу в позитиве, поэтому с нее невозможно было снять копию. Все дагерротипы существовали в единственном экземпляре. И тут на сцену вышел англичанин Талбот.

Его фотографии уступали даггеротипам – поначалу они были темные и размытые. Но зато они печатались в негативе, а значит, можно было получить неограниченное количество копий. Метод Талбота был не таким эффектным, но зато перспективным – этот принцип используется в фотографии до сих пор. Он известнен под названием калотипия.

Несмотря на большое количество исследований в этой области, обойти Даггера и Талбота не удалось никому. Под грифом «изобретатели» в историю вошли именно они. И еще Ньепс, как автор первой в мире фотографии.

Предмет роскоши? Вещь первой необходимости!

Фотография моментально стала модным увлечением. Уже на следующий, 1840-й, год фотоателье появились во всех крупнейших столицах мира. С каждым годом их количество росло в геометрической прогрессии. И это несмотря на то, что фотография была баснословно дорогим увлечением – позволить себе сделать портрет могли только очень состоятельные люди. Тем не менее, она расширяла свою географию и развивалась невероятными темпами.

В том же 1840-м году была сделана первая в мире «постановочная фотография». Француз Ипполит Байяр тоже участвовал в гонке на изобретение фотоаппарата, но – увы! – его опередили. Тогда Байяр сделал свой автопортрет в позе утопленника, назвав снимок соответствующе – «Автопортрет в виде утопленника». Тем самым он признал свое поражение и изобрел художественную фотографию. А уже в конце 19-го века появилась цветная фотография. Сначала фотографы просто раскрашивали отпечатки карандашами или анилиновыми красками. Позже стали применять цветные фильтры. На объект направляли три камеры с разными фильтрами: красным, синим и зеленым. Потом три изображения совмещали в одно, и получалась цветная фотография.

События развивались стремительно. Почти сразу перед фотографами возникла проблема: как сделать материалы более чувствительными к свету? Низкочувствительные материалы требовали большой выдержки – около 15 - 30 минут, поэтому на фотографиях получались только статичные объекты. На пейзажных снимках того времени нет ни движущихся карет, ни людей. Когда эта проблема была решена, фотографы придумали новую задачу – захотели снимать динамику. И это через несколько лет стало возможным.

В 1925 году Оскар Барнак придумал и выпустил в продажу фотоаппарат Leica – его можно было легко спрятать под курткой, и фотограф уже ничем не отличался от обычных людей. Люди с фотоаппаратами получили возможность передвигаться и снимать настоящую жизнь городов и улиц.

Жизнь, как она есть

В конце 19-го – начале 20-го века во Франции и Америке родилось новое направление в фотографии – уличные фотографы. Уличные фотографы показывали неприкрытую жизнь – преступления, митинги, реальные события и, конечно, обычных людей. Так рождался фоторепортаж. Фоторепортеры проводили ночи в машинах с радиос