|
 |
|
|
|
|
|
|
Двухчастная соната: век восемнадцатый |
 |
|
Двухчастная соната: век восемнадцатый
Ю.С. Бочаров
Обычно
при упоминании слова «соната» мы представляем себе сольное или ансамблевое
инструментальное сочинение из трех (реже четырех) частей. Это широко
распространенное представление, базирующееся главным образом на изучении
огромного классико-романтического репертуара, отражено во многочисленных и
разнообразных учебных и справочных изданиях и кажется абсолютно бесспорным и
незыблемым. Впрочем, если полистать те же самые учебники и справочники,
обнаружится также, что композиторы сочиняли и одночастные сонаты: поначалу
вроде как на пути становления классической сонатной формы (Д. Скарлатти), а
потом уже в результате сжатия сонатного цикла (Ф. Лист). Однако общей картины,
согласитесь, это не меняет. Как, вроде бы, и существование сонат двухчастных.
Таковые, как известно, тоже встречались. Более того, среди них есть и подлинные
шедевры: например, Тридцать вторая фортепианная соната Бетховена (ор. |
|
Метод массовой постановки певческого голоса |
 |
|
Метод массовой постановки певческого голоса
С.Е. Романов
Введение
Всю
историю человечества певческий голос считался даром Божьим. Он всегда вызывал
священный трепет, зависть и желание овладеть им. Огромный культовый и бытовой
интерес к пению, как к чему-то прекрасному и непонятному, приводил к
возникновению многочисленных вокальных школ и методов постановки голоса. Но в
строгом смысле назвать их методами нельзя. Это были попытки найти пути к голосу
через личные вокальные ощущения педагога. Каждый из них предлагал свой метод,
будучи, как правило, прекрасным певцом. На самом же деле речь шла не об
обучении ученика, а о совершенствовании уже имеющегося у него от природы
голоса, развитии его природных качеств. И положительный педагогический
результат может быть достигнут только при достаточно близких совпадениях
вокальных ощущений педагога и ученика. Но большей частью такое
"обучение" превращалось в борьбу между ними. Педагог, разумеется,
побеждал. |
|
Николай Андреевич Римский-Корсаков |
 |
|
Николай Андреевич Римский-Корсаков
(6(18).3.1844, Тихвин, — 8(21).6.1908, усадьба
Любенск, близ Луги, ныне Ленинградской области)
Николай
Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в Тихвине. Отец,
композитор Андрей Петрович, происходил из старинного дворянского рода. Его
предки занимали видные посты в армии и администрации, начиная с прапрадеда
контр-адмирала флота при Елизавете Петровне. В шесть лет Ника, как звали его
родные, начал заниматься музыкой, но учительницы попадались неинтересные, и
занятия не увлекали.
Нике
было 12 лет, когда отец привёз его в Петербург и определил в морской кадетский
корпус. Сбылась сокровенная мечта стать моряком. Занимался Ника усердно и
ровно. И всё же бытовавшие здесь нравы были ему чужды. Он страдал от
бессмысленных занятий "фрунтом", муштры.
В
этом же году он начал брать уроки по фортепиано у виолончелиста оркестра
Александрийского театра Улиха. Занятия сводились, главным образом, к совместной
игре в четыре руки. |
|
Джузеппе Верди (Verdi) |
 |
|
Джузеппе Верди (Verdi)
(10.X. 1813, Ронколе ди Буссето, Парма - 27. I. 1901,
Милан)
Г. Маркези
Сын
трактирщика, изучает в Буссето музыку (у органиста местного собора Ф. Провези)
и литературу, затем берёт уроки композиции в Милане у Лавиньи. В 1836 году
женится на дочери своего мецената Антонио Барецци Маргерите, которая умирает в
1840 году, вслед за двумя своими детьми.
В
1842 году первый успех в "Ла Скала" приносит композитору опера
"Навуходоносор". В 1847 году ставит в Лондоне оперу
"Разбойники", а в Париже - "Иерусалим". С этого времени
начинается его постоянная связь с сопрано Джузеппиной Стреппони. В 1848 году
находится вместе с Мадзини в Милане после Пяти дней и в Риме во время
провозглашения республики. В 1851 году обосновывается в поместье Санта-Агата
(Вилланова д'Арда) вместе со Стреппони, на которой женится в 1859 году. |
|
Антонио Сальери (Salieri) |
 |
|
Антонио Сальери (Salieri)
(18.8.1750, Леньяго, близ Вероны, — 7.5.1825, Вена)
Итальянский
композитор, педагог и дирижер Сальери был одним из наиболее знаменитых деятелей
европейской музыкальной культуры рубежа XVIII-XIX века. Как художник он
разделил судьбу тех прославленных в свое время мастеров, чье творчество с
наступлением новой эпохи отодвинулось в тень истории. В жанре оперы-сериа он
сумел достичь такого качественного уровня, который ставит его лучшие
произведения выше большей части современных ему опер. С именем Сальери связана
большая глава в истории оперного театра Австрии, немало сделал он для
музыкально-театрального искусства Италии, внес вклад и в музыкальную жизнь
Парижа.
Сальери
родился 18 августа 1750 года в итальянском местечке Леньяго близ Вероны. Музыке
первоначально обучался у своего брата-скрипача Франческо, а затем на клавесине
у соборного органиста Дж. Симони. С 1765 года пел в хоре собора Св. |
|
Рихард Вагнер (Wagner) |
 |
|
Рихард Вагнер (Wagner)
(22. V. 1813, Лейпциг - 13. II. 1883, Венеция)
Г. Маркези
В
шесть месяцев теряет отца, который умер от тифа вскоре после знаменитой битвы
Наполеона. Мать вторично выходит замуж за актёра и художника Г. Х. Гейера,
умершего в 1821 году. Рихард посещает средние учебные заведения, затем лекции в
университете; музыке обучается самостоятельно и несколько месяцев берёт уроки у
Х. Т. Вейнлига. В 1836 году женится на актрисе Минне Планер; выступает как
композитор и дирижёр.
Погрязнув
в долгах, в 1839 году тайно покидает Ригу, где он пробыл два года, и появляется
в Париже. После успеха в Дрездене "Летучего голландца" выполняет
обязанности при дворе; в 1849 году, замешанный в революционных событиях, бежит
в Цюрих, который покинет в 1857 году, последовав за своей возлюбленной
Матильдой Везендонк. В 1862-1863 годах расстаётся с женой; нежная дружба с
Матильдой Майер; дирижирует в разных странах, обременён долгами. |
|
Пётр Ильич Чайковский |
 |
|
Пётр Ильич Чайковский
(7.
V. 1840, Воткинск - 6. XI. 1893, Петербург)
Г. Маркези
Сын
горного инженера и одарённой пианистки французского происхождения, второй из
шести братьев (младший, Модест, станет его либреттистом и биографом). Сперва
изучает право и учится игре на фортепиано, затем с 1861 по 1865 год обучается в
Петербурге в музыкальных классах Русского музыкального общества и консерватории
(с 1862 года) под руководством Зарембы, А. Рубинштейна, Чиарди и Штиля. В 1862
году оставляет службу в Министерстве юстиции; в 1866 году Н. Рубинштейн
приглашает его на кафедру гармонии Московской консерватории, где композитор
преподавал в течение одиннадцати лет (среди его учеников - Танеев). В 1877 году
после неудачной женитьбы обретает в лице богатой вдовы Надежды фон Мекк
меценатку, обеспечившую ему годовую пенсию в 6000 рублей (до 1890 года). |
|
Франц Шуберт (Schubert) |
 |
|
Франц Шуберт (Schubert)
(31.1.1797, Лихтенталь, близ Вены, — 19.11.1828, Вена)
Шуберт
прожил только тридцать один год. Он умер истощенный физически и душевно,
измученный неудачами в жизни. Ни одна из девяти симфоний композитора не была
исполнена при его жизни. Из шестисот песен было напечатано около двухсот, а из
двух десятков фортепианных сонат - только три. В своей неудовлетворенности
окружающей жизнью Шуберт был не одинок. Эта неудовлетворенность и протест
лучших людей общества нашли отражение в новом направлении в искусстве - в
романтизме. Шуберт был одним из первых композиторов-романтиков.
Франц
Шуберт родился в 1797 году в предместье Вены - Лихтенталь. Отец его, школьный
учитель, происходил из крестьянской семьи. Мать была дочерью слесаря. В семье
очень любили музыку и постоянно устраивали музыкальные вечера. Отец играл на
виолончели, а братья на различных инструментах. |
|
Семь смертных грехов Антонио Сальери |
 |
|
Семь смертных грехов Антонио
Сальери
Арсений Волков
Восемнадцатого августа 1750 года в Италии родились
одновременно два персонажа: один из реальной истории музыки, а другой - из
маленькой трагедии Александра Пушкина. По роковому стечению обстоятельств они
до сих пор носят одно и то же имя: Антонио Сальери. Для читающей и не читающей
публики эти два Сальери так и остаются своего рода "сиамскими
близнецами", хотя один из них просто случайно присвоил себе имя другого и
под ним самостоятельно разгуливает по галерее мифов, придуманных человечеством.
Давно и не нами замечено, что Пушкину для изготовления
мифа о "светлом гении" нужен был некий набор фактов и имен. Вот он и
воспользовался заурядной газетной уткой, в которой фигурировали имена Моцарта и
Сальери, чтобы их устами рассказать (впервые по-русски!) историю про очередного
Орфея в аду, а вернее - про борьбу златокудрого музыкального бога с музыкальным
чертом-отравителем. |
|
Реквием Моцарта |
 |
|
Реквием Моцарта
В.С. Козырев
Много тайн хранит судьба Моцарта
... Какая глубина.
Какая смелость и какая стройность
А. С. Пушкин ("Моцарт и Сальери")
Давно уже поутихли споры и дискуссии о жизни и
деятельности величайшего немецкого композитора Вольфганга Амадея Моцарта.
Каждая эпоха внесла нечто свое в понимание моцартовского наследия. И тем не
менее, даже спустя 210 лет после скоропостижной кончины музыкального гения
интерес к Вольфгангу Моцарту не ослабевает. Жизнь и творчество "бога
музыки!" по-прежнему остается в центре внимания его исследователей,
музыкантов и почитателей. По-прежнему во многих театрах, концертных залах,
лекториях звучит музыка великого мастера, читают лекции о жизни и творчестве
величайшего композитора всех времен. И это объясняется не только тем, что его
музыка до сих пор является вечно живой. |
|
Опера Джузеппе Верди "Симон Бокканегра" (Simon Boccanegra) |
 |
|
Опера
Джузеппе Верди "Симон Бокканегра" (Simon Boccanegra)
Опера в трех
действиях с прологом, либретто Ф. М. Пиаве, основанное на драме Антонио Гарсиа
Гутьерреса.
Первая
постановка: Венеция, театр "Ла Фениче", 12 марта 1857 года.
Действующие
лица: Симон Бокканегра, плебей, дож Венеции (баритон), Амелия Гримальди, его
дочь (сопрано), Якопо Фиеско, ее дед (бас), Габриэль Адорно, молодой патриций
(тенор), Паоло Альбиани, канцлер (баритон), Пьетро, сенатор (бас).
Действие
происходит в Генуе с 1339 по 1363 годы.
Бывший корсар
Симон любит Марию, дочь дожа Генуи Фиеско. У них родилась дочь. Однако Фиеско
против связи Марии с простолюдином. Вскоре Симона избирают дожем Генуи вместо
Фиеско. Но его преследуют несчастья. Дочь похищена, Мария умирает. Только
любовь народа согревает его душу.
Прошло много
лет. Дочь Симона Амелия воспитывается в семье аристократа Гримальди, у которого
скрывается Фиеско, готовящий заговор против Симона. Амелию любит Габриэль
Адорно. |
|
Опера Мориса Равеля "Испанский час" (L'heure espagnole) |
 |
|
Опера Мориса
Равеля "Испанский час" (L'heure espagnole)
Опера в одном
действии; либретто М. Франк-Ноэна. Первая постановка: Париж, 19 мая 1911 года.
Главные действующие
лица: Торквемада, часовщик (тенор), Концепция, его жена (сопрано), Рамиро,
погонщик мулов (баритон), Гонзальв, бакалавр (тенор), Дон Иниго Гомец, банкир
(бас).
Действие
происходит в Толедо в XVIII веке.
Лавка старого
мастера Торквемады сверху донизу уставлена часами, курантами, техническими
диковинками – от хрупких ящичков с механическими кукушками, напоминающими о
себе каждые пятнадцать минут, до огромных каталонских часов, в деревянных
футлярах которых без труда поместился бы взрослый человек. Впрочем, определить
точный час, находясь в мастерской Торквемады, невозможно: стрелки на
циферблатах, указывая разное время суток, отчаянно противоречат друг другу, а
кукушки и куранты своей непрерывной звонкой разноголосицей окончательно сбивают
с толку случайного посетителя.
В лавку
заглядывает Рамиро. |
|
Опера Дж. Россини "Золушка" (La Cenerentola) |
 |
|
Опера Дж.
Россини "Золушка" (La Cenerentola)
Комическая
опера в двух действиях; либретто Я. Ферретти.
Первая
постановка: Рим, театр "Валле", 25 января 1817 года.
Действующие
лица: Дон Рамиро, принц Салерно (тенор), Дандини, его камердинер (баритон), Дон
Маньифико, барон ди Монтефьясконе, отец Клоринды и Тисбы (бас), Клоринда
(сопрано), Тисба (сопрано), Анджелина, по прозвищу Золушка, падчерица Дона
Маньифико (меццо-сопрано), Алидоро, философ, наставник Дона Рамиро (бас).
У барона Дона
Маньифико две дочери — Клоринда и Тисба — и падчерица Анджелина, по прозвищу
Золушка. Отчим отнял у Золушки её наследство, в доме с ней обращаются
пренебрежительно, как с прислугой.
Действие
первое.
Утро в доме
Дона Маньифико. В то время как Клоринда и Тисба вертятся перед зеркалом,
любуясь своим изяществом и красотой нарядов, Золушка, как всегда, хлопочет по
хозяйству, напевая грустную песенку.
Слышен стук в
дверь. Это явился Алидоро, наставник принца Дона Рамиро. |
|
Опера А. Г. Рубинштейна "Демон" |
 |
|
Опера А. Г.
Рубинштейна "Демон"
Опера в трёх
действиях (семи картинах); либретто П. Висковатого по одноименной поэие Ю.
Лермонтова. Первая постановка: Петербург, 25 января 1875 года, Мариинский театр.
Действующие
лица: Демон (баритон), Тамара (сопрано), Гудал (бас), Синодал (тенор), Няня
(альт), Ангел (меццо-сопрано), Гонец (тенор), Старый слуга (бас), адские духи,
ангелы, голоса природы, грузины, грузинки, татары.
Действие
происходит в Грузии.
Действие первое.
Картина первая - пролог.
В горах Кавказа
свирепствует буря. По небу несутся чёрные тучи, яростные порывы ветра
раскачивают деревья, реки выходят из берегов. И только исполинские скалы стоят
твёрдо: их покой вихрь возмутить не может. В шуме непогоды слышатся голоса
адских духов. Они знают, кто вызвал бурю, и с нетерпением ждут своего
повелителя. На одной из вершин вырисовывается зловещая чёрная тень - это Демон,
изгнанник рая, проклятый Богом и людьми, нигде не находящий себе покоя. |
|
Опера Джузеппе Верди "Набукко" (Nabucco) |
 |
|
Опера
Джузеппе Верди "Набукко" (Nabucco)
Ирина Коткина
Опера в четырёх
действиях; либретто Ф. Солеры. Первая постановка: Милан, театр "Ла
Скала", 9 марта 1842 года.
Действующие
лица: Набукко (баритон), Абигайль (сопрано), Захария (бас), Измаил (тенор),
Фенена (меццо-сопрано).
Действие
происходит в Иерусалиме в VI веке до нашей эры.
Действие
первое.
Войска
вавилонского царя Навуходоносора (Набукко) осаждают Иерусалим. Жители города
собрались в храме Соломона. Первосвященник Иерусалима, пророк Захария, стараясь
укрепить в своей пастве веру в спасение, говорит о том, что дочь Навуходоносора
Фенена в руках осажденных. Она любит племянника царя Иерусалима - Измаила,
приняла веру его народа и всем сердцем сочувствует жителям города. Появляется
Измаил, Он сообщает о страшном поражении войск Иерусалима. Народ в ужасе
возносит тщетные молитвы к Богу. Только Захария непоколебимо верит в
избавление. Он соединяет руки Фенены и Измаила и благословляет их. Народ
покидает храм. |
|
Чайковский и члены династии Романовых |
 |
|
Чайковский и члены династии
Романовых
П. Е. Вайдман
Будучи известным композитором, П.И.Чайковский имел
знакомства в самых высоких кругах российского общества, в том числе был лично
знаком и с некоторыми представителями царствующего дома Романовых, получал
приглашения на различные празднества и торжества, заказы на музыкальные
сочинения в связи с теми или иными событиями. Самые теплые отношения сложились
у П.И.Чайковского с К.К.Романовым (К.Р.), но можно упомянуть и некоторые другие
любопытные факты из его творческой биографии, характеризующие всегда актуальную
тему взаимоотношений художника и власти.
АЛЕКСАНДР II "Освободитель", 1818 - 1881.
Чайковский не был лично знаком с императором Александром II, но в его переписке
встречаются упоминания о событиях, связанных с личностью и царствованием
Александра II и об отражении этих событий в музыкальной жизни. |
|
Опера П. И. Чайковского "Евгений Онегин" |
 |
|
Опера П. И.
Чайковского "Евгений Онегин"
П. Е. Вайдман
Лирические
сцены в трёх действиях; либретто П. И. Чайковского и К. С. Шиловского по
одноимённому роману в стихах А. С. Пушкина.
Первая
постановка: Москва, Малый театр, 29 марта 1879 года. Официальная премьера:
Москва, Большой театр, 23 января 1881 года.
Действующие
лица:
Ларина
(меццо-сопрано); Ольга (контральто); Татьяна (сопрано); Филиппьевна
(меццо-сопрано); Евгений Онегин (баритон); Ленский (тенор); Князь Гремин (бас);
ротный (бас); Зарецкий (бас); Трике (тенор); Гильо (без речей); крестьяне,
гости, помещики, офицеры.
Действие
происходит в деревенском имении и в Петербурге в 1820-х годах.
Действие
первое.
Летний вечер.
Сад в усадьбе Лариных. Дочери Лариной Татьяна и Ольга поют романс. Ларина и
Филиппьевна вспоминают о временах своей молодости. В усадьбу приходят крестьяне
поздравить Ларину с окончанием жатвы. |
|
Опера Джузеппе Верди «Корсар» "Эрнани" (Ernani) |
 |
|
Опера
Джузеппе Верди «Корсар» "Эрнани" (Ernani)
Т. Гобби
Опера в четырёх
действиях, либретто Ф. Пьяве, основанное на драме В. Гюго "Эрнани".
Первая
постановка: Венеция, театр "Ла Фениче", 9 марта 1844 года.
Действующие
лица: Эрнани (тенор), Эльвира (сопрано), Дон Руи Гомес де Сильва (бас), Дон
Карлос (баритон), Джованна (сопрано), Дон Риккардо (тенор), Яго (бас).
Действие
происходит в Испании и Франции в 1519 году.
...Сюжет оперы
довольно запутан, главные персонажи действуют мало, и их действия, мягко
говоря, непредсказуемы. Основан сюжет на драме Виктора Гюго "Эрнани",
но либретто, написанное Франческо-Марией Пьяве, почти не сохранило тонкой
иронии Гюго.
Партия Эрнани -
страстная, темпераментная - написана для драматического тенора. Герой
романтически влюблен в Эльвиру.
Дон Карлос -
это Карл I, король Испании. Он горд, властолюбив и тоже влюблен в несчастную
Эльвиру. |
|
Личность Чайковского - человека и художника |
 |
|
Личность Чайковского - человека и художника
П. Е. Вайдман
Личность
Чайковского - человека и особые черты творческой индивидуальности его как
композитора объясняются обстоятельствами жизни, теми условиями, в которых
формировался его характер, складывалась творческая судьба. Тонкая душевная
организация Чайковского-ребёнка была в значительной степени травмирована
переживаниями, обрушившимися на его хрупкую душу. Этому способствовали и некоторые
наследственные факторы: эпилептические припадки у деда по материнской линии,
восторженная эмоциональность отца привели к тому, что Чайковский стал человеком
достаточно эмоционально неустойчивым. Восторженность нередко сменялась унынием
и апатией. Вспыльчивость иногда доходила до буйных приступов гнева. Нередко эти
крайние смены настроений происходили и в процессе его композиторской работы. |
|
Наблюдения над методом творческой работы П.И.Чайковского |
 |
|
Наблюдения над методом творческой работы
П.И.Чайковского
П. Е. Вайдман
Рукописи
Чайковского, сохранившиеся до нашего времени, дают исчерпывающее представление
о личности композитора, методе его творческой работы, особенностях творческого
процесса, об истоках замысла произведений великого мастера. Цвейг писал:
"Рукописные документы позволяют нашей фантазии образно представить не
только творческое состояние, но и исторически важные эпизоды жизни
художника". Рукописи разных лет детально зафиксировали творческий процесс
композитора. Изучение этих документов позволяет проникнуть в творческую
лабораторию Чайковского, проследить весь путь зарождения и воплощения замысла.
Каждое
подлинно художественное произведение неповторимо, так же неповторим и процесс
его создания. Метод творческой работы Чайковского отличается стройной системой
определенных приемов, которые совершенствовались из года в год на протяжении
всего творческого пути. |
|
<< 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 >> |
|
|
|
|
|
|
|
Анекдот
|
Николай Валуев, как единственный выживший законный потомок, обратился в
ООН с требованием о компенсации в миллиард долларов за геноцид
неандертальцев. |
|
показать все
|
|