|
|
|
|
|
|
|
|
Церковная музыка (XIX век) |
|
|
Церковная музыка (XIX век)
Несмотря
на то что Павел I еще в 1797 г. запретил исполнение концертов во время
богослужения, оно продолжало держаться; исполнялись даже аранжировки оперных
арий или хоров из ораторий на священные тексты (в роде "Тебе поем" на
музыку басовой арии жреца из "Весталки" Спонтини или "Херувимской"
на музыку хора из "Сотворения мира" Гайдна.
В
1816 г. Святейший Синод запретил употребление при богослужении концертов и
рукописных нот, разрешив исполнение только произведений самого Бортнянского или
одобренных им сочинений других авторов. Благодаря этой мере и деятельности
придворной певческой капеллы, с Бортнянским во главе, пробуждается более ясное
представление о требованиях, которым должна удовлетворять церковная музыка:
композиторы стараются писать произведения, более отвечающие богословным
потребностям и силам обыкновенных хоров. Правда, концерты все ещё иногда
исполняются при богослужении, так что в 1850 г. |
|
Художественно-просветительская деятельность Пабло Казальса |
|
|
Художественно-просветительская деятельность Пабло
Казальса
Реферат
Подготовила ассистент-стажер 2 года Екатерина Макарова
Московская консерватория им. П.И. Чайковского
Москва 2005
Введение
Конец
XIX и начало XX века – богатый и во многом трудный период в развитии мировой
музыкальной культуры. Постепенно уходили из жизни ведущие композиторы второй половины
XIX века: Вагнер, Лист, Брамс, Брукнер, Чайковский, Лист, Дворжак,
Римский-Корсаков. Но уже в 90-ые годы XIX века выдвигались лидеры новых
музыкальных течений: Штраус, Дебюсси, Регер, Малер, Пуччини и другие. Тогда же
в русской музыке зазвучали имена Скрябина, Рахманинова, Стравинского,
Прокофьева.
I-ая
Мировая война, разразившаяся в 1914 году, стала огромным потрясением для всего
человечества. Общественное потрясение от войны и от революционных событий
повлекло за собой развитие новых музыкальных течений, таких как импрессионизм,
экспрессионизм, неоклассицизм и многих других. |
|
Особенности образной драматургии виолончельной сонаты С. Рахманинова |
|
|
Особенности образной драматургии виолончельной сонаты
С. Рахманинова
Боева Н.
IV курс, музыковедение, кафедра истории и теории
музыки ТГМПИ
Соната
для виолончели и фортепиано ор. 19, g-moll является шедевром
камерно-инстументального творчества С.Рахманинова. Это первая русская
концертная соната для данного состава.
Произведение
в общих чертах повторяет образное развитие Второго фортепианного концерта, где
передаются сложные сюжетные переплетения – от элегических восклицаний
(вступление к I части) и тревожно-волевых интонаций (I и II части) к радостному
воспеванию природы и жизни (III и IV части).
В
Сонате проявляются характерные черты стиля Рахманинова: драматическая
напряженность, страстная патетика, певучий лиризм, монументальность образов.
Данные стилевые особенности играют существенную роль в образной драматургии
произведения, которая представляет собой один из вариантов героико-лирической
концепции. |
|
Флейта Пана |
|
|
Флейта Пана
Давным-давно
в Древней-древней Греции жил-был козлоногий бог по имени Пан. Любил он вино, музыку,
и, конечно, женщин. И тут идёт он по своему лесу - вдруг нимфа. По имени
Сиринкс. Пан к ней... А красавица-нимфа невзлюбила козлоногого-то и бежать.
Бежит-бежит, а Пан её уже настигает.
Взмолилась
Сиринкс своему отцу - речному богу, спаси меня, мол, батюшка, от посягательств
козлища, даром, что он тоже бог. Ну, отец её и превратил в тростник. Срезал Пан
тот тростник и сделал себе из него дудку. И давай на нём играть. Никто не
знает, что не флейта это поёт, а сладкоголосая нимфа Сиринкс (миф Древней
Греции в свободном изложении).
С
тех пор и повелось, что многоствольные флейты, похожие на заборчик из
укорачивающихся тростниковых трубок, по классике называют флейтами Пана - от
имени древнегреческого бога полей, лесов и трав. А в самой Греции её по сию
пору называют сиринкс. У каждого народа для этого инструмента названия свои. |
|
Диджериду |
|
|
Диджериду
Диджериду
(didjeridu, didjeridoo, didgeridu) — этнический музыкальный духовой инструмент
аборигенов Австралии.
Вероятно
один из самых древних инструментов на Земле наравне с варганом.
Про
австралийское происхождение диджериду можно говорить лишь условно — скорее в
Австралии этот инструмент просто сохранился в практически неизменном виде
вместе с первобытными племенами туземцев. Во всём остальном мире (в частности в
Европе) этот инструмент за долгие тысячелетия эволюционировал в трубу, горн, валторну и другие оркестровые
инструменты, группа которых в
современной музыке называется "медные духовые". Базовый принцип
звукоизвлечения совершенно тот же, однако мелодическая игра полностью строится
на обертонах, тогда как на диджериду используется основной тон, а 1-2 обертона (на хорошем дидже возможно до 5) идут как
украшение.
Откуда
пошло название диджериду? В 1835 году
Исследователь Вилсон впервые зарисовал австралийского аборигена, играющего на диджериду. |
|
Варган и бубен: два коня шамана |
|
|
Варган и бубен: два коня шамана
Варган и
бубен с древности считались магическими инструментами, потому наше
повествование мы начнём именно в духе шаманизма. Итак...
В
представлении шаманов существуют верхний, средний и нижний миры, в которые они
путешествуют за силой и информацией. Для этого шаманы используют различные
техники, в том числе и игру на музыкальных инструментах, среди которых - варган
и бубен.
Варган был
неотъемлемым участником шаманских камланий наравне с бубном, а иногда даже
заменял его. Бубен открывал шаману путь в иные миры, варган же оберегал его —
призывал духов-защитников, служил средством общения с ними (к слову, варган как
средство передачи закодированной информации в свое время активно использовала
сицилийская мафия). Многие из кузнецов, изготовлявших варганы, являлись
родственниками шаманов (это сохраняется и в наше время).
Бубен- это
«янский» инструмент шамана. |
|
Светская музыка (XVIII век) |
|
|
Светская музыка (XVIII век)
Восемнадцатый
век имеет значение переходного периода в истории нашей музыки. В допетровской
Руси, скованной невежеством, предрассудками, тяжелым и косным общественным и
государственным строем, не было места внутренней свободе художественного
развития. Все почти семена (кроме элементов нашей церковной музыки,
заимствованных извне, но получивших своеобразное развитие на нашей почве),
попадавшие к нам и на Запад, имели здесь и там разную судьбу.
Восточный
древний примитивный тамбур превратился на западе в многострунную лютню или
теорбу, а у нас остался почти такой же бедной двух- или трехструнной
домрой-балалайкой. Бедный струнами восточный ребаб на Западе превращается в
семью многочисленных смычковых инструментов, соперничающих по богатству
выражения с человеческим голосом, - а у нас долгое время влачит существование в
виде убогого "гудка". |
|
Церковная музыка (доисторический и древний период) |
|
|
Церковная музыка (доисторический и древний период)
Православная
русская церковь, как и греческая, искони допускала в богослужение только
вокальную музыку - пение. Отсюда отсутствие у нас инструментальной церковной
музыки. Начало нашего церковного пения, первично - только мелодического,
одновременно с началом христианства на Руси. Владимир Равноапостольный, после
своего крещения в Корсуни, привез с собой в Киев демественников (т. е. певцов)
"от славян" (конечно, - болгар), присланных ему византийскими
императором и патриархом. С царицей Анной прибыли в Киев греческие певцы,
прозванные "царицыными".
Наше
древнейшее церковное пение явилось к нам, таким образом, вполне готовым, и было
византийского происхождения. В XI веке греческие певцы-учителя насаждают у нас
"изрядное осмогласие" (т. е. систему восьми греческих гласов или
напевов, положенных в основу нашего богослужебного пения). Возникают школы
пения в Смоленске, Новгороде, во Владимире, а также "крылосы", т. е. |
|
Доисторический и древний период.Светская музыка |
|
|
Доисторический и древний период.Светская музыка
Нет
сомнения, что вокальная и инструментальная музыка (последняя, вероятно, чаще
всего как сопровождение, а затем уже и как замена первой) были известны русским
славянам уже в глубокой древности. На это указывают многочисленные русские
обрядовые песни, несомненно ведущие свое начало из языческой старины, и
свидетельства, рассеянные в сказках и других произведениях народной поэзии.
В
сказках упоминаются чудесные рога, вызывающие своими звуками многочисленную
рать, гусли-самогуды, заставляющие плясать леса и горы и наводящие волшебный
сон, обличительница дудка-жилейка, сделанная из надмогильного тростника или из
кости злодейски убитых юноши и девушки и т. д. |
|
Жизнь и творчество Антонио Сальери |
|
|
Жизнь и творчество Антонио Сальери
Йейн Фенлон
John Rice. Antonio Salieri and
Viennese Opera. - Chicago, 1999.
В
1787 году, незадолго до смерти, Глюк передал свое последнее сочинение, ораторию
De profundis, Антонио Сальери. Под его руководством оно было впервые исполнено
на похоронах Глюка. Эта история, предвосхитившая создание моцартовского
Реквиема, увенчала процесс духовного усыновления Сальери, начавшийся три года
назад в Париже. С тех пор Сальери прошел путь от лучшего ученика Флориана
Гасмана (который двадцатью годами ранее привез его в Вену) до посвященного
преемника самого Глюка. Уже одно это заставляет отнестись с осторожностью к
бытующему в наше время мнению о слабости Сальери-композитора. Оно не находит ни
исторического, ни музыковедческого подтверждения, как почти вся мифология,
сложившаяся вокруг имен Моцарта и Сальери.
Взлет
Сальери, сопровождавшийся благосклонным вниманием императора Иосифа II, начался
с любопытной истории оперы "Данаиды". |
|
Древнерусские музыкальные инструменты |
|
|
Древнерусские музыкальные инструменты
Из
всех источников о древнерусском музыкальном инструментарии самый бесспорный
возник при археологическом изучения Новгорода. Здесь в культурных наслоениях ХI
- XV вв. обнаружено множество предметов сигнального и музыкального назначения.
Различной степени сохранности, изготовленные из кости, глины, металла, дерева -
все они есть научное и культурное сокровище не только национальное русское но,
и общеевропейское.
Впервые
описание, классификацию и варианты реконструкции древних новгородских
музыкальных инструментов предпринял в 1960 - 1970 гг. Б.А. Колчин. За последнее
десятилетие усовершенствовались методы реконструкции, заметно увеличилось число
археологических музыкальных находок, среди которых выявились и типологически
новые. Всё это побуждает к составлению свода древнего новгородского
инструментария, краткому обзору которого посвящено настоящее сообщение. |
|
Инструменты Иеронима (Instrumentus Hieronimus). |
|
|
Инструменты Иеронима (Instrumentus Hieronimus).
Марина Толстоброва
Библейские
инструменты: Органум (Organum), Туба (Tuba), Фистула (Fistula), Китара
(Cithara), Самбука (Sambuca), Псалтерий (Psalterium), Тимпан (Tympanum), Хорус
(Chorus), Кимвалы (Сymbalum), изображенные и описанные в так называемых
посланиях Св. Иеронима Дарданам (Epistel ad Dardanum Sancti Hieronimi De
diversis generibus musicorum) — разрозненных рукописях с иллюстрациями,
созданных предположительно в IX-X вв. (эпоха Каролингов). В основе этих
посланий лежат комментарии к книге Даниила (3:5; 3:7; 3:15). Создателем этих
писем традиционно считается Св.Иероним — создатель Вульгаты, чьи многочисленные
письма находились в рукописях Псалтыря. Рукописи многократно копировались в
теч. X-XIV вв. Большая часть текста совпадает с главой De musica et partibus
eius из MS 843 “De universo” Рабануса Мавра. |
|
Реальность или миф хлудовской псалтири |
|
|
Реальность или миф хлудовской псалтири
Среди
древнерусских книг, содержащих изображения музыкальных инструментов,
Новгородская Симоновская (Хлудовская) псалтирь - древнейшая. Выполненная в конце
XIII в. по заказу монаха Юрьева монастыря Симона, она издавна привлекает
внимание исследователей. На особом счету и ее "выходная" иллюстрация,
озаглавленная "Давид-царь составляет Псалтирь".
Миниатюра
очаровывает как своеобразная энциклопедия: здесь - сонм ликующих музыкантов, в
руках у них многие из основных разновидностей средневековых европейских
музыкальных инструментов. Время от времени, когда раскопки в Новгороде приносят
новые сведения о древних инструментах, мы пытаемся проверить их с помощью этой
энциклопедии; найденные сопель, гудок или гусли хочется увидеть нарисованными.
Иногда "наложение" по контуру кажется таким удачным, что за ним
невольно видится право для серьезных музыковедческих и исторических обобщений. |
|
О некоторых изустных традициях и коррективах исполнения |
|
|
О некоторых изустных традициях и коррективах
исполнения.
Алексей Козловский
На
основе встреч и бесед с музыкантами ушедшего поколения.
...
На мою долю выпало счастье воспитываться "в прохладной детской молодого
века", притом в условиях, на редкость благоприятных для будущего
музыканта. Посещение с малых лет концертов, репетиций, всегда - с партитурами
из своей библиотеки, Стремление зафиксировать, во что бы то ни стало запечатлеть
особенности той или иной трактовки, того или иного высказывания - все это,
вместе с установившейся привычкой к постоянным дневниковым записям, привело к
некоторому запасу нигде ранее не опубликованных сведений, право же
заслуживающих того, чтобы их как-то сохранить.
Начну
с истории ре бекара в последнем проведении главной темы Н-mоll'ной Сонаты
Листа. |
|
Иоганн Кунау – композитор, писатель, педагог |
|
|
Иоганн Кунау – композитор, писатель, педагог.
Наталья Остроумова
О
жизни и творчестве Иоганна Кунау, немецкого композитора, жившего на рубеже
17-18 веков, кантора церкви Святого Фомы в Лейпциге, непосредственного
предшественника Баха на этом посту, известно достаточно мало. Даже наиболее
популярное из его сочинений – “Библейские сонаты” - редко исполняется и известно
лишь узкому кругу профессионалов. Между тем, личность Кунау несомненно
заслуживает внимания, тем более что он проявил себя не только на музыкальном
поприще. Кунау являл собой пример разносторонности, который, в какой-то
степени, являлся идеалом той эпохи, когда музыкальное образование было
неотделимо от общей учености, и настоящий профессионал, претендующий на высокую
должность и всеобщее уважение, должен был обладать широкими познаниями в разных
областях науки.
Иоганн
Кунау родился в апреле 1660 года (крещен 6 апреля) в немецком городке Гайзинге. |
|
"Стройные формой любовные песни…" |
|
|
"Стройные формой любовные песни…"
Михаил Сапонов
Манифест
эпохи Ars Nova
Наука
Музыки - о том,
Как
петь, плясать и веселиться.
(Et Musique est une science,
Qui vuet qu'on rie et chante et
dence.)
Гильом
де Машо. Пролог
Творчество
великого музыканта, поэта и летописца, дипломата и каноника Гильома де Машо
(ок. 1300-1377) для нас – вершина эпохи Ars Nova. Его полифонические песни
затмевают аналогичные композиции предшественников, его повествования снабжены,
как и было принято в его время, лирическими вставками, часто музыкальными, но
пронизаны при этом особым обаянием.
Его
"Месса Нотр Дам", в отличие от прочих полифонических месс того
времени (сборников разных анонимных сочинений на тексты ординария мессы),
впервые в истории музыки выдержана в едином авторском стиле. |
|
История Амура и Психеи |
|
|
История Амура и Психеи
Анна Булычева
17
января 2001 года исполнилось 330 лет со дня премьеры трагедии-балета
Жана-Батиста Люлли «Психея». Это уникальное сочинение стоит на перекрестке
истории. Здесь пересекаются судьбы Жана-Батиста Люлли, Жана-Батиста Мольера,
Пьера Корнеля, Жана Расина, Филиппа Кино, и не только. Для французского
музыкального театра это момент отчетливого перелома: опера побеждает балет. В
1670 году Люлли и Мольер вместе пишут комедию-балет («Блистательные любовники»)
— как вскоре окажется, в последний раз. После «Психеи» пути двух Батистов резко
расходятся. Люлли делает ставку на более перспективный оперный жанр: бывшие
сотрудники становятся конкурентами и жесточайшими врагами. В борьбе не на
жизнь, а на смерть побеждает Люлли. Мольер в соавторстве с другим музыкантом,
Марком-Антуаном Шарпантье, создает свою последнюю пьесу — комедию-балет «Мнимый
больной» — исполняет в ней заглавную роль и умирает на четвертом спектакле. |
|
Музыкальный театр Италии первой половины XVII века: не только опера |
|
|
Музыкальный театр Италии первой половины XVII века: не
только опера.
Перелистывая
страницы истории итальянского музыкального театра, мы вновь возвращаемся в те замечательные
времена, когда на заре эпохи барокко флорентийцы подарили миру новый
сценический жанр - оперу. Со временем опера как драма, в которой поется все,
станет источником новых традиций, как в области музыкального искусства
(вокального, инструментального), так и в области архитектуры (появление оперных
театров), живописи (оформление сцены, эскизы костюмов), актерского мастерства,
а также балетного искусства, непосредственно связанного с этим жанром. Но наш
рассказ пойдет совсем не об опере, а о многочисленных спектаклях иных жанров,
что существовали в то же время и были неотъемлемой частью придворной жизни
Италии.
Ведь
опера возникла в многоплановой среде ренессансного театра, щедрого на
представления разного характера. |
|
Как, Вы не любите Шнитке?! |
|
|
Как, Вы не любите Шнитке?!
Андрей Рубцов
Альфред
Гарьевич Шнитке сейчас является самым известным и почитаемым российским
композитором. После смерти слава Шнитке возросла в несколько раз. Прошедший
недавно фестиваль заставил звучать музыку этого композитора в лучших залах
Москвы. Газеты и журналы наполнились очерками и статьями о нем. "Музыкант
XXI века", "лучший композитор современности" - такими титулами
награждают его критики, обычно не щедрые на похвалу. Складывается впечатление,
что стало модно любить музыку Шнитке. А точнее, говорить об этом, неважно,
правда это или нет.
У
музыкантов сформировался четкий стереотип - музыка Шнитке понятна не всем и
если ты отказываешься признавать ее ценность и красоту - ты просто не дорос до
этого. Мол, станешь умнее, тогда и поговорим снова о нем, а заодно и о всех
современных композиторах. Шнитке в музыкальной среде стал в последнее время
таким же элементом имиджа, как "мерседес" определенной модели у бизнесменов. |
|
Дягилевская эпопея Мариинского театра |
|
|
Дягилевская эпопея Мариинского театра
Вадим Гаевский
Сенсационное
возвращение вспять, почти библейское возвращение в отчий дом блудного сына.
Отчий дом – «Спящая красавица» Чайковского и Петипа, великий заброшенный балет,
который Дягилев решил показать в Лондоне целиком, обновив хореографию,
купировав несколько музыкальных номеров и добавив пару-другую новых танцев. Шел
1921-й год, решение Дягилева казалось чистым безумием и, уж конечно, нарушением
всех принятых на себя авангардистских обязательств, но, как и всегда,
художественная интуиция Дягилева не подвела, его дерзкий план был исторически
оправдан, хотя это выяснилось не сразу,
Спустя
почти восемьдесят лет Мариинский театр задумал и осуществил не менее, а может
быть и более дерзкий план, восстановив «Спящую красавицу» уже в полном объеме –
и хореографию, и сценографию, и костюмы. |
|
<< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 >> |
|
|
|
|
|
|
|
Анекдот
|
Один мужик другому:
- Ты уже 10 лет женат, и ни разу не изменил! Почему?
- Ну... Причина в двух вещах...
- ... наверное, любовь и преданность?
- Нет! Лень и порносайты!
|
|
показать все
|
|