Предатель Иуда и жена-блудница

Святейший Патриарх Сергий

В Великую среду вспоминаем мы о блудной жене, про которую Господь наш Иисус Христос сказал, что, доколе будет проповедано Евангелие в мире, будет вспоминаться о деянии ее. Вспоминаем также и гнуснейшее, позорнейшее, страшнейшее из всех дел человеческих — предание Господа нашего Иисуса Христа апостолом Иудой.

И вот перед нами состояние сердец этих двух людей — жены-блудницы и апостола Христова, принявшего великую благодать и честь избрания в число двенадцати ближайших учеников Христовых. Всеми отверженная блудница драгоценное миро возлила на ноги Иисуса, а ближайший ученик предал Его.

Когда слышим мы об ужасном событии предания Господа нашего Иисуса Христа учеником Его, предания целованием, содрогается и трепещет от возмущения сердце наше. Но у многих из нас возникает недоуменный вопрос: а как же это Господь наш Иисус Христос сделал учеником Своим того, кого впоследствии Он Сам назвал дьяволом? На Тайной вечери Он сказал: "Я вас избрал, но один из вас дьявол". Как мог избрать Господь Иисус Христос в число святых апостолов человека, о котором в Св. Писании сказано, что он был вор? Он был, так сказать, казначеем святых апостолов, носил ящик, в который опускали подаяния Господу Иисусу Христу и апостолам Его, и крал деньги из этого ящика.

Так почему же Господь Иисус Христос, сердцевед, знавший, кто такой Иуда, знавший, что он предаст Его на смерть, тем не менее избрал его в число Своих ближайших учеников? Как это объяснить? Объяснение вот в чем: для Своих великих и часто нам непостижимых целей Господь Бог нередко пользуется самыми грешными, самыми недостойными людьми.

Когда возросло до бесконечности нечестие народа Израильского, тогда Господь воздвиг вавилонского царя Навуходоносора и сделал его Своим орудием. Навуходоносор был избранником Божиим, мечом Божиим, а ведь он был человек безмерной, поистине бесовской гордости, который превознесся над всем, что свято и велико; он превознесся над Самим Богом, самого себя объявил богом и требовал себе божественного поклонения. Вот такое чудовище, чудовище гордости, жестокости и кровожадности, Бог избрал исполнителем Своего приговора над народом Израильским. Но потом, когда задача, возложенная на Навуходоносора была выполнена, Господь также покарал его за нечестие его, за самопревозношение и безмерную гордость.

Господь повелел ему стать подобным зверю лесному, лишив его разума. Он стал буйнопомешанным и был изгнан из среды человеческой, жил один в лесах и оброс, как зверь, волосами. Но пришло время и его помиловать. И тогда Господь вложил в сердце его сознание того, какие тяжкие дела он творил. Покаялся Навуходоносор и снова был восстановлен в своем царском достоинстве.

Вспомним также о фараоне Египетском, который не хотел отпускать народ Израильский из плена Египетского. Вспомним, каким тяжким казням подверг его Бог. Что же, разве фараон не был тоже предназначен Богом к тому, чтобы исполнить эту греховную роль? Конечно, да. Об этом говорит нам св. апостол Павел: "Для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою, и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле" (Рим. 9, 17).

Он был Богом поставлен, он был орудием Божиим. Так же точно и Иуда был орудием в руках Божиих. В Предвечном Божием совете Святой Троицы было принято великое и святое решение — спасти погибающий мир через Сына Божия. Было постановлено, что это спасение должно быть совершено кажущимся для нас странным и таинственным образом — смертью Христа на Кресте Голгофском. Ибо Крестом Христовым была стерта глава змея — дьявола. Для того чтобы осуществилось это решение Божие, оказался нужным такой человек, как Иуда. Нужен был предатель, нужен был тот, через которого начался бы крестный путь Господа Нашего Иисуса Христа.

Может быть, вы спросите, почему это было так необходимо, почему нельзя было устроить так, чтобы и без предательства Иуды все равно был бы арестован и казнен Господь Иисус Христос? Не смеем мы судить о путях Божиих; не смеем полностью объяснять их. Но можем мы сказать то, что подсказывает нам разумение наше. Если бы предательство Господа Иисуса Христа совершилось иначе, без ужаса предания Его собственным учеником Его, то мир бы не почувствовал такого навсегда неискоренимого презрения и ненависти к предательству, какое внушил апостол Иуда, совершив его.

Нужно было потрясти сердца человеческие, нужно было показать безмерную глубину низости и гнусности, на которые способен человек. И эта безмерность гнусности была явлена нам ныне, в Великую среду, пред