Источники власти, связанной с должностью

Дэвид А. Уэттен (David A. Whetten), профессор Калифорнийского государственного университета (California State University).

Власть и влияние определяются не только личными характеристиками. Немаловажную роль играет и занимаемая индивидом должность и исполняемая им роль. На силовой потенциал должности влияют четыре важнейшие позиционные характеристики: близость к центру, гибкость, наглядность и значимость. Они представлены в табл. 1.

Таблица 1. Факторы позиционного влияния

Характеристика

Описание

Близость к центру.

Доступ к информации в коммуникационной сети.

Гибкость.

Степень свободы действий, соответствующая данной позиции.

Наглядность, зримость.

Степень, в которой результат выполнения задачи виден влиятельным людям организации.

Значимость.

Соответствие выполняемых задач организационным приоритетам.

1. Близость к центру

Один из основных факторов обретения власти в организации — это близость к центру развитой сети производственных и межличностных отношений. Эффективная работа современного предприятия предполагает наличие развитой сети, поскольку сегодня уже, за исключением рутинной работы, никто не обладает всей полнотой информации и ресурсов, необходимых для решения поставленной задачи. Изоляция оборачивается невозможностью сбора нужной информации и получения ресурсов и поддержки, необходимых для решения нетривиальных важных задач. С другой стороны, лица, обладающие развитыми сетями социальных взаимоотношений, обычно получают большую зарплату и добиваются больших успехов, чем те, кто имеет хотя и интенсивные контакты, но с узким числом лиц (Pfeffer & Konrad, 1991).

Власть может усиливаться благодаря горизонтальным и вертикальным сетевым связям, определяемым позицией и функциями, выполняемыми должностным лицом в сети. Горизонтальные связи соединяют собой лиц, находящихся на одном властном уровне организационной иерархии, вертикальные — лиц, находящихся на различных ее уровнях. Большая близость позиции к центру или средоточию информационных потоков и большая значимость выполняемых в сетях функций способствуют усилению индивидуального влияния.

Усиление позиционного влияния индивида путем приближения его к центру коммуникационной или трудовой сети существенно отличается от обычных стратегий. Обычно молодые амбициозные сотрудники организации стремятся к обретению власти путем восхождения по организационной карьерной лестнице. Они ошибочно полагают, что власть определяется исключительно иерархической позицией. Если их продвижение по службе представляется им недостаточно быстрым, они воспринимают это как ограничение их способности совершить нечто необычное. Неопытные, нерасторопные сотрудники организации жалуются, что им не хватает формальных властных полномочий, и завидуют лицам, занимающим более высокую позицию и, соответственно, обладающих этими полномочиями. Опытные же работники понимают, что влияние, связанное с неформальными связями, доступно представителям всех уровней. Более того, они понимают, что неформальное личное влияние обычно является причиной, а не следствием приобретения формального организационного влияния. Служебное продвижение, по сути, является формальным признанием того, что данный работник способен выполнить требуемую работу, используя для этого неформальные связи.

Социальные отношения могут оцениваться в различных культурах совершенно по-разному. Результаты исследований свидетельствуют, что представители различных культур отличаются друг от друга количеством дружеских связей, спецификой сочетания социо-эмоциональных и инструментальных аспектов связей, крепостью и долговременностью социальных отношений и вероятностью построения социальных сетей по восходящим, боковым или нисходящим направлениям (Morris et al, 1999). К примеру, деловые отношения в США определяются законами рынка (они должны сулить выгоду). Деловые же отношения, свойственные для Китая, характеризуются семейной ориентацией (хорошо то, что хорошо для организации). В Германии этим отношениям присуща законодательно-бюрократическая ориентация (игра по правилам), в Испании — партнерский дух (общительность и дружба) (Morris et al., 1999).

2. Гибкость

Одним из непременных условий приобретения достаточного влияния является гибкость, или свобода действий, то есть, свобода в осуществлении решения. Лицо, не склонное к импровизации и инновации и не обладающее выраженной инициативностью, будет испытывать серьезные трудности на пути приобретения влияния. Влияние может быть утрачено вследствие того, что обстоятельства порой меняются быстрее, чем люди или их служебные и должностные обязанности (Pfeffer, 1992). Лицо, придерживающееся гибкой позиции, уделяет меньше внимания существующим правилам или установкам, определяющим, как должна выполняться работа.

Гибкость определенным образом связана и с «жизненным циклом» должности. Новые задачи с большим трудом поддаются рационализации, чем раньше. С увеличением времени существования данной позиции возрастает и число этих исключений.

Та же логика приложима и к жизненному циклу процесса принятия решений. Чем дольше группа будет обсуждать данный вопрос, тем труднее будет склонить ее к определенному решению, пока обсуждение это окончательно не заве