|
 |
|
|
|
|
|
|
Тенденции современного религиоведения |
 |
|
Тенденции современного религиоведения
А. Н. Красников,
кандидат философских наук, доцент
кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.
В. Ломоносова
Религиоведение
второй половины ХХ в. называют «современным религиоведением», противопоставляя
его религиоведению классическому. Оно имеет ряд тенденций, которые важно
учитывать как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Наиболее
очевидной тенденцией современного религиоведения является усиление
организационного начала, международных контактов и междисциплинарных
взаимодействий. В предшествующий период время от времени созывались
международные конгрессы исследователей религии, первый из которых прошел в 1900
г. в Париже. На седьмом конгрессе исследователей религии, проходившем в 1950 г.
в Амстердаме, была основана Международная ассоциация истории религий (IAHR),
под эгидой которой объединились религиоведческие организации многих стран мира. |
|
Время в религии |
 |
|
Время в религии
Реферат студента I-ого курса Факультета Истории искусства Гурова О.Н.
Российский государственный гуманитарный университет
Москва 2005 г.
Введение.
Время
для религиозного человека не однородно и не беспрерывно, оно не является
единым. Существуют периоды Священного Времени - время праздников. С другой
стороны, есть Мирское Время, то есть обычная временная протяженность, в которой
разворачиваются действия, лишенные религиозной значимости. Между этими двумя
разновидностями времени существует отношение последовательности; но с помощью
ритуалов религиозный человек может без всякой опасности переходить от обычного
течения времени к Времени Священному.
Главное
различие между двумя качествами Времени заключается в том, что Священное Время
по своей природе обратимо, в том смысле, что оно буквально является первичным
мифическим Временем, преобразованным в настоящее. |
|
Античная мифология и ее влияние на современность |
 |
|
Античная мифология и ее влияние на современность
Реферат выполнил: студент группы 08-301 Чередников
Михаил
Московский Государственный Авиационный Институт
(Технический Университет)
Москва, 1995.
Глава 1. Чем маленькая народность могла повлиять на
большую Европу?
Тем,
кто интересуется историей культуры, литературой и искусством, знакомство с
греко-римской мифологией совершенно необходимо. Ведь, начиная с эпохи
Возрождения, художники и скульпторы стали широко черпать для своих произведений
сюжеты из сказаний древних греков и римлян. Придя в любой из художественных
музеев, неискушенный посетитель оказывается в плену прекрасных, но зачастую
непонятных ему по содержанию произведений великих мастеров русского
изобразительного искусства: картин П. Соколова (“Дедал, привязывающий крылья
Икару”), К. Брюллова (“Встреча Аполлона и Дианы”), И. Айвазовского (“Посейдон,
несущийся по морю”), Ф. Бруни (“Смерть Камиллы, сестры Горация”), В. |
|
Апокатастасис и «Благое молчание» в эсхатологии св. Максима Исповедника |
 |
|
Апокатастасис и «Благое молчание» в эсхатологии св.
Максима Исповедника
Brian E. Daley
Перевод
с английского М.В. Чернышева.
Редактор
перевода с английского М.М. Кедрова.
Эсхатология
Св. Максима Исповедника до настоящего времени не является до конца изученным
разделом его сложного богословия. Однако на протяжении многих лет его
эсхатология оставалась, по меньшей мере, предметом длительных раздумий и
происходящих время от времени полемических дискуссий. В центре сложившегося
расхождения во мнениях об этом учении главным образом стоял вопрос, питал ли
Максим, тайно или явно, надежду на спасение всех духовных существ, на их
восстановление в соединении с Богом и вечное блаженство: учение, известное под
греческим термином апокатастасис и обычно ассоциируемое с Оригеном и его
последователями, которое до сих пор привлекает внимание мыслителей христианства[1]
. |
|
Богослужебные языки в истории Восточной и Западной Церквей |
 |
|
Богослужебные языки в истории Восточной и Западной
Церквей
1.
Сначала
своего существования христианская церковь ведет свою проповедь по заповеди
данной Спасителем своим ученикам: «Шедше научите вся языки, крестяще их во Имя
Отца и Сына и Святаго Духа , учаще их блюсти вся, елика заповедал вам» ( Мф. 28
: 19, 20 ). Для исполнения этого апостолам были даны в день Пятидесятницы
особые, сверхъестественные дары. В этот день все они были вместе. Внезапно
сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и наполнил весь дом,
где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили
по одному на каждом из них; и исполнились все Духа Святаго. Благодатная сила
Св. |
|
«Восемь помыслов» и борьба с ними (по творениям св. Аввы Евагрия) |
 |
|
«Восемь помыслов» и борьба с ними (по творениям св.
Аввы Евагрия)
Реферат
подготовил Горбунов Д. А.
Православный
Свято-Тихоновский Богословский Институт, IV курс, заочное отделение
Москва,
1998 г.
Авва
Евагрий - один из авторитетнейших учителей-пустынножителей, обобщивший духовный
опыт египетских иноков в многочисленных богословско-аскетических трактатах.
Евагрий, принадлежавший к «третьему поколению» египетского монашества, жил во
второй половине IV века. Его жизненный путь был тесно связан с
отцами-каппадокийцами. Уже отец Евагрия был рукоположен св. Василием Великим в
хореепископа. Сам Евагрий по достижении соответствующего возраста принят в клир
св. Василия и рукоположен в чтеца. Василий Великий оказал сильнейшее влияние на
становление христианского мировоззрения Евагрия, не расстававшегося со
святителем до самой его смерти в 379 году. |
|
Опыт реконструкции индоевропейской космологической традиции |
 |
|
Опыт реконструкции индоевропейской космологической
традиции
Мифы
полезны прежде всего потому, что они требуют толкования и не дают мысли
бездействовать.
Саллюстий
Предлагаемый
вниманию читателя очерк является попыткой наметить параллели в ряде
индоевропейских космологических комплексов. Восстановление столь древних
пластов коллективного сознания неизбежно наталкивается на сложности,
обусловленные фрагментарностью и/или искажением первоначального материала и,
следовательно, в немалой степени носит характер догадок и предположений. К тому
же, в индоевропейской космологической тематике присутствуют и заимствования у
соседних народов: семитов, хурритов, финно-угров и др., а некоторые мотивы и
сюжеты имеют «общечеловеческий характер». Однако, раз ставши имманентными
рассматриваемому кругу мифологий, они также являются предметом нашего
исследования. |
|
Житие преподобного Иоанна Кущника |
 |
|
Житие преподобного Иоанна Кущника
Святитель Димитрий Ростовский
В
Царьграде, в царствование Льва Великого, жил один богатый и именитый военный
сановник, по имени Евтропий, с женою Феодорою. У него было три сына, из которых
двое были отданы на царскую службу и уже достигли на ней значительных чинов,
третьего же младшего, по имени Иоанна, он отдал на обучение разного рода
наукам. Будучи еще двенадцатилетним мальчиком, Иоанн весьма заметно выделялся
из среды своих сверстников, так что даже учителя удивлялись его способностям и
выдающемуся для юного возраста развитию. Но он преуспевал не только в мирском,
но и в духовном любомудрии. Под благодатным действием на него Святого Духа, он
рос кротким, незлобивым и скромным мальчиком и, по окончании уроков, проводил
время не в играх, свойственных детскому возрасту, но в чтении святых
боговдохновенных книг и в усердном посещении церковных богослужений. |
|
Житие святого пророка Даниила и с ним святых трех отроков Анании, Азарии и Мисаила |
 |
|
Житие святого пророка Даниила и с ним святых трех
отроков Анании, Азарии и Мисаила
Святитель Димитрий Ростовский
Святой
пророк Даниил происходил из рода царского, из колена Иудина. В юных летах он
был взят в плен Навуходоносором и вместе с царем иудейским Иоакимом был отведен
из Иерусалима в Вавилон; там он еще в юности прославился божественными
дарованиями, - в особенности же, когда мудро обличил неправедных и беззаконных
судей, и избавил от смерти неповинную Сусанну.
В
то время Иудеи, находившиеся в плену Вавилонском, имели двух старцев - судей,
избранных разбирать случающиеся между ними распри. В определенные дни старцы
эти собирались в дом некоего знатного и богатого мужа Иоакима и там разбирали
распри среди народа Иудейского.
У
Иоакима была жена, по имени Сусанна, дочь Хелкия, - очень красивая и
богобоязненная. Родители ее были люди праведные и воспитали дочь свою во всех
правилах закона Моисеева. |
|
Житие блаженной царицы Феофании |
 |
|
Житие блаженной царицы Феофании
Святитель Димитрий Ростовский
Блаженная
Феофания родилась в Царьграде и происходила из царского рода. Родители ее -
Константин, имевший сан иллюстрия, и мать Анна, живя в честном супружестве,
долгое время были бесплодны, почему всегда скорбели о том, что не имели детей.
Сильно желая иметь плод своего супружества, они молились Пречистой Владычице
нашей Богородице и, часто приходя в Ее всечестный храм, бывший в Форакии, в
прилежном молении изливали пред Нею сердца свои.
-
Да разрешится, - молились они, - о, Госпожа мира, бесплодие наше Твоим
милосердием, и да приимем по ходатайству Твоему от Создателя чадородие!
И
так как они просили с верою, то и получили просимое благодатью Той, к Которой
усердно обращались с молитвою: они прияли разрешения своего бесплодия и родили
дитя женского пола, которое назвали Феофаниею.
С
шестилетнего возраста Феофанию стали обучать грамоте, и наставлять на всякое
доброе дело. |
|
От шаманизма к йоге: что произошло в "осевой период"? |
 |
|
От
шаманизма к йоге: что произошло в "осевой период"?
Я. В. Васильков
Выбирая тему для разговора, остановился на этой, потому
что нет никого, кто, занимаясь историей религиозных и философских учений не задумывался
бы об этом и не имел бы своего мнения о том, что же все-таки конкретно произошло
в "Осевое время (период)". Поэтому в любом случае - примете ли вы мои
построения, или нет, - но заинтересованность аудитории и активное обсуждение проблемы,
я думаю, гарантированы. Я беру термин Ясперса, но отрываю его от хронологической
привязки, использую как понятие исторической типологии религий. Конечно, где-то
в VI - V вв. до н. э. поразительно совпадает во времени появление библейских пророков
в Палестине, учителей Упанишад, Будды и Махавиры в Индии, первых философов в Греции,
даосизма в Китае и т. д. |
|
Отрицательная квалификация нирваны в ранних палийских текстах |
 |
|
Отрицательная квалификация нирваны в
ранних палийских текстах
А. В. Парибок.
Едва познакомившись с
учением Будды в XIX в., европейские исследователи стали задаваться вопросом,
каким образом целая традиция, которую они считали религией, может ставить своею
целью достижение которой весьма хлопотно, нечто отрицательное - нирвану. Если
же в душах исследователей господствовали христианские предрассудки, то
недоумение легко переходило в осуждение. Последнее и до сих пор можно встретить
в опусах православных апологетов, утверждающих, что "Христос обещает
избавление от смерти, а Будда - избавление от жизни". Впоследствии
европейская буддология, еще старой англо-германской школы, от своего недоумения
избавилась, найдя в нирване позитивное содержание. Так,
W. |
|
Методологические аспекты буддизма |
 |
|
Методологические аспекты буддизма
А. В. Парибок
Я предлагаю
интерпретировать буддизм методологически и надеюсь, что результаты такого
подхода будут превосходить те, что получаются при расхожих интерпретациях этой
традиции как религии и философии. "Методологически" здесь означает -
и самому работать в методологии, и в буддизме ее увидеть. Предлагаемый подход
исторически коррелирует с предшествующими концепциями западных исследователей,
обнаруживавшими в учении Будды аналоги некоторым идейным течениям Запада
(англогерманские буддологи столетней давности - старому позитивизму,
Ф.И.Щербатской - кантиантству, Джаятиллеке - позитивизму второй волны, Г.Гюнтер
- феноменологии).
Как справедливо писал Е.А.Торчинов,
буддизм - недогматическая традиция; иначе говоря, в нем нет общеобязательных
формулировок и содержательных положений, существенных для всех его компетентных
последователей. |
|
«Клятва» Гиппократа с христианской точки зрения |
 |
|
«Клятва» Гиппократа с
христианской точки зрения
Силуянова И. В.
Кто посмеет отрицать, что
"Клятва" Гиппократа (460-377 гг. до р.Х.) была создана в языческую
эпоху? Ярчайшее свидетельство тому - само начало текста: "Клянусь
Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря
их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению,
следующую присягу и письменное обязательство…".
Но на этом, пожалуй, все
языческое содержание текста исчерпывается. Остальной текст можно рассматривать
в качестве предвестника новой морали и уподобить афинскому алтарю
"неведомому Богу".
Хотя Гиппократ – из рода древних
эллинов, а не ветхозаветных иудеев, тем не менее можно говорить о пророческом
характере текста Гиппократа в смысле его нравственно-просветительского
воздействия на людей. Его содержание оказало огромное влияние не только на
самосознание врачей, но и на мораль общества, даже за пределами Древней Греции. |
|
Схимонахиня Сергия |
 |
|
Схимонахиня Сергия
Мельник В. И.
По благословению владыки Прокла,
епископа Симбирского и Мелекесского
Схимонахиня Сергия (Луховицкая
Пелагея Трофимовна) родилась 15 октября 1886 года. О ее жизни известно очень
мало — да и то лишь о старости симбирской подвижницы. О родителях ее мы знаем
только то, что отца звали Трофимом, а мать — Анной. После смерти матери отец
женился на некоей Пелагее.
Неизвестно, в какое именно время
стала она монахиней известного в свое время Спасского женского монастыря города
Симбирска. В то время настоятельницей монастыря и духовной наставницей будущей
подвижницы Сергии была монахиня Агафья (она похоронена на территории бывшего
Покровского мужского монастыря, разрушенного после революции).
Самый ранний эпизод, известный из
жизни схимонахини Сергии, и относится как раз к тому времени, когда она была
еще неразрывно связана с монахиней Агафьей. К тому времени Спасский женский
монастырь был уже разрушен. |
|
Мифология индейцев Центральной Америки |
 |
|
Мифология индейцев Центральной
Америки
До испанского завоевания (16в.)
территория Центральной Америки была заселена индейцами различных языковых
групп. У индейцев Мезоамерики (Месоамерики) (ацтеков, тольтеков, сапотеков,
миштеков, тарасков, майя и др.) с первых веков до н.э. существовали
раннеклассовые государственные образования. Временной интервал их жизни можно
посмотреть здесь или "кликнув" на картинку справа => Племена,
обитавшие севернее и южнее Мезоамерики, стояли на более низком уровне
социально-экономического развития. Несмотря на различие языков и исторических
судеб отдельных лингвистических групп, мифология индейцев Мезоамерики была
единой, но претерпевала стадиальные изменения.
Вероятно уже у первых насельников
Центральной Америки в период позднего палеолита существовали мифы о
возникновении огня, происхождении людей и животных и др. |
|
Белка (белка в колесе) |
 |
|
Белка (белка в колесе)
Белка
олицетворяет проворство, верткость, неутомимость - крутиться как белка (в
колесе). Физическая ловкость белки порождает и представление о ее хитрости:
бел. хiтры як белка. Хитрость и способность к быстрому передвижению
приписывалась в народных поверьях разным мифологическим персонажам. Считалось,
что русалка, полудница, черт, леший, покойники бегают очень быстро ("едва
соследимо"; "так, что их и на коне не догнать"). Столь же быстро
перемещаются в пространстве и греческие боги, и бессмертные других регионов;
"Ригведа" говорит, что Вишну "тремя шагами прошел через этот
мир" (I.22.17), при этом движение Вишну имело космогонический характер, он
- "пересек земные пространства и, шагнув трижды, укрепил верхнюю
сферу" (I.154.1).
Образ
белки представлен в народной демонологии. |
|
Бес – египетский бог |
 |
|
Бес – египетский бог
Среди
многих представителей египетского пантеона чаще всего на скарабеях изображаются
кривоногие карликообразные божества, одетые в львиную шкуру и с львиным
хвостом, в повязке из перьев, известные под собирательным названием - Бесы. Бес
почитался в Египте как покровитель рожениц и маленьких детей, змееборец, страж.
Некоторые считают Беса египетским богом, другие настаивали на его
переднеазиатском происхождении, третьи предполагали, что Бес появился под
влиянием южноафриканской религии.
Впервые
изображение бога Беса известно по памятникам Среднего царства, но есть
основания предполагать, что культ этого божества зародился в более раннее
время. От периода Древнего царства сохранились статуэтки карликов из слоновой
кости, очень близкие по своему облику иконографии Беса.
Как
змееборец, страж Бес изображался на магических жезлах Среднего царства. Надписи
на жезлах называют его "бойцом". |
|
Амазонки |
 |
|
Амазонки
А. А. Тахо-Годи
Амазонки
(Ἀμαζόνες),
в греческой мифологии племя женщин-воительниц, происходящих от Ареса и Гармонии
(Ароll. Rhod. II 990—993).
Обитают
на реке Фермодонт у города Фемискира (Малая Азия) или в районе предгорий
Кавказа и Меотиды (Азовское море) (Aeschyl. Prom. 723—725, 416—419). В
определённое время года А. вступают в браки с чужеземцами (или соседними
племенами) ради продолжения рода, отдавая на воспитание (или убивая) мальчиков
и оставляя себе девочек. Вооружены А. луком, боевым топором, лёгким щитом, сами
изготовляют шлемы и одежду (Strab. XI 5, 1). Их имя якобы происходит от
названия обычая выжигать у девочек левую грудь для более удобного владения
оружием. А. поклоняются Аресу и Артемиде, проводя время в битвах. Против А.
сражался Беллерофонт (Apollod. II 3,2; Ноm. Il VI 179). Геракл осадил город
амазонок Фемискиру и добыл пояс их царицы Ипполиты (Eur. Heraclid. 408—415). |
|
Андрогин |
 |
|
Андрогин
В
мифологии андрогины - мифические предки, перволюди, соединяющие в себе мужские
и женские половые признаки. Есть мнение, что в библейском рассказе о сотворении
Богом Евы из ребра Адама отразился в искаженном виде миф о первоначальной
бесполости первых людей.
Представляет
интерес учение каббалистов, в котором говорится о некоей "левой" или
"северной" стороне божества, которая имеет свою эманацию, и эманация
эта состоит под знаком Самаэля, или Сатаны (евр. sān,āt
- "противник в суде, в споре или на войне; наушник, подстрекатель").
Божественная полнота оказывается у них интегрирующей силу зла как один из своих
моментов, причем внутри божества это даже не зло, но становится злом вне его.
Греч. перевод евр. sān,āt -
διάβολος (суфф. |
|
<< 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 >> |
|
|
|
|
|
|
|
Анекдот
|
Парень - девушке:
- А тебе всё равно, кто тебя изнасилует: незнакомый мужик или, например, я?
- Даже не знаю... А с чего такой странный вопрос?
- Да вот думаю: надевать мне маску или нет. |
|
показать все
|
|