|
 |
|
|
|
|
|
|
Католицизм и феодализм |
 |
|
Католицизм и феодализм
И.Вороницын
Христианство
развивалось и приобрело чудовищную власть лишь как идеология феодализма. В
своих истоках оно было ничтожной сектой в иудействе, не имевшей сколько-нибудь
развитого учения и не отличавшейся по существу от ряда подобных сект. Самое
«Евангелие» в том виде, в каком оно дошло до нашего времени, составлялось, как
принято думать, в конце первого и начале второго века, когда начала
образовываться собственно церковь, т.-е. религиозная организация. Происхождение
христианства из иудейства в тот момент, когда это последнее испытывало тяжелые
удары извне (разрушение иерусалимского храма в 70 г. и последовавшее за этим
рассеяние иудеев по всей Римской империи), объясняет преобладающую в его учении
тенденцию к отречению от мира, от общественных и политических интересов. |
|
Эпикур |
 |
|
Эпикур
И.Вороницын
Атеизм
древности может называться атеизмом в нашем смысле слова лишь с некоторыми
ограничениями. Это всегда нужно иметь в виду. Атеизм Демокрита тоже при
некоторой придирчивости может быть обвинен в излишней уступчивости
господствующим религиозным взглядам. Он, например, допускает существование
богов. Но эти боги никакой божественностью или сверхъестественностью не
отличаются. Это — сочетания очень тонких атомов, являющиеся нам только в
темноте, гигантские образы. Они так же, как и остальные тела, подвергаются
разложению, но распадение атомов у них совершается с большим трудом и очень
редко.
В
сущности, как говорит Дидро, Демокрит принимал за реально существующее призраки
своего воображения. Если тем не менее в атеизме Демокрита сомнений не
высказывалось, то совсем иначе обстояло дело с Эпикуром, продолжавшим в конце
IV и начале III века, после долгого перерыва реакции, материализм великого
абдерита. |
|
Первые коммунистические секты |
 |
|
Первые коммунистические секты
И.Вороницын
До
сих пор еще пользуется кредитом тот взгляд, что своеобразный коммунизм,
«коммунизм равенства», как называл его Энгельс, характеризующий анти-церковные
движения и учения конца средних веков, является чистым и прямым выводом из
евангелия. На самом деле евангелие и другие литературные памятники
первоначального христианства служили лишь для подтверждения, но не для
основания общественной оппозиции против католико-феодализма. Это доказывает тот
факт, что первые ереси этого рода возникают в южной Франции и в северной
Италии, где развитие торговли и городской промышленности создало сплоченное и
деятельное городское население — купечество и ремесленный пролетариат. Это
население было жизненно заинтересовано в освобождении от тяжелой опеки римского
престола и в возврате к древнему христианству искало свой путь к спасению. |
|
Лукреций |
 |
|
Лукреций
И.Вороницын
Из
множества сочинений Эпикура до нас дошли очень немногие отрывки, скудно и, надо
думать, весьма несовершенно представляющие его мировоззрение. В сущности, мы
Эпикура не знаем, мы его только угадываем. И если бы через двести с лишним лет
в Риме вдохновленный его учением поэт-философ Лукреций не написал огромной
поэмы «О природе вещей», учение Эпикура прошло бы для истории нового времени
бесследно или оставило бы в ней совершенно ничтожный след. Лукрецию, таким
образом, мы обязаны тем, что атеизм и материализм Эпикура не остались лежать
пыльным хламом в музее древностей, но живою струею влились в мысль нового
времени и сыграли значительную роль в развитии освободительных идей. Тень
гениального римлянина стояла у колыбели просветительного движения XVII и XVIII
веков, служившего выражением революционных стремлений тогдашней буржуазии и
своим левым крылом ставшего истоками для социалистических и коммунистических
учений конца XVIII и начал XIX века. |
|
Брахманизм |
 |
|
Брахманизм
Введение.
Одна
из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности
древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые
вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью
в значительной степени повлияли на формирование и характер современной
цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего
научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость.
С
другой стороны, если считать цивилизацию нравственным, интеллектуальным и
техническим оснащением культуры, как способа преодоления этносом исторического
пространства на одной и той же географической территории, то здесь на первый план
выходит своеобразие культур и их способность сосуществовать, не проникая друг в
друга. Более того, состояние современного общества перестает быть обязательным,
становятся возможными иные культурные варианты. |
|
"Город на горе". Апостолы в начале пути |
 |
|
"Город на горе". Апостолы в
начале пути
А. Алексеев, историк.
В древности религиозные представления были частью национального
сознания. Каждый народ чтил собственных богов. Чужих богов боялись или презирали,
иногда даже брали их (точнее, их статуи) в плен. Понятие универсальности божества
и абсолютной истины, стремление восславить и утвердить истинную веру принадлежат
новой эпохе, периоду становления мировых религий и начинающейся глобализации. Впервые
оно проявилось в Палестине.
В ожидании Мессии
Ко времени Рождества Христова потомки древних израильтян
уже давно утратили национальную государственность и рассеялись по всему Средиземноморью.
Из четырех-шести миллионов как минимум две трети их жили вне Палестины. Положение
этой диаспоры - одной из многих в Римской империи - было поистине уникальным. Причина
крылась в особенностях еврейской религии - иудаизма. |
|
Явление Артура в мифологии |
 |
|
Явление Артура в мифологии
"Явление"
Артура, его внезапное вторжение в ход мифологической истории, представляет
собой одну из много численных загадок кельтской мифологии. Он никак не
упоминается ни в одной из "Четырех Ветвей Мабиноги", повествующей о
клане богов древних бриттов, сопоставимых с гэльскими богами Туатха Де Данаан.
Наиболее ранние упоминания его имени в староваллийской литературе изображают его
одним из военных вождей, ничуть не лучше, если не хуже других, таких, как
"Герайнт, князь Девона", чье имя обессмертили и старинные барды [1],
и вдохновенное перо Теннисона. Однако вскоре после этого мы видим Артура
вознесенным на небывалую высоту, ибо он именуется королем богов, которому
подобострастно воздают почести боги старых кланов небожителей - потомки Дон,
Ллира и Пвилла. |
|
Боги, ставшие рыцарями короля Артура |
 |
|
Боги, ставшие рыцарями короля Артура
По
правде говоря, английским читателям лучше знакомы не эти фрагменты легенды об
Артуре. Образ, с которым сегодня чаще всего ассоциируется это имя в сознании читателя,
- не Артур в ипостаси бога, а Артур "благородный король", основатель
знаменитого Круглого стола, из-за которого он посылает своих верных рыцарей "охранять
земли и искоренять зло человеческое", как сказано в "Королевских
идиллиях" Теннисона. Эта концепция обязана своим происхождением даже не "Смерти
Артура" сэра Томаса Мэлори, а именно "Королевским идиллиям" Теннисона,
однако надо отметить, что Теннисон настолько осовременил старинное предание, что
в его версии от старинного Артура не осталось практически ничего, кроме имени.
Справедливости ради надо признать, что поэт и сам признается, что его творение
имеет лишь косвенное отношение к славному герою, ибо ... |
|
Пережитки кельтского язычества в новейшие времена |
 |
|
Пережитки кельтского язычества в новейшие времена
Падение
кельтского государственного языческого культа началось в Британии несколько
раньше, чем в соседней Ирландии. Справедливости ради надо признать, что первый удар
кельтскому язычеству нанесла не проповедь христианства, а суровый гуманизм и строгое
правосудие римлян. Римляне, как никакой другой народ на свете, известный
историкам, отличались удивительной толерантностью (веротерпимостью) к
религиозным воззрениям других народов и с готовностью приняли в свой пантеон кельтские
божества - причем на правах богов. Дружественные божества галлов и бриттов всегда
без особого труда могли получить, так сказать, римское гражданство, распространявшееся
и на богов, и быть ассимилированными Юпитером, Марсом, Аполлоном или любыми
другими обитателями собственно римского пантеона, с которыми их отождествляли римляне.
Итак, римские законы вели борьбу не против самих богов, а против их культов,
сосредоточенных в руках местных жрецов. |
|
Финн и фианы |
 |
|
Финн и фианы
Вслед
за эпохой правителей Эмайн Махи, согласно анналам древней Ирландии, наступило
время череды шествующих монархов, которые, будучи столь же мифическими, как и
король Конхобар и его двор, тем не менее со временем приобретали более земной,
человеческий облик. Этот период продолжался около двух веков, достигнув своей
кульминации в годы правления династии, с которой связано куда больше легенд,
чем со всеми ее непосредственными предшественниками. Итак, эта последняя
династия, по утверждению старинных хронистов, началась в 177 г. н. э., когда на
трон вступил знаменитый Конн Сотня Воинов", и вплоть до правления его
знаменитого внука, Кормака Величественного, и она непосредственно связана с
третьим циклом гэльских преданий - циклом, повествующим о подвигах Финна и его
фианов. Все эти короли имели те или иные контакты с национальными богами
кельтов. |
|
Боги кельтов Британии |
 |
|
Боги кельтов Британии
Мифы
и легенды о богах древних бриттов дошли до нас в столь же компактном или, наоборот,
развернутом изложении, что и мифы о гэльских божествах, сохранившиеся в стариных
ирландских и шотландских манускриптах. Они тоже немало пострадали от упорных
попыток эвгемеристов провозгласить их простыми людьми, со временем превращенными
в богов. Лишь в знаментих "Четырех ветвях Мабиноги" боги бриттов
предстают в своем подлинном облике - как существа сверхъестественные,
обладающие необъятными познаниями в магии и колдовстве, существа, для окторых нет
никаких ограничений и преград, сковывающих простых смертных. Помимо этих четырех
фрагментов древней мифологической системы, а также весьма и весьма скудных упоминаний
в наиболее ранних валлийских поэмах и стихах, богов древних бриттов можно
встретить разве что под чужими масками и именами. |
|
Ирландская Илиада |
 |
|
Ирландская Илиада
Эбер
и Эремон, сыновья Мил Эспэйна и победители богов, открывают собой новый ряд
персонажей гэльских преданий - ранних ирландских королей-"милесиан".
И хотя монахи-хронисты не жалели усилий, пытаясь явить реальную историческую
основу в преданиях о героях, они выглядят столь же мифическими, как и бoги
клана Туатха Де Данаан. Первым из них, имевшим наименее ощутимую связь с
действительными событиями, Тайгермас, правивший спустя добрую сотню лет nocле
прихода сынов Мил Эспэйна. Он был из числа тех repoeв, которых принято
именовать "королями - носителями культуры", и сыграл для Ирландии
примерно такую роль, какую сыграл Тесей для Афин или Минос для Крит. В годы его
правления на острове появилось девять новых озер, и целых три реки вырвались из
подземных глубин, чтобы напоить своей водой Эрин. Под его покровительством
жители Эрина научились выплавлять золото, делать роскошные украшения из золота
и серебра и окрашивать ткани в самые разные цвета. |
|
Боги гэлов |
 |
|
Боги гэлов
Из
двух кельтских народов, обитавших на наших островах, гораздо лучше и полнее
сумели сохранить свою мифологию гэлы. Иногда мы располагаем настолько
подробными рассказами о гэльских божествах, что их вполне можно сопоставить с
мифами греческих поэтов об эллинских богах, с преданиями об индийских дэвах из
"Ригведы" или с норвежским Эзиром, о котором упоминают Старшая и
Младшая Эдды. Таким образом, древнеирландские манускрипты донесли до нас обширные
сведения, позволяющие с достаточной ясностью представить себе образы этих
богов. Они, как и следовало ожидать, весьма и весьма схожи с божественными
иерархиями других арийских народов.
Мы
знаем, что эти боги разделены на два противоположных лагеря. Такое разделение
характерно для всех арийских религий. Подобно тому, как олимпийские боги
сражались с титанами, Эзир - с йотунами, а дэвы - с асурами, в гэльском царстве
духов также существуют два враждующих друг с другом небесных воинства. |
|
Религиозные верования древних бриттов и друидизм |
 |
|
Религиозные верования древних бриттов и друидизм
Древнейшие
кельтские обитатели Британии - гэлы и бритты, - как уже было сказано,
относились к одной из ветвей арийской расы. Точнее говоря, сам это термин
относится не столько к самой расе, сколько к обширной группе языков,
восходящих, как это доказали исследователи, к единому общему источнику -
гипотетическому праязыку, именуемому арийским, или, точнее, индоевропейским.
Этот древнейший язык, по всей видимости, был распространен на большей части
обширной равнины, простирающейся от Центральной Европы до великих горных
хребтов Центральной Азии, вытесняя языки других народов или, наоборот, активно
смешиваясь с ними, и на различных ветвях этого языка некогда говорили жители
почти всей Европы и большей части Азии. |
|
Кем были древние бритты? |
 |
|
Кем были древние бритты?
Прежде
чем приступить к изложению мифологической системы "древних бриттов",
не мешало бы уточнить, кого же именно обычно имеют в виду под этой неудачной,
но общепринятой формулой. Вообще говоря, мы имеем весьма смутное представление
о "древних бриттах", почерпнутое в основном со страниц школьных
учебников. На картинках в тех же учебниках мы видим людей в красочных одеждах,
правящих утлыми челноками или несущихся на боевых колесницах сквозь ряды
изумленных римских легионеров. Их жрецы-друиды, седобородые мужи, облаченные в
длинные белые одеяния, срезают золотым серпом в день полнолуния ветви омелы
или, творя далеко не столь невинные деяния, сжигают гигантские человекообразные
чучела, сплетенные из лозняка.
Столь
колоритные подробности мало что дают нам, что объясняется не только недостатком
наших собственных знаний, но и скудостью познания наших учителей. |
|
Роль и значение кельтской мифологии |
 |
|
Роль и значение кельтской мифологии
Древнейшие
легенды и поэтические памятники любой страны и любого народа представляют
огромный интерес и ценность не только для потомков, но и для всего человечества.
В качестве примера достаточно назвать классические мифы Древней Греции. Они
оказали, так сказать, троякое влияние на историческую судьбу народа, создавшего
их, и страны, земля которой была их ареной и сценой их действия. Во-первых, во
времена, когда эти предания были еще свежи в памяти, вера в их подлинность и
гордость за своих отцов стали силой, способной объединить разрозненные племена
эллинов в единую конфедерацию. Во-вторых, они вдохновили скульпторов и поэтов
на создание творений, не только непревзойденных, но и не повторенных ни одной
из культур во все последующие века. |
|
Мифология Древней Греции |
 |
|
Мифология Древней Греции
Древнегреческое
общество прошло долгий путь развития от самого темного, архаического периода до
развитой цивилизации. Мифы, в которых выражалось его мировоззрение, изменялись
вместе с развитием общества.
Доолимпийский
этап развития мифов пришелся на историческую эпоху, когда человек чувствовал
себя беззащитным перед силами природы. Окружающий мир представлялся ему в виде
первобытного хаоса, в котором действовали неуправляемые, страшные для человека
стихии. Главной действующей силой природы мыслилась земля, все порождающая и
всему дающая начало. Земля порождала чудовищ, олицетворявших ее темную
хтоническую силу. Таковы титаны, циклопы и "гекатонхейры" - сторукие
чудища, пугавшие воображение человека. Таков многоголовый змей Тифон. Таковы
страшные богини Эринии - старухи с собачьеми головами и змеями в распущенных
волосах. В этот же период появились и кровожадный пес Кербер, и лернейская
гидра, и химера с тремя головами. |
|
Источник сведений о кельтской мифологии |
 |
|
Источник сведений о кельтской мифологии
Чарльз
Элтон затронул лишь небольшую часть материала, которым мы вправе
воспользоваться, чтобы попытаться реконструировать древние мифологические представления
жителей Британских островов. К счастью, мы не скованы по рукам и ногам
труднейшей проблемой восстановления сказочных подвигов и деяний ирландских и
британских королей, правивших задолго до св. Патрика или даже Юлия Цезаря, в их
первозданном облике персонажей кельтской мифологии; равно как не обязаны
отслеживать всевозможные атрибуты и чудеса сомнительных святых ранней церкви
или вычленять примитивные языческие элементы в легендах об Артуре и его рыцарях
из потока благочестивой беллетристики, привнесенной в них норманнскими авторами
знаменитых романов. |
|
Скандинавская мифология |
 |
|
Скандинавская мифология
Как и остальные
народы древности, живущие родоплеменным
строем, древние германцы были разделены на различные племена. Это приводило к
значительной разнице в их верованиях, в составе племенных божеств, в степени
влияние на их воззрения соседей.
Древнегерманскую
мифологию можно разделить на две большие части - мифологию континентальных
германцев и мифологию северных, скандинавских стран. Континентальные германцы
уже с самых ранних времен подверглись влиянию своих ближайших соседей - римлян,
а также кельтов. Начавшаяся христианизация Европы также затронула их первыми.
По этой причине самобытная германская мифология лучше и дольше сохранялась у
северных скандинавов, удаленных от посторонних влияний. Именно северогерманская
мифология дошла до наших времен, сохраненная двумя выдающимися памятниками
европейской литературы - так называемыми "Старшей" и "Младшей
Эддой". |
|
Римский миф |
 |
|
Римский миф
Древнеримская
мифология отличалась от греческой большей абстрактностью. Римляне обожествляли
различные понятия - верность, доблесть, храбрость. Вначале самобытная, римская
мифология уже на ранних этапах своего становления попала под влияние греков,
населявших Италию. Так, например, Марс первоначально был богом, питающим корни
растений, а Венера - богиней садов. Лишь потом они были отождествлены с
греческими божествами войны и любви.
Но
самым интересным явлением сознания древних римлян можно назвать так называемый
"Римский миф". "Римский миф" - это не просто рассказ из
жизни богов и обожествленных предков, это целый комплекс взглядов, сложившихся
в народное мировоззрение и в идеологию римского государства. Суть его
заключалась в том, что Риму самими богами издревле было предназначено стать
первым городом мира и править народами. |
|
<< 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 >> |
|
|
|
|
|
|
|
Анекдот
|
В одном из интервью руководство АвтоВАЗа высказалось, что АвтоВАЗ вЂ“ это живой организм. Они и сами не поняли, насколько оказались правы.
Питается этот организм металлом, стеклом, пластмассой и резиной, а на выходе у него, как и у всякого живого организма… |
|
показать все
|
|