|
 |
|
|
|
|
|
|
Исламские общины Северного Кавказа: идеология и практика |
 |
|
Исламские общины Северного Кавказа: идеология и
практика
Ярлыкапов А.
Процессы,
происходящие на Северном Кавказе, свидетельствуют о том, что регион в целом
находится сегодня в состоянии тяжелого системного кризиса. Наиболее проблемными
оказались национальные республики, ситуация в которых так и не улучшилась за
последние 10 - 15 лет. Параллельно набирает вес другая проблема, которая лежит
в области религиозных верований, но в силу разных причин переходящая в
практическую плоскость: проблема проникновения экстремистских идей в среду
мусульман. Она у нас в основном рассматривается как проблема взаимоотношений
так называемого "традиционного" ислама и "ваххабизма".
Однако, во-первых, весьма проблематично описать, что же собой представляет
"традиционный" ислам. Ведь если в Дагестане во многих районах это
местная форма суфизма, то в Адыгее, например, никакого суфизма нет, а
существует обычный, если можно так выразиться, "мечетный" ислам. |
|
Православие в Японии |
 |
|
Православие в Японии
Н.М. Векшина
Первые
христиане появились в Японии в начале 40-х годов XVI века. Это были католики —
португальцы, испанцы, голландцы. Первым христианским проповедником был иезуит
Франциск Ксавье, прибывший в страну Восходящего солнца в 1549 году. Немного
позже свою миссионерскую деятельность начали и протестанты. Поначалу новая вера
распространялась достаточно успешно. Многие князья переходили в католицизм со
своими вассалами и крестьянами. В 1611-1614 гг. появляются антихристианские
указы и последующие за ними гонения. В 1639 году исповедание христианства в
Японии было окончательно запрещено. Не подчинявшихся этому указу ждала суровая
участь: их сжигали, избивали, распинали, заживо закапывали в землю и подвергали
другим пыткам. Только в 1873 году был отменен антихристианский закон.
Православие
смогло проникнуть на японскую землю только после подписания договора между
Россией и Японией в 1855 году. |
|
Этнография религии. Легенды о возвращении из загробного мира |
 |
|
Этнография религии. Легенды о возвращении из
загробного мира (по восточнославянским материалам)
Криничная Н. А.
Легенды
о возвращении человека (чаще: его души) из загробного мира - одна из
разновидностей цикла нарративов, повествующих о посещении визионером "того
света". Возможность такого путешествия, по народным верованиям,
обусловливается состоянием обмирания, т.е. временного выхода души из тела,
который имеет разные градации в промежутке между жизнью и смертью. В легендах о
посещении потустороннего мира повествуется о том, как человеку удается попасть
в запредельное инобытие, совершить по нему своего рода экскурсию и, получив
временную отсрочку от смерти, возвратиться в мир живых, чтобы поведать людям об
увиденном там, либо услышанном с назидательной целью - воспользоваться
оставшимся сроком жизни для спасения души. |
|
О некоторых исследованиях паранормального: тема смерти |
 |
|
О некоторых исследованиях паранормального: тема
смерти.
Карпенко Ю.П.
Исследования
паранормального являются местом встречи различных традиций веры и знания. Из
двух основных хранителей опыта паранормального в истории человечества: мировые
религии и внеконфессиональные магико-мистические традиции и практики, -
последние в первую очередь в лице опыта медиумов и экстрасенсов стали предметом
систематических психических исследований, начиная с конца XIX века.
Известно,
что одной из характеристик, различающих мировые религии и внеконфессиональные
магико-мистические традиции и практики, является тема посмертного освобождения
или спасения. В последних, в отличие от первых она отсутствует [11], хотя вера
в существование души человека после смерти его тела является универсалией всех
религиозных традиций, также как и в существование и возможность контакта с
потусторонним миром. |
|
Порочная методология и ее плоды |
 |
|
Порочная методология и ее плоды
И. Я. Кантеров
Можно
только лишь приветствовать участие представителей самых различных научных
дисциплин в исследовании процесса постоянного возникновения, утверждения и
развития религиозных образований. Приложение совместных усилий способствует
лучшему пониманию причин появления неорелигиозных групп, выявлению их места в
обществе, способов пополнения рядов своих последователей.
В
то же время публикуются работы, авторы которых предпочитают разделять
утвердившиеся стереотипы и мифологемы , тем самым консервируя упрощенческие
методологические подходы и блокируя новаторские исследования состояния и
развития объекта изучения. К сожалению такие публикации появляются и в таком
авторитетном издании , каким является «Российский психиатрический журнал. В № 3
за 2005 год в нем появилась статья П.И. |
|
Незаметный герой: священник в армии |
 |
|
Незаметный герой: священник в армии
Классный
час - открытый урок на Корнилиевских образовательных чтениях
Соколова
О. В.
Сегодня
мы с вами проводим классный час "Незаметный герой: священник в
армии". Мы будем говорить об актуальной сегодня теме: нужен ли священник в
современной армии.
Вряд
ли у вас возникнет вопрос: нужен ли священник в школе? Нам с вам повезло,
потому что мы живем в городе, где расположен один из духовных оплотов России –
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, с которым уже много лет
сотрудничает наша гимназия. И вы привыкли видеть в стенах родной школы
иеромонаха Августина (Заярного), катехизатора Псково-Печерского монастыря,
многие из вас посещают его факультатив "Основы духовной православной
культуры".
А
с отцом Харалампием, монахом монастыря, инициатором и ведущим сегодняшнего
классного часа, впервые мы встретились на монастырских полях, где зарабатывали
овощи для школьной столовой. С тех пор мы добрые друзья. |
|
Святитель Филарет (Дроздов) и его отношение к женскому монашеству |
 |
|
Святитель Филарет (Дроздов) и его отношение к женскому
монашеству
Прот. Максим Козлов
Следует
указать в самом начале статьи, что реформа монашеских общин в течение
длительного периода архиерейского служения Святителя Филарета в Москве, -с 1821
по 1867 год ,- не имела места в смысле реформ Петра Великого в 1721 году или
Екатерины Великой в 1764. Кроме того, многие духовные и структурные
преобразования, поборником которых был Святитель Филарет, должны были затронуть
как женские, так и мужские монастыри. Тем не менее, исследование об отношениях
Филарета и женских монашеских общин имеет много оснований: во-первых, о
духовной жизни женских монастырей написано достаточно мало; во-вторых, именно в
XIX в. возникла новая форма организации духовной жизни именно женщин - женские
общины, и св. |
|
Воскресение мертвых |
 |
|
Воскресение мертвых
Прот. Георгий Флоровский
Воскресение Христово - опора христианской надежды
Христианская
надежда опирается на радостное благовестие о разрушении смерти: "Смерти
празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало" (из
пасхального канона). С самого начала в основе апостольской проповеди лежала
радостная весть о Воскресшем. Апостолы свидетельствовали о том, чего очевидцами
стали. Вся спасительная радость Воскресения Христова в том, что есть оно залог
и начало всеобщего воскресения. Воскресший Христос со-воскрешает падшего Адама
и всякой плоти открывает путь к воскресению: "Как в Адаме все умирают, так
во Христе все оживут" (1 Кор. 15:22).
Чтобы
убедиться в этом, достаточно перечесть евангелие воскресения в Первом послании
ап. Павла к Коринфянам: "Если нет воскресения мертвых, то и Христос не
воскрес... Ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес"
(15:13-16). |
|
Праведная Иулиания Лазаревская |
 |
|
Праведная Иулиания Лазаревская
Карпов А. Ю.
Церковная
память праведной Иулиании Лазаревской, Муромской празднуется 2 (15) января.
"Повесть
о Юлиании Лазаревской, или Муромской (ум. 1604) представляет не столько житие,
сколько биографические записки, составленные ее сыном Дружиной Осорьиным",
— писал выдающийся знаток древнерусской житийной литературы Г.П. Федотов. Это
"единственная биография древнерусской женщины. Она замечательна своей
правдивостью, простотой и богатством бытового содержания. Самый подвиг
праведной Юлиании в его смиренной красоте дает понятие о том, как глубоко
Евангелие могло войти в совесть и преобразовать жизнь древнерусского человека.
Юлиания не была канонизирована до последнего времени, современники не были
поражены ее изумительной жизнью; может быть, эта жизнь и не была беспримерной.
Образ св. Юлиании должен бросить светлый луч во всякое слишком мрачное
изображения московского XVII века". |
|
Святитель Димитрий Ростовский |
 |
|
Святитель Димитрий Ростовский
Карпов А. Ю.
Церковь
празднует память святителя Димитрия, митрополита Ростовского, чудотворца, 21
сентября (4 октября), а также 28 октября (4 ноября).
Святитель
Димитрий (в миру Даниил Саввич Туптало, или, точнее, Тупталенко) родился в
декабре 1651 года в местечке Макарове, на Украине, верстах в сорока от Киева, в
семье рядового казака Макаровской сотни Киевского полка Саввы Григорьевича
Туптало-Саввича и его жены Марьи Михайловны. Семья отличалась большой
набожностью: отец святителя в конце жизни принял на себя обязанности ктитора
Кирилловского монастыря, а три его младшие сестры впоследствии приняли
пострижение в монахини. Наибольшее влияние на маленького Даниила, вероятно,
оказала мать, поскольку отец в ту смутную для Украины эпоху большей частью
находился на войне. |
|
Византийский Эдем: «время-в-пространстве» |
 |
|
Византийский Эдем: «время-в-пространстве»
Бибиков М. В.
Основополагающий
образ Эдема византийцам был дан уже первыми листами Септуагинты, представлявшей
— в соответствии с этимологией от др.-евр. edēn — "наслаждение"
— Эдемом "райский сад", определяемый одним словом — par£deisoj
(Быт. 2:8). Собственно, Эдем передается в Септуагинте часто просто словом
"truf" — "наслаждение" (Gen. 3:23). Ветхозаветные описания
Эдема отмечают обилие влаги для орошения рая, чему служат четыре
"начала", проистекающие из Эдемской реки, —Geèn (Гихон) Геон,
Fisèn — Фисон, Тигр и Евфрат. Неиссякаемое орошение сада-рая позволило
произрастать там прекрасным на вид и вкус деревьям, в том числе поставленному в
центре Древу жизни, а также Древу познания добра и зла (Быт. 2:9). Помимо воды,
зéмли, орошаемые водами рек Эдема, изобилуют минералами и камнями —
золотом и самоцветами (упомянуты — "карбункул", т.е. |
|
Материалы для изучения эзотерической традиции в России в начале XIX века: А. Ф. Лабзин и «Сионский вестник» |
 |
|
Материалы для изучения эзотерической традиции в России
в начале XIX века: А. Ф. Лабзин и «Сионский вестник»
В
конце XVIII – начале XIX вв. Россия переживает необычайное увлечение всякого
рода quasi-мистическими, а точнее говоря, теософскими и эзотерическими учениями
(1). Как правило, интерес к подобным учениям наблюдается в периоды социальных
ломок и катаклизмов, когда рушатся устойчивые идеалы, когда старые парадигмы
уже не задают человеку устойчивой системы видения мира, в соответствии с
которой он мог бы успешно осуществлять свою жизнедеятельность (2). Именно таким
переходным периодом и был рубеж веков, сопровождавшийся грозными и трагическими
событиями. В этих условиях в дворянском образованном обществе утверждаются
новые идеалы и ценности. |
|
Религиозные воззрения самураев |
 |
|
Религиозные воззрения самураев
Одновременно
с расцветом японского феодализма и выделением сословия самураев в Японии начало
распространяться учение одной из наиболее влиятельных и популярных впоследствии
сект буддизма - "Дзэн", или "Дзэнсю". В переводе с
японского "дзэн" означает "погружение в молчаливое
созерцание", овладение внешними и духовными силами для достижения
"просветления". Основателем секты "Дзэн" (кит. -
"чань", санскр. - "дхьяна") считается буддийский священник
Бодхидхарма (яп. Бодай Дарума), который проповедовал свое учение сначала в
Индии, а затем в Китае. Из Китая на Японские острова Дзэн-буддизм принесли два
буддийских патриарха Эйсай (1141-1215) и Догэн (1200-1253). В конце XII в. в
стране уже началась его проповедь. Вслед за признанием представителями правящих
кругов феодальной Японии учение Дзэн стало быстро распространяться среди
сословия самураев - опоры правительства сёгунов.
Принятие
Дзэн сословием воинов было закономерным. |
|
Родословная фараонов |
 |
|
Родословная фараонов
Жуков Андрей, еженедельный журнал "Итоги"
В
местечке Абидос, где в древности находился крупнейший духовный центр египтян, и
сегодня можно полюбоваться любопытным династическим древом фараонов. Документ
уникален тем, что сильно отличается от аналогичных исторических свидетельств,
вводя в ступор самых авторитетных специалистов-египтологов. К примеру,
«абидосский список» сокращает древнеегипетскую хронологию на несколько
тысячелетий. И это не единственная загадка Абидоса. Изучение архитектурных
особенностей комплекса позволило сделать вывод об определенной схожести
египетской культуры и древне-американских цивилизаций. Что общего может быть
между двумя мирами, разнесенными друг от друга на тысячи лет и тысячи
километров?
Храм семи богов
В
самом сердце Египта – примерно в 200 километрах к северу от Луксора вниз по
течению Нила - расположен маленький населенный пункт под названием
Арабет-эль-Мадфунах. |
|
Иерархия духовенства у инков |
 |
|
Иерархия духовенства у инков
У
инков было очень много богов, и их пантеон постоянно расширялся по мере
завоевания ими все новых народов, чьи языческие идолы перекочевывали на
территорию растущей империи. Виракоче поклонялись как творцу мироздания, но, по
всеобщему поверью, он передал свои повседневные полномочия побочным богам,
таким, как Ильяпа, бог грома и молнии, Пачамама, богиня земли. Мама Килья,
богиня Луны. Самым главным среди всех этих божеств считался Инти, бог золотого
Солнца, от которого, как утверждали, вели свое происхождение инки. Культ Инти
пронизывал всю политику империи.
Церковь
была прочно соединена с государством, его властными структурами. Верховного
жреца "солнечной религии" Вильяк Уму ("прорицателя")
назначал император, обычно из числа своих братьев или близких родственников.
Его власть по своей мощи уступала только власти Верховного владыки - Сапа Инки. |
|
В поисках легендарной Трои |
 |
|
В поисках легендарной Трои
В
древнегреческой поэме "Илиада" рассказывается о войне греков с
городом-государством Троей. На протяжении столетий считалось что этот город
вымышленный. Его пытались искать профессиональные археологи, но был найден он
лишь в конце XIX века Генрихом Шлиманом. Шлиман был купцом, а археолгия была
лишь его хобби.
Современная
наука насчитывает XII культурных слоев Трои. Троя II Шлимана относится примерно
к 2600 - 2300 гг. до н.э. Троя I - к 2900 - 2600 гг. - эпохе ранней бронзы.
Последняя
(самая поздняя) Троя прекратила свое существование, тихо угаснув в 500-х гг. н.
э. Звалась она уже не Троей и не Новым Илионом, в котором приносил жертвы и
устраивал игры перед походом на Дария Александр Македонский, а звалась она -
Илиум, будучи уже чисто римским городом. А в начале римского века Гай Юлий
Цезарь "отдал жителям земли, освободил их от государственных
повинностей". К Илиуму и у римлян, и у греков отношение было трепетное... |
|
Египетский бог солнца Ра |
 |
|
Египетский бог солнца Ра
РА
(Ре), в древнеегипетской мифологии бог солнца, почитался как царь и отец богов.
Отождествлялся с богом Амоном. Изображался в облике фараона.
Очи
бога Ра были одним из влиятельнейших символов в искусстве древнего Египта. Их
изображали на саркофагах, бортах лодок, стелах, одеждах и амулетах. Очи Ра жили
какой-то странной, независимой от основного организма жизнью.
Считалось,
например, что Урей (божественный змей), украшающий переносицу фараона в
качестве "Правого горящего Ока Ра", способен рассеять противников.
Левое же Око, которое поздние египетские традиции приписывали Гору,
богу-соколу, сыну Исиды, получившему его в наследство, называлось Оком
Исцеления и связывалось с искусством врачевания. Истоки подобных верований
сокрыты в умопомрачительных глубинных тысячелетий. |
|
Взятие под стражу и суд у первосвященников иудейских |
 |
|
Взятие
под стражу и суд у первосвященников иудейских.
Маккавейский Н. К.
Отрывки из книги Н. Маккавейского "Археология страданий
Господа Иисуса Христа"
Поток Кедрский, гора Елеонская — кому не известны эти имена?
Еще в детстве, в первый раз знакомясь с жизнью древнего богоизбранного народа иудейского,
мы слышали их вместе с именами Иордана, Мертвого моря, горы Кармила и др,, и глубоко
напечатлелось в нашем сознании рядом с ними представление о местности, смежной с
центром иудейской жизни, Иерусалимом. Но в то время как из детства привыкли мы рисовать
в своем воображении поток Кедрский как поток в собственном смысле слова, быстро
и с шумом катящийся среди глубокого каменистого русла с севера на юг на восточной
стороне Иерусалима, на самом деле это лишь сухое, безводное, в различных местах
неодинаковой глубины и ширины, русло, или долина, окаймляющая Иерусалим с северной,
восточной и отчасти с южной стороны. |
|
Турбобур в бурение скважин |
 |
|
Турбобур в бурение скважин
Турбобур,
забойный гидравлический двигатель для бурения глубоких скважин преимущественно
на нефть и газ. На первом этапе турбинного бурения (1924-34) применялся
турбобур, изобретённый в СССР в 1922 М. А. Капелюшниковым совместно с Н. А.
Корневым и С. М. Волохом. В этом турбобур высокооборотная одноступенчатая
турбина передавала вращение долоту через планетарный, заполненный маслом
редуктор.
В
1935-50 применялся безредукторный турбобур с многоступенчатой турбиной, вал
которой непосредственно вращает долото (авторы П. П. Шумилов, Р. А. Иоаннесян,
Э. И. Тагиев, М. турбобур Гусман). В многоступенчатом турбобур общий перепад
давлений дифференцируется по ступеням турбины, а момент на валу определяется
суммой моментов, развиваемых каждой ступенью. |
|
Евангелические Церкви в странах Прибалтики |
 |
|
Евангелические Церкви в странах Прибалтики
Герд Штриккер
Современные
прибалтийские государства - Эстония, Латвия и Литва-до революций 1917 г. были
составной частью Российской империи. Сокрушительные поражения русских в Первой
мировой войне настолько ослабили Российскую царскую империю, что она уже больше
не могла оказать противодействия революционному и национально-освободительному
движению многих народов, которые воспринимали ее как свою тюрьму. Из так
называемых Остзейских провинций (Эстляндии, Лифляндии и Курляндии), а также
польской Лифляндии возникли сегодняшние Эстония и Латвия; Литва образовалась из
заселенных литовцами территорий русской Польши. Кроме того, в 1923 г. Литвой
была аннексирована Мемельская область, которая до 1919 г. принадлежала
Германии, а после окончания войны находилась под управлением Лиги Наций. С
другой стороны, литовские области с сильной польской прослойкой были
насильственно оккупированы Польшей (Вильно и окрестности). |
|
<< 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 >> |
|
|
|
|
|
|
|
Анекдот
|
Бомж подходит к двум студентам, идущим по улице... Один категорически отказывается дать ему денег, другой порылся в кармане - и дал бомжу несколько рублей.
- Зачем ты это сделал?! - спрашивает первый. - Ты же знаешь, что он всё потратит на водку!
- А мы?.. |
|
показать все
|
|