|
Искусство Станислава Нейгауза |
 |
|
Искусство Станислава Нейгауза
Шуберт, Лист, русская музыка
Из
русских композиторов отец предпочитал Скрябина. Конечно, «предпочитал» - не то
слово, но лучшего я не нахожу. Как бы часто и замечательно он ни играл
Рахманинова и Прокофьева, Скрябин все-таки стоял «на первом месте». Удивляться
тут нечему, его отец Г. Нейгауз, наряду с В. Софроницким и С. Фейнбергом
считался лучшим скрябинистом эпохи. Борис Пастернак боготворил Скрябина, в его
юношеских музыкальных опытах (Соната h-moll, прелюдии gis-moll и es-moll)
слышится явное подражание и скрябинскому пианизму, и его изысканным гармониям
среднего периода. В самом подходе к музыке на С. Нейгауза наложила свой
несмываемый отпечаток личность гениального поэта, которого Г. Нейгауз называл
«музыкантом до мозга костей». (Ныне покойный брат писателя, Александр
Леонидович рассказывал, как их мать, Розалия Кауфман была влюблена в
f-moll’-ную Фантазию Шуберта. Она даже сделала двуручную обработку этого
произведения в 4 руки. |
|
Опера Дж. Пуччини "Девушка с Запада" (La Fanciulla del West) |
 |
|
Опера Дж.
Пуччини "Девушка с Запада" (La Fanciulla del West)
Опера в трех
действиях; либретто Г. Чивинини и К. Джангарини по драме "Девушка с
Золотого Запада" Д. Беласко.
Первая
постановка: Нью-Йорк, Метрополитен Опера, 10 декабря 1910 года.
Действующие
лица: Минни (сопрано), Джек Рэнс (баритон), Дик Джонсон (Рамерес) (тенор), Ник
(тенор), Эшби (бас), старатели: Сонора (баритон), Трин (тенор), Сид (баритон),
Белло (баритон), Гарри (тенор), Джо (тенор), Хэппи (баритон), Ларкенс (бас);
Билли Джекрэббит (бас), Оукли (меццо-сопрано), Джек Уоллес (баритон), Хосе
Кастро (бас), почтальон, люди из лагеря.
Действие
происходит у подножия гор в Калифорнии, в лагере золотоискателей в дни золотой
лихорадки 1849-1850 годов.
В предисловии к
опере говорится о том, как горняк Маршалл открыл калифорнийское золото. Это
открытие вызвало взрыв алчности. Множество людей, охваченных золотой
лихорадкой, хлынуло на запад, в дикую, совсем ещё не освоенную Калифорнию. |
|
Опера Рихарда Вагнера "Тангейзер" (Tannhauser) |
 |
|
Опера
Рихарда Вагнера "Тангейзер" (Tannhauser)
Опера в трёх
действиях; либретто автора по саге XIII века.
Первая
постановка: Дрезден, 1845 год.
Действующие
лица:
Герман, ландграф
Тюрингский (бас), Тангейзер (тенор), Вольфрам фон Эшенбах (баритон), Вальтер
фон дер Фогельвейде (тенор), Битерольф (бас), Елизавета, племянница ландграфа
(сопрано), Венера (сопрано), Молодой пастух (сопрано).
Рыцари, графы,
дамы, пажи, пилигримы, сирены и нимфы.
Действие
происходит в Тюрингии и Вартбурге в XIII веке
Действие
первое. Картина первая.
Внутри
"Венериной пещеры", близ Эйзенаха. На роскошном ложе возлежит Венера,
а перед ней на коленях певец Тангейзер со склонённой на её грудь головой.
Вокруг них в страстной пляске кружатся нимфы и вакханки. Хор сирен на берегу
озера воспевает восторги любви, блаженство сладостных объятий и жгучих
поцелуев. |
|
Театральные чаконы и пассакальи в эпоху Просвещения |
 |
|
Театральные чаконы и пассакальи в эпоху Просвещения
Анна Булычева
Современное представление о чаконе и пассакалье
сформировано главным образом двумя эмблематическими сочинениями, принадлежащими
перу И.С. Баха, – чаконой для скрипки соло ре минор и пассакальей для органа до
минор. Канонизированные в качестве непреходящих образцов, они дали начало
жанровой традиции, которая в XIX и XX столетиях стала магистральной. «32
вариации» Бетховена, «Хроматические концертные вариации» Бизе, произведения
десятков авторов последующего времени (от Регера до Веберна и Шостаковича и от
Равеля до Лигети и Хайнца Холлигера) следуют в русле именно этой, немецкой
традиции чакон и пассакалий – серьезных, минорных, основанных на идее вариаций,
где остинатная тема-мелодия пронизывает всю композицию, а линеарность
проявляется настолько сильно, что вариационный цикл может увенчаться фугой.
Однако во времена Баха эта ветвь чакон и пассакалий
была отнюдь не магистральной, а скорее альтернативной. |
|
Музыка Отечественной войны 1812 года |
 |
|
Музыка Отечественной войны 1812 года
Н.А. Рыжкова
Героические события Отечественной войны 1812 года,
190-летие которых отмечается в нынешнем году, нашли широкое отражение не только
в живописи и литературе, но и в музыке той эпохи.
Однако музыке повезло меньше других видов искусств.
Далеко не все произведения дошли до нашего времени, а сохранившиеся нотные
издания стали библиографической редкостью, существуя лишь в единичных
экземплярах. Они хранятся в разных библиотеках Москвы и Петербурга, и знают о
них только специалисты. И хотя некоторые из этих изданий все же были описаны в
работах Н.Ф. Финдейзена, В.И. Музалевского и других музыковедов, полного
каталога музыки, созданной в период Отечественной войны, до сих пор не
существует. |
|
Апофеоз Корелли |
 |
|
Апофеоз Корелли
Имя Арканджело Корелли – итальянского
скрипача-виртуоза, автора популярных произведений для струнных – принято
упоминать в одном ряду с И.С. Бахом, А. Вивальди, Г.Ф. Генделем, причисляя к
самым знаменитым композиторам-классикам.
Однако сегодня слава его носит несколько «музейный»
оттенок: мы редко слышим его музыку с концертной эстрады, многие из его
сочинений в России никогда не издавались и, вследствие этого, не доступны
широкому кругу музыкантов.
Его наследие, быть может, покажется скромным (по
сравнению, к примеру, с уже упомянутыми выше современниками) – всего шесть
опусов:
12 трио-сонат для двух скрипок, баса или басовой лютни
и органа ор. 1 (Рим, 1681);
12 трио-сонат da camera для двух
скрипок, баса или клавесина ор. 2 (Рим, 1685);
12 трио-сонат для двух скрипок, баса или басовой лютни
и органа ор. 3 (Рим, 1689);
12 трио-сонат для двух скрипок и баса ор. 4 (Рим,
1694);
12 сонат для скрипки, баса или клавесина ор. 5 (Рим,
1700). |
|
«Дамская музыка» при французском дворе |
 |
|
«Дамская музыка» при французском дворе
Татьяна Колтакова
«Великих музыкантов я достойна славы» – гласит надпись
на одной из бронзовых медалей, выпущенных в 1729 году во Франции Королевской
Академией надписей и словесности. На этой медали сохранился единственный
портрет Элизабет-Клод Жаке де ла Герр (1665–1729) – удивительной женщины,
сумевшей добиться невероятного успеха на музыкальном поприще. В трактате Эврара
Титона дю Тийе «Французский Парнас» (1732), где были увековечены в строгом
иерархическом порядке все наиболее значительные деятели французской культуры,
воспроизведено изображение этой медали наряду с портретами пяти самых
знаменитых композиторов эпохи Людовика XIV – Люлли, Кампра, Лаланда, Маре и Детуша. Уже сам этот
факт свидетельствует о том, что Элизабет де ла Герр принадлежала к числу первых
музыкантов при французском дворе.
Женщина-композитор, достигшая высших ступеней
музыкального Парнаса, – явление чрезвычайно редкое во все времена. |
|
Батальная музыка в России |
 |
|
Батальная музыка в России
Батальная программная музыка относится к числу некогда
популярных и любимых, а затем совершенно забытых музыкальных жанров.
Программные баталии для вёрджинала и клавесина писали Бёрд, Свелинк, Керль,
Фробергер; сражения и победы воспевались в Battaglia-мессах Жанекена, Витториа и Анерио; военные сцены и
битвы в изобилии встречались в старинных венецианских и неаполитанских операх.
Но особенно большое значение батальный жанр приобрел в пору непрерывных войн,
охвативших Европу во второй половине ХVIII - начале ХIХ века. Музыканты, так же как поэты и художники,
стремились откликнуться на важнейшие военные события, запечатлеть музыкальными
средствами битвы и сражения, от которых зависели судьбы народов. Музыкальные
программные сочинения под названием battaglia,
в которых последовательно воспроизводилась картина битвы, были необычайно
популярны в то время. Среди них, например, «Битва при Бергене» К.Ф.Э. Баха,
«Нервиндское сражение» А. |
|
Французская симфония во второй половине XVIII века |
 |
|
Французская симфония во второй половине XVIII века
Французская симфония эпохи классицизма мало известна в
среде российских музыкантов, и даже в кругу профессиональных исследователей
музыки того времени эта тема почему-то не слишком разработана. Вряд ли в
небольшой статье уместно анализировать причины такой ситуации, однако можно с
огорчением констатировать, что французские симфонисты указанного периода
практически никак не представлены в реальной концертной практике. Да и записей
произведений крупнейших французских авторов 1750–1800 годов наших фонотеках
почти нет. В известном труде Т.Н. Ливановой «История западноевропейской музыки
до 1789 года» прямо говорится: «Роль французской творческой школы в истории
сонаты-симфонии XVIII века весьма своеобразна и не очень значительна».
Принявшие на веру это утверждение отечественные музыканты, вероятно, и не
слишком утруждали себя попытками разъяснить ситуацию подробнее. |
|
"Кащей Бессмертный". Аналитический этюд |
 |
|
"Кащей
Бессмертный". Аналитический этюд.
Е. Цодоков
По мнению
Римского-Корсакова, драматургические задачи в музыкально-сценических
произведениях должны разрешаться средствами музыки. Именно с точки зрения
отточенности музыкальной драматургии "Кащей Бессмертный" - самая
совершенная опера Римского-Корсакова. Особого внимания заслуживает
"цветное слышание" композитора: с различными тональностями в его
воображении ассоциировались различные цвета, что необходимо учитывать при
сценическом воплощении оперы.
Автор пишет в
"Летописи" о "Кащее":
"Форма
складывалась связная, непрерывная, но игра тональностями и модуляционный план,
как и всегда у меня, не были случайными. Система лейтмотивов была во всём ходу.
Кое-где в лирических моментах форма принимала устойчивый характер и
периодический склад, избегая, однако, полных каденций. Партии оказывались
мелодичными, но речитативы складывались большею частью на инструментальной
основе в противоположность "Моцарту и Сальери". |
|
Опера Жоржа Бизе "Кармен" (Carmen) |
 |
|
Опера Жоржа
Бизе "Кармен" (Carmen)
Опера в четырёх
действиях; либретто А. Мельяка и Л. Галеви по одноимённой новелле П. Мериме.
Первая постановка: Париж, "Опера комик", 3 марта 1875 года.
Действующие
лица:
Кармен
(меццо-сопрано), Микаэла (сопрано), Фраскита (сопрано), Мерседес
(меццо-сопрано), дон Хозе (тенор), Эскамильо (баритон), Данкайро (тенор),
Ремендадо (тенор), Цунига (бас), Моралес (баритон), Лильяс Пастья, проводник,
офицеры, солжаты, мальчишки, работницы сигарной фабрики, цыгане,
контрабандисты.
Действие
происходит в Испании около 1820 года.
Действие
первое.
Площадь в
Севилье. Знойный полдень. У казармы группа солдат, свободных от дежурства, они
разглядывают прохожих и цинично обсуждают их. Прямо напротив казармы сигарная
фабрика. Появляется Микаэла. Она не местная и ищет здесь своего друга капрала
дона Хозе и, когда узнает, что его здесь нет, смущённая предложениями его
сослуживцев остаться с ними, уходит. |
|
Опера В. -А. Моцарта "Свадьба Фигаро" (Le Nozze di Figaro) |
 |
|
Опера В. -А.
Моцарта "Свадьба Фигаро" (Le Nozze di Figaro)
Музыкальная
комедия в четырех действиях; либретто Л. Да Понте по комедии П. О. Карона де
Бомарше "Безумный день, или Женитьба Фигаро".
Первая постановка:
Вена, "Бургтеатр", 1 мая 1786 года.
Действующие
лица:
Граф Альмавива,
коррехидор Андалузии (баритон), Графиня Розина, его жена (сопрано), Фигаро,
камердинер графа (бас), Сусанна, горничная графини (сопрано), Марселина,
экономка графа (меццо-сопрано), Антонио, садовник, дядя Сусанны и отец
Барбарины (баритон), Барбарина (сопрано), Керубино, паж графа (сопрано), дон
Бартоло, доктор (бас), дон Базилио, учитель музыки графини (тенор), дон Курцио
(тенор), две девушки (сопрано), крестьяне и крестьянки, гости, охотники, слуги.
Действие
происходит в XVIII веке, в замке близ Севильи.
Действие
первое.
Комната в доме
графа Альмавивы. Фигаро, камердинер графа, меряет комнату, соображая, сколько
на неё пойдёт обоев. |
|
Опера Джакомо Мейербера "Гугеноты" (Les Huguenots) |
 |
|
Опера
Джакомо Мейербера "Гугеноты" (Les Huguenots)
Опера в пяти
действиях; либретто Э. Скриба и Э. Дешана по повести Мериме "Хроника
времен Карла IX".
Первая постановка:
Париж, 29 февраля 1836 года.
Действующие
лица: Маргарита де Валуа, невеста Генриха IV Наваррского (сопрано), граф
Сен-Бри, губернатор Лувра (баритон), Валентина, его дочь (сопрано), граф де
Невер, католик (баритон), граф Моревер (бас), Рауль де Нанжи, гугенот (тенор),
Марсель, его слуга (бас), Урбан, паж Маргариты (меццо-сопрано), Буа-Розе,
солдат-гугенот (тенор).
Действие
происходит в Турени и Париже в августе 1572 года.
Действие
первое.
Зала в замке
графа де Невера. Граф в кругу своих друзей, дворян-католиков, приверженцев
партии Гизов. Одна часть гостей развлекается играми и пением, другая занята
беседой. Все ждут нового приятеля граф Невера гугенота Рауля де Нанжи, который
вскоре приходит. Невер радостно приветствует его. |
|
Опера Клода Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда" (Pelleas et Melisanda) |
 |
|
Опера Клода
Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда" (Pelleas et Melisanda)
Лирическая
драма в пяти действиях; либретто М. Метерлинка.
Первая
постановка: Париж, "Опера комик", 30 апреля 1902 года.
Действующие
лица: Аркель (бас), Женевьева (контральто), Пеллеас (тенор), Голо (баритон),
Мелизанда (сопрано), Иньольд (меццо-сопрано), доктор (бас), женщины, хор
моряков, пастух, три старика.
Действие
первое. Картина первая. "Лес".
Сквозь чашу
пробирается внук короля Аркеля - Голо. Он охотился, ранил кабана, но зверю
удалось ускользнуть, и Голо, преследуя добычу, заблудился. Куда он забрёл?
Следы зверя вели сюда.
Он озирается и
вдруг, поражённый, замирает: возле источника - девочка. Нежная, хрупкая, она
горько плачет. "Не трогайте меня! Не трогайте!" - восклицает она в
испуге, когда Голо приближается к ней. И он, которого все зовут Большим Голо,
покорно отступает. Она так прекрасна! Откуда она? Кто её обидел? "Все,
все, - плачет девочка. - Лучше мне умереть... |
|
Опера С. С. Прокофьева "Война и мир" |
 |
|
Опера С. С.
Прокофьева "Война и мир"
Опера в
тринадцати картинах с хоровым прологом; либретто С. С. Прокофьева и М. А.
Мендельсон-Прокофьевой по одноимённому роману Л. Н. Толстого. |
|
Опера У. Джордано и подлинная история Андре Шенье |
 |
|
Опера У.
Джордано и подлинная история Андре Шенье
Опера У.
Джордано "Андре Шенье" (Andrea Chenier)
Историческая
драма в четырех картинах; либретто Л. Иллики.
Первая постановка:
Милан, театр "Ла Скала", 28 марта 1896 года.
Основные
действующие лица: Андре Шенье (тенор), Мадлен (сопрано), Жерар (баритон),
Графиня де Куаньи (меццо-сопрано), Берси (меццо-сопрано), "Щеголь"
(тенор), Руше (бас).
Действие
происходит в Париже во время Великой французской революции.
Действие
первое.
Зала в замке
графини де Куаньи. Зимние сумерки. Под руководством дворецкого слуги торопятся
закончить приготовления к предстоящему балу. Жерар, один из слуг графини,
громко высказывает свою ненависть к высшему свету. Дворецкий недоволен
прислугой, и в особенности Жераром, который заразился идеями энциклопедистов, и
в сердцах распекает всех слуг. Наконец, приготовления окончены, и вся прислуга,
за исключением Жерара, расходится. |
|
Тетралогия Рихарда Вагнера "Кольцо нибелунга" (Der Ring des Nibelungen) |
 |
|
Тетралогия
Рихарда Вагнера "Кольцо нибелунга" (Der Ring des Nibelungen)
Г. Маркези
Торжественное
сценическое представление с прологом ("предвечерьем") для трёх дней;
либретто автора. Пролог: "Золото Рейна". Первый день:
"Валькирия". Второй день: "Зигфрид". Третий день:
"Гибель богов".
Первое
представление полностью: Байрёйт, "Фестшпильхаус", 13 - 17 августа
1876 года.
ЗОЛОТО РЕЙНА
Действующие
лица:
боги: Вотан
(бас), Доннер (бас), Фро (тенор), Логе (тенор); богини: Фрикка (меццо-сопрано),
Фрейя (сопрано), Эрда (меццо-сопрано); великаны: Фазольт (бас), Фафнер (бас);
нибелунги: Альберих (бас), Миме (тенор); русалки, дочери Рейна: Воглинда
(сопрано), Вельгунда (сопрано), Флосхильда (меццо-сопрано).
Сцена первая.
В глубинах
Рейна. Русалки Воглинда, Вельгунда и Флосхильда весело болтают. Неожиданно
появляется нибелунг Альберих (уродливый гном - король карликов-нибелунгов,
обитателей земных недр), домогаясь их любви. Русалки насмехаются над ним и
убегают. |
|
Опера Рихарда Вагнера "Летучий голландец" (Der Fliegende Hollander) |
 |
|
Опера
Рихарда Вагнера "Летучий голландец" (Der Fliegende Hollander)
Опера в трех
действиях. Либретто композитора по народной легенде и новелле Г. Гейне "Из
мемуаров господина фон Шнабелевопского".
Первое
представление: Дрезден, 1843.
Действующие
лица:
Голландец
(баритон), Даланд, норвежский моряк (бас), Сента, его дочь (сопрано), Эрик,
охотник (тенор), Мэри, кормилица Сенты (меццо-сопрано), Рулевой корабля Даланда
(тенор), норвежские матросы, экипаж Летучего голландца, девушки.
Действие
происходит на норвежском берегу около 1650 года.
Разыгравшаяся
буря забросила корабль норвежского моряка Даланда в бухту у скалистых берегов.
Усталый Рулевой, тщетно пытаясь подбодрить себя песней, засыпает на вахте. В
блеске молний, под свист усиливающейся бури появляется Летучий голландец на
таинственном корабле с кроваво-красными парусами и чёрной мачтой. Бледный
капитан медленно сходит на берег. Проклятие тяготеет над ним: он обречён на
вечные скитания. |
|
Опера Джузеппе Верди "Аида" (Aida) |
 |
|
Опера
Джузеппе Верди "Аида" (Aida)
Г. Маркези
Опера в четырёх
действиях; либретто А. Гисланцони.
Первая
постановка: Каир, театр оперы, 24 декабря 1871 года.
Действующие
лица: царь (бас), Амнерис (меццо-сопрано), Аида (сопрано), Радамес (тенор),
Рамфис (бас), Амонасро (баритон), гонец (тенор). Жрецы, жрицы, придворные,
солдаты, слуги, рабы и пленные эфиопы, египетский народ.
Действие
происходит в Мемфисе и Фивах во времена владычества фараонов.
Действие
первое.
Царский дворец
в Мемфисе. Верховный жрец Рамфис сообщает молодому начальнику дворцовой стражи
Радамесу, что эфиопы угрожают египтянам войной. Радамес жаждет стать во главе
войск ("Se quel guerrier io fosso!"; "Ах, если б я был
избран!") и сложить добытую в боях славу к ногам своей возлюбленной,
эфиопской рабыни Аиды ("Celeste Aida"; "Милая Аида").
Амнерис, дочь царя, влюблённая в Радамеса, в разговоре с ним терзается муками
ревности (дуэт "Forse l'arcano amore"; "Тайну подозревает"). |
|
Опера Джузеппе Верди "Травиата" (La Traviata) |
 |
|
Опера
Джузеппе Верди "Травиата" (La Traviata)
Г. Маркези
Мелодрама в
трёх действиях; либретто Ф. М. Пиаве по драме А. Дюма-сына "Дама с
камелиями".
Первая
постановка: Венеция, театр "Ла Фениче", 6 марта 1853 года.
Действующие
лица:
Виолетта Валери
(сопрано), Флора Бервуа (сопрано), Альфред Жермон (тенор), Жорж Жермон
(баритон), Гастон, виконт де Леторьер (тенор), барон Дюфоль (баритон), маркиз
д'Обиньи (бас), доктор Гренвиль (бас), Жозеф (тенор), слуга Флоры (бас); дамы и
господа, знакомые Виолетты и Флоры, маски, изображающие матадоров, пикадоров,
цыганок, слуги Виолетты и Флоры.
Действие
происходит в Париже и его окрестностях около 1850 года.
Действие
первое.
Салон в доме
Виолетты. Хозяйка принимает гостей. Среди них - Альфред Жнрмон, впервые
попавший сюда, но уже год влюблённый в Виолетту. Он импровизирует тост (с хором
"Libiam ne'lieti calici"; "Высоко поднимем все кубок
веселья"). Гости уходят танцевать в соседнюю комнату. |
|
<< 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 >> |
|
|
|
|