|
Опера Джакомо Пуччини "Мадам Баттерфляй" (Madama Butterfly) |
 |
|
Опера
Джакомо Пуччини "Мадам Баттерфляй" (Madama Butterfly)
Японская
трагедия в двух действиях и трёх частях; либретто Л. Иллики и Дж. Джакозы по
одноимённому рассказу Дж. Л. Лонга и по одноимённой драме Д. Беласко.
Первая
постановка: Милан, театр "Ла Скала", 17 февраля 1904 года; в новой
редакции: Брешиа, театр "Гранде", 28 мая 1904 года.
Действующие
лица:
мадам
Баттерфляй (Чио-Чио-сан, сопрано), Сузуки (меццо-сопрано), Кэт Пинкертон
(меццо-сопрано), Бенджамин Франклин Пинкертон (тенор), Шарплес (баритон), Горо
(тенор), принц Ямадори (тенор), дядя бонза (бас), Якусиде (баритон), комиссар
(бас), чиновник регистратуры (бас), мать Чио-Чио-сан (меццо-сопрано), тётка
(меццо-сопрано), кузина (сопрано), Долоре (мальчик; мимическая роль),
родственники, друзья, подруги, слуги Чио-Чио-сан.
Действие
происходит в Нагасаки в начале XX века.
Действие
первое.
Японский дом на
одном из холмов близ Нагасаки. |
|
Опера С. В. Рахманинова "Алеко" |
 |
|
Опера С. В.
Рахманинова "Алеко"
Опера в одном
действии; либретто В. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина
"Цыганы".
Первая
постановка: Москва, Большой театр, 27 апреля (9 мая) 1893 года.
Действующие лица:
Алеко (баритон), молодой цыган (тенор), старик, отец Земфиры (бас), Земфира
(сопрано), старая цыганка (контральто), цыгане.
Время и место
действия неопределенное.
На берегу реки
раскинул свои шатры табор цыган. Тихо напевая, они готовятся к ночлегу. Старый
цыган, отец красавицы Земфиры, вспоминает молодость и свою любовь, причинившую
ему немало страданий. Совсем недолго его любила Мариула, через год ушла она с
другим табором, бросив мужа и маленькую дочь. Рассказ старика вызывает бурный
отклик у Алеко. Он не простил бы измены и поэтому не может понять, почему
старик не стал мстить неверной жене и её возлюбленному. |
|
Опера Беллини "Капулетти и Монтекки" (I Capuleti e I Montecchi) |
 |
|
Опера
Беллини "Капулетти и Монтекки" (I Capuleti e I Montecchi)
Опера в двух
действиях; либретто Ф. Романи по мотивам новеллы М. Банделло и трагедии Шекспира
"Ромео и Джульетта".
Первая
постановка: Милан, 1830 год.
Основные
действующие лица: Джульетта (сопрано), Ромео (меццо-сопрано), Тебальдо (тенор),
Каппелио (бас), Лоренцо (тенор).
Верона. 13 век.
Между родовыми кланами Капулетти, которых представляет их вождь Каппелио и его
сестра Джульетта, и Монтекки, главой которых является Ромео, существует давняя
вражда, усугубляющаяся распрей политической, так как Капулетти принадлежат к
партии гвельфов, а Монтекки к партии гибеллинов. Ромео и Джульетта любят друг
друга, однако у Джульетты есть жених, соратник гвельфов Тебальдо. Гибеллины
предпринимают попытку примириться с врагами, для этого к ним приходит
переодетый Ромео. Но все неудачно. Конфликт доходит до того, что гиббелины
врываются в Верону, чтобы помешать браку, может начаться гражданская война. |
|
Опера Пьетро Масканьи "Сельская честь" (Cavalleria Rusticana) |
 |
|
Опера Пьетро
Масканьи "Сельская честь" (Cavalleria Rusticana)
Мелодрама в
одном действии; либретто Дж. Тарджони-Тоццетти и Г. Менаши по одноименной
новелле Дж. Верги.
Первая
постановка: Рим, театр "Костанци", 17 мая 1890 года.
Действующие
лица: Сантуцца (сопрано), Лола (меццо-сопрано), Турриду (тенор), Альфио
(баритон), Лючия (контральто), крестьяне и крестьянки.
Действие
происходит на площади одной из деревень Сицилии в конце XIX века.
За сценой
слышится голос Туридду, поющего Лоле сицилиану. Народ входит в церковь: сегодня
пасха. Хор прославляет природу и любовь ("Gli aranci olezzano";
"Пышно плоды на деревьях красуются"). Сантуцца входит в таверну
Лючии, матери Туридду, чтобы узнать что-нибудь о своем возлюбленном, который
последнее время ее избегает. Появляется возчик Альфио, муж Лолы ("Il
cavallo scalpita"; "Кони бешено летят"), он между прочим
упоминает о том, что видел Туридду утром около своего дома. |
|
Опера Георга Фридриха Генделя "Юлий Цезарь" (Giulio Cesare) |
 |
|
Опера Георга
Фридриха Генделя "Юлий Цезарь" (Giulio Cesare)
Опера в трех
действиях; либретто Н. Хайма по драме Дж. Ф. Буссани.
Первая
постановка: Лондон, Королевский театр, 20 февраля 1724 года.
Действующие
лица: Юлий Цезарь (контральто), Курион (бас), Клеопатра (сопрано), Птолемей
(контратенор), Корнелия (меццо-сопрано), Секст Помпей (меццо-сопрано), Акилла
(бас), Нирено (контратенор).
Юлий Цезарь с
триумфом вступает в Египет, преследуя бежавшего туда Помпея, который ищет
убежища у царя египтян Птолемея. Корнелия, жена Помпея, просит Цезаря пощадить
супруга. Великодушный Цезарь соглашается. Но вероломный Птолемей, желая угодить
римскому полководцу, убивает Помпея. Корнелия и её сын Секст клянутся отомстить
за смерть мужа и отца. Тем временем сестра Птолемея Клеопатра, мечтающая о
египетском престоле, пытается завоевать сердце Цезаря, воспользовавшись его
гневом по поводу поступка брата. Тот обещает ей свою помощь. |
|
Блатная музыка |
 |
|
Блатная музыка
М. А. Грачев, кандидат филологических наук
Это
название арго появилось в лексике деклассированных элементов в конце XIX —
начале XX вв. В русской же лингвистической литературе оно впервые зафиксировано
в 1908 году (см. название словаря В. Ф. Трахтенберга — «Блатная музыка. Жаргон
тюрьмы»). И. А. Бодуэн де Куртенэ в статье, посвященной изучению арго, иначе
его и не называет, как блатная музыка (Бодуэн де Куртенэ. «Блатная музыка» В.
Ф. Трахтенберга//Избранные труды по общему языкознанию. М., 1963. Т. 2).
Любопытно, что в этой небольшой статье (всего две страницы) словосочетание
блатная музыка встречается двенадцать раз! И в дальнейшем оно стало
употребляться в лингвистической литературе в качестве синонима к термину арго
(см., например, название статьи М. М. Фридмана — Еврейские элементы «блатной
музыки»//Язык и литература. Л., 1931). В словарях русского языка под редакцией
Д. Н. Ушакова, В. И. Чернышева, С. И. Ожегова, А. П. |
|
Эволюция творчества Верди в сороковые годы |
 |
|
Эволюция
творчества Верди в сороковые годы
Артур
Платонов
В отечественном
музыкознании оперы Верди 40-х годов принято относить к ранним произведениям и
определять их как героико-патриотические. Этот взгляд представляет созданное
великим творцом в искажённом виде: во-первых, это делает все произведения
обезличенными, похожими одно на другое, во-вторых, количество этих опер в
полтора раза превышает число тех, в которых, как принято считать, композитор
наконец обретает свою творческую индивидуальность.
Из пятнадцати
произведений 40-х годов только три можно считать в полной мере
героико-патриотическими: "Жанна д'Арк", "Атилла",
"Битва при Леньяно". В известной степени к ним можно причислить
"Набукко" и "Ломбардцы", но в этих операх патриотические
идеи не занимают единственно доминирующего положения. Остальные десять
произведений вовсе далеки от узко-национальной тематики.
Рассмотрим
вкратце тот путь эволюции, который проходит творчество Верди в этот период. |
|
Музыкальная жизнь Англии в XVII в. |
 |
|
Музыкальная
жизнь Англии в XVII в.
XVII в.
оказался противоречивым и для музыкального искусства Англии. Творческое
наследие английской музыки было богатым и разнообразным: традиция многоголосья,
разработка полифонических форм, расцвет мадригала… Но непосредственного
исторического продолжения многое из ранее достигнутого не получило. Движение
творческой мысли тормозилось и прерывалось в силу особых исторических
обстоятельств. В сложных условиях выдвинулась в Англии фигура гениального
музыканта Генри Персела (1658-1695гг.).
Им написаны
произведения в различных жанрах, некоторые его песни стали «народными», он
развил духовные хоровые песнопения («антемы»). Но главной областью творчества
была музыка для театра (опера, музыка к 152 спектаклям…). Явился
родоначальником и завершителем национальной оперной школы. |
|
Опера Джузеппе Верди "Отелло" (Otello) |
 |
|
Опера
Джузеппе Верди "Отелло" (Otello)
Г. Маркези
Музыкальная
драма в четырёх актах; либретто А. Бойто по одноимённой трагедии Шекспира.
Первая постановка: Милан, театр "Ла Скала", 5 февраля 1887 года.
Действующие
лица:
Отелло (тенор),
Яго (баритон), Кассио (тенор), Родериго (тенор), Лодовико (бас), Монтано (бас),
Дездемона (сопрано), Эмилия (меццо-сопрано), герольд (бас); солдаты и моряки
Венецианской республики, жители Кипра, греческие воины, далматы, албанцы,
хозяин таверны, четверо слуг в таверне, гребец.
Действие
происходит в конце XV века в приморском городе на острове Кипре, подчинённом
Венеции.
Действие
первое.
Замок на берегу
моря. Вечер. |
|
Опера Джакомо Пуччини "Богема" (La Boheme) |
 |
|
Опера
Джакомо Пуччини "Богема" (La Boheme)
Опера в четырёх
картинах; либретто Дж. Джакозы и Л. Иллике по роману А. Мюрже "Сцены из
жизни богемы" и по его же драме "Жизнь богемы". Первая
постановка: Турин, театр "Реджо", 1 февраля 1896 года.
Действующие
лица:
Рудольф
(тенор), Марсель (баритон), Шонар (баритон), Коллен (бас), Бенуа (бас),
Альциндор (бас), Мими (сопрано), Мюзетта (сопрано), Парпиньоль (тенор),
таможенный сержант (бас), студенты, гризетки, горожане, торговцы и торговки,
солдаты, официанты в кафе, мальчики и девочки.
Действие
происходит в Париже около 1830 года.
Картина первая:
"В мансарде".
Поэт Рудольф
задумчиво смотрит в окно на покрытые снегом крыши ("Nei cieli bigi";
"Вид превосходный"). Марсель работает над картиной. Чтобы согреться
от холода, друзья решают сжечь рукопись драмы Рудольфа. |
|
Опера П. И. Чайковского "Чародейка" |
 |
|
Опера П. И.
Чайковского "Чародейка"
Опера в 4-х д.
Либретто И.В.Шпажинского по его трагедии "Чародейка" (Нижегородское
предание). Действие происходит в Нижнем Новгороде и его окрестностях (в
последней четверти XV века).
Опера
создавалась в сент. 1885, Майданово - май 1887, там же.
Впервые
исполнена 20 окт. 1887, Петербург, Мариинский Театр. Дирижер П.И.Чайковский.
Режиссер О.О.Палечек. Художник М.И.Бочаров. Костюмы по рисункам Е.П.Пономарева.
Сюжет
I д.
На веселом
дворе молодой вдовы Настасьи идет гулянье, льется вино, затеваются игры. К
берегу причаливают лодки желающих "потешиться, на воле в веселии пожить да
поиграть". Отвечая на просьбы гостей, хозяйка, которую злые языки прозвали
чародейкой, Кумой, заводит задушевную песню о Волге-матушке. Мимо проезжает
княжич Юрий, Настасью интригует молва о его великодушии и красоте. Но княжич
сторонится чародейки. Внезапно появляется наместник Князь, прерывающий веселье. |
|
Александр Гаук |
 |
|
Александр
Гаук
Александр
Васильевич Гаук (1893–1963) - русский дирижер, композитор, педагог. Родился в
Одессе 3 августа 1893, получил начальное музыкальное образование под
руководством О.Бахмана (выпускника Венской консерватории); по окончании
гимназии занимался музыкой с Н.Шамье. В 1910 поступил в Петербургский
университет, где играл в студенческом оркестре на ударных инструментах, брал
уроки фортепиано у Е.Ф.Дауговет, подготовившей Гаука к поступлению в
Петербургскую консерваторию, где он обучался в 1911–1917 (по классам
дирижирования Н.Н.Черепнина, фортепиано – Дауговет, Ф.М.Блуменфельда,
композиции В.П.Калафати, И.И.Витола, А.К.Глазунова). С 1917 дирижер в
петроградском Театре музыкальной драмы, в 1920–1931 – дирижер (главным образом
балета) Ленинградского театра оперы и балета. Сотрудничал с балетмейстерами
Ф.В.Лопуховым (в спектаклях "Ночь на Лысой горе" на музыку
М.П.Мусоргского, "Пульчинелла", "Байка про Лису, Петуха, Кота да
Барана" И.Ф. |
|
Опера Джузеппе Верди "Риголетто" (Rigoletto) |
 |
|
Опера
Джузеппе Верди "Риголетто" (Rigoletto)
Г. Маркези
Музыкальная
драма в трёх действиях; либретто Ф. М. Пиаве по драме В. Гюго "Король
забавляется". Первая постановка: Венеция, театр "Ла Фениче", 11
марта 1851 года.
Действующие
лица:
герцог
Мантуанский (тенор), Риголетто (баритон), Джильда (сопрано), Спрафучиле (бас),
Маддалена (контральто), Джованна (меццо-сопрано), граф Монтероне (баритон),
кавалер Марулло (баритон), Маттео Борса (тенор), граф Чепрано (бас), графиня
Чепрано (меццо-сопрано), офицер (тенор), паж герцогини (меццо-сопрано);
кавалеры, дамы, пажи, слуги.
Действие
происходит в Мантуе и её окрестностях в XVI веке.
Действие
первое.
В великолепном
зале герцогского дворца бал. Распутный герцог похваляется придворному Борсе
своими любовными приключениями: с некоторых пор он каждое воскресенье встречает
приглянувшуюся ему незнакомку в церкви, куда приходит переодетый. |
|
Опера Дж. Пуччини "Манон Леско" (Manon Lescaut) |
 |
|
Опера Дж.
Пуччини "Манон Леско" (Manon Lescaut)
Е. Цодоков
Лирическая
драма в четырех действиях; либретто Д. Оливы, Л. Иллики и М. Праги по роману А.
Ф. Прево "История кавалера де Грие и Манон Леско".
Первая
постановка: Турин, театр "Реджо", 1 февраля 1893 года.
Действующие
лица: Манон Леско (сопрано), Леско, сержант королевской гвардии, её кузен
(баритон), кавалер Рене де Грие, студент (тенор), Жеронт де Равуар,
государственный казначей (бас), Эдмонд, студент (тенор), хозяин гостиницы
(бас), танцмейстер (тенор), музыкантша (меццо-сопрано), сержант лучников (бас),
фонарщик (тенор), капитан (бас), парикмахер (мимическая роль), музыканты,
старые господа и аббаты, девушки, горожане, студенты, народ, придворные, лучники,
моряки.
Действие
происходит в Амьене, Париже, Гавре и Луизиане в XVIII веке.
Действие
первое.
Площадь перед
почтовой станцией в Амьене с постоялым двором. Пёстрая толпа гуляющих:
студенты, девушки, солдаты, горожане и горожанки. Вечер. |
|
Опера П. И. Чайковского "Пиковая дама" |
 |
|
Опера П. И.
Чайковского "Пиковая дама"
П. Е. Вайдман
Опера в 3-х
действиях, 7-ми картинах. Либретто М.И.Чайковского при участии П.И.Чайковского
по одноименной повести А.С.Пушкина.
Действие
происходит в Петербурге в конце XVIII в.
Созд. янв.
1890, Флоренция - июнь 1890, Фроловское.
Первое
исполнение 7 дек. 1890, Петербург, Мариинский театр. Дирижер Э.Ф.Направник.
Режиссер Г.П.Кондратьев. Танцы и интермедия поставлены М.Петипа. Художники:
В.В.Васильев - д. I, кар. 1, А.С.Янов - д. I, карт. 2, Г.Левот - д. II, карт. 3
и д. III, карт. 7, К.М.Иванов - д. III, карт. 4 и д. III, карт. 6, И.П.Андреев
- д. III, карт. 5. Костюмы по рисункам Е.П.Пономарева.
Сюжет
д. I, 1к.
Солнечный
Летний сад. В обстановке благоденствия и радости прогуливается толпа горожан,
дети в сопровождении нянюшек и гувернанток. Офицеры Сурин и Чекалинский делятся
впечатлениями о странном поведении своего приятеля Германа. |
|
Опера Джузеппе Верди "Дон Карлос" (Don Carlos) |
 |
|
Опера
Джузеппе Верди "Дон Карлос" (Don Carlos)
Г. Маркези
Опера в пяти
действиях; либретто Ж. Мери и К. дю Локля по драме Ф.Шиллера "Дон Карлос,
инфант Испанский". Первая постановка: Париж, "Гранд-Опера", 11
марта 1867 года. Четырёхактная редакция: французское либретто К. дю Локля,
итальянский перевод А. де Лозьера и А. Дзанардини; первая постановка: Милан,
"Ла Скала", 10 января 1884 года. Третья редакция в пяти действиях:
Модена, театр "Коммунале", 1886 год.
Действующие
лица:
Филипп II
(бас), Дон Карлос (тенор), Родриго (баритон), Елизавета Валуа (сопрано),
принцесса Эболи (меццо-сопрано), Великий инквизитор (бас), монах (бас), голос с
неба (сопрано), королевский герольд (тенор), граф ди Лерма (тенор), Тебальдо
(тенор). Фламандские депутаты, инквизиторы, испанские придворные, народ, пажи,
стража Филиппа II, монахи, члены инквизиционного суда, солдаты, городские
власти, депутаты испанских провинций.
Редакция в пяти
актах (третья). |
|
Опера П. И. Чайковского "Черевички" |
 |
|
Опера П. И.
Чайковского "Черевички"
П. Е. Вайдман
2-я редакция
оперы "Кузнец Вакула".
Комико-фантастическая
опера в 4-х д. 8 к. Либретто Я.П.Полонского по повести Н.В.Гоголя "Ночь
перед Рождеством".
Создана Февр.-март
1885, Майданово.
Первое
исполнение: 19 янв. 1887, Москва, Большой театр. Дирижер П.И.Чайковский.
Режиссер А.И.Барцал. Художник К.Ф.Вальц. Действующие лица и исполнители:
Вакула, кузнец - Д.А.Усатов; Солоха, мать Вакулы (ведьма) - А.В.Святловская;
Бес из пекла, фантастическое лицо - Б.Б.Корсов; Чуб, пожилой казак -
И.В.Матчинский; Оксана, дочь Чуба - М.Н.Климентова; Пан Голова, кум Чуба -
В.С.Стрелецкий; Панас, кум Чуба - П.Н.Григорьев; Школьный учитель из бурсаков -
А.М.Додонов; Светлейший - П.А.Хохлов; Церемониймейстер - Р.В.Василевский.
Для вставной
арии Вакулы "Слышит ли, девица" взята первая половина украинской
лирической песни "Ой, не пугай, пугаченьку".
Первая редакция
оперы - "Кузнец Вакула".
Комическая
опера в 3-х д. 8 к.
Либретто
Я.П. |
|
Опера П. И. Чайковского "Орлеанская дева" |
 |
|
Опера П. И.
Чайковского "Орлеанская дева"
П. Е. Вайдман
Опера в 4-х д.,
6-ти к. Либретто Чайковского по одноименной трагедии Ф.Шиллера в переводе
В.А.Жуковского. Посвящ. Э.Ф.Направнику.
Создана в
декабре 1878, Флоренция - августе 1879, Симаки.
Впервые
исполнена. 13 февраля 1881, в Петербурге, в Мариинском театре в бенефис
Э.Ф.Направника. Дирижер Э.Ф.Направник. Художник по костюмам М.Григорьев. Были
использованы декорации из других спектаклей.
Сюжет:
I д. Франция XV
века. В разгаре Столетняя война с англичанами. На площади перед церковью
деревенские девушки украшают дуб и поют песенки. Крестьянин Тибо д'Арк досадует
на их легкомыслие в столь грозный для Отечества час. Он озабочен судьбой
дочери, семнадцатилетней Иоанны и хочет выдать ее замуж за Раймонда, чтобы
уберечь от опасности. Но Иоанна ощущает как веление свыше другое
предназначение. Тревожный набат возвещает о падении Парижа и об осаде Орлеана,
которому грозит гибель. |
|
"Так поступают все женщины, или Школа влюбленных" (Cosi fan tutte) |
 |
|
"Так
поступают все женщины, или Школа влюбленных" (Cosi fan tutte)
Комическая
опера в двух действиях; либретто Л. Да Понте.
Первая
постановка: Вена, "Бургтеатр", 26 января 1790 года
Действующие
лица:
Фьордилиджи
(сопрано), Дорабелла (меццо-сопрано), Феррандо (тенор), Гульельмо (баритон),
Деспина (сопрано), Дон Альфонсо (бас), солдаты, слуги, моряки, гости на
свадьбе, народ.
Действие
происходит в Неаполе около 1790 года.
Действие
первое.
Молодые
офицеры, друзья Гульельмо и Феррандо счастливы. У них прелестные возлюбленные
Фьордилиджи и Дорабелла, и ничто не омрачает их жизни. Однако их приятель Дон
Альфонсо, старый холостяк, не так спокоен. Нельзя верить женщинам, все они
ветрены. Он уговаривает юношей проверить своих возлюбленных и готов заключить
пари, что они не выдержат испытания. Между тем сёстры ожидают своих женихов.
Неожиданно появляется Дон Альфонсо и сообщает, что их возлюбленные собираются в
военный поход. Девушки в отчаянии. |
|
Опера Белы Бартока "Замок герцога Синяя Борода" (A Kekszakallu herceg Vara) |
 |
|
Опера Белы
Бартока "Замок герцога Синяя Борода" (A Kekszakallu herceg Vara)
Опера в одном
действии; либретто Б. Балажа по его сценической балладе, с использованием
мотивов пьесы-сказки Метерлинка "Ариана и Синяя Борода".
Первая
постановка: Будапешт, 24 мая 1918 года.
Действующие
лица: герцог Синяя Борода (бас), Юдифь (меццо-сопрано), предыдущие жены (немые
роли).
Действие
происходит в замке герцога Синяя Борода.
Пролог. Глухо и
скорбно звучит голос чтеца:
Это предание о
многих страданиях.
Их смысл и
значение понять вы должны…
Видите замок?
Он вам не знаком?
Знайте же –
тайна скрывается в нём.
Густой пеленой
мрака и зловещим безмолвием окутан замок герцога Синяя Борода. Тут нет окон, и
лишь слабый, дрожащий отблеск света вырывает из темноты приземистую железную
дверь. Она медленно приоткрывается, и на пороге возникают смутные, неясные
силуэты людей. Их двое. Это сам владелец замка, грозный герцог Синяя Борода, и
его возлюбленная Юдифь. |
|
<< 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 >> |
|
|
|
|