|
 |
|
|
|
|
|
|
Кирпичники в Замоскворечье |
 |
|
Кирпичники в Замоскворечье
О.А. Иванов
В
XVII - XVIII веках кирпичные заводы, расположенные у Донского и Андреевского
монастырей, производили две трети всего московского кирпича1. Первые
же заводы в районе Большой Калужской улицы, как государственные, так и частные,
появились здесь во второй половине XVI века. В 1584 году Иван Грозный учредил
Каменный приказ, которому были подчинены каменных дел мастера и кирпичники.
"А ведомо в том Приказе, - писал Г.Котошихин, - всего Московского
государства каменное дело и мастеры; и для какого царского строения понадобятца
те мастеры, и их собирают изо всех городов, и дают им ис царские казны на
поденной корм денги, чем им сытым быть мочно. Да на Москве же ведомы в том приказе
известные (производящие известь. - О.И.) и кирпишные дворы и заводы; а где
белой камень родится и делают известь, и те городы податми и доходы ведомы в
том Приказе... |
|
Праздники на священной бутовской земле |
 |
|
Праздники на священной бутовской земле
Вячеслав Артамонов
Земля
русская небо земное бысть, в своих разселинах телеса новомучеников и
исповедников сокрывши...
(Из
службы новомученикам Российским)
Страшным
местом был Бутовский полигон совсем в недалеком прошлом. Страшным и святым. Но
теперь, когда эта земля передана Церкви и здесь воздвигнут храм, в котором уже
пять лет совершается Божественная литургия, особенно же – по прославлении
Собора новомучеников и исповедников Российских, включающего и велий сонм
Бутовских новомучеников, страх и ужас ушли отсюда. Теперь Бутово можно
уподобить земле святой.
Бутовский
полигон – место уникальное: из пострадавших здесь за веру во Христа уже
прославлено 148 святых, среди них – шесть архиереев, множество
священнослужителей, монашествующие миряне, верные чада Русской Православной
Церкви – такого сонма святых, почивающих в едином месте, нет нигде более в
России и число прославлений святых, несомненно, будет расти. |
|
Сергиевская женская община |
 |
|
Сергиевская женская община
Е.П.Миклашевская, М.С.Цепляева
В
старой Москве существовало несколько общин сестер милосердия. Хорошо известны
истории возникновения и деятельности Покровской на Покровке (1872) и
Марфо-Мариинской (1908). Появляются публикации об Иверской общине на Полянке,
основанной преподобной Елизаветой Федоровной на средства благотворительницы
Е.Ляминой (1901), и об общине "Утоли моя печали" в Лефортове,
организованной княгиней Шаховской. Но о двух женских общинах Москвы мало знают
даже специалисты-москвоведы. Одна из них была создана в 1917 году в
Троице-Лыкове представительницей известного московского рода
купцов-благотворителей Корзинкиной. Сведения о другой, располагавшейся в 1-м Михайловском
проезде невдалеке от Данилова монастыря, еще более скудны. Не сохранилось ни
зданий, где она находилась, ни фотографий.
Вот
ее предыстория. |
|
Подмосковные поселок Перловка и его храм |
 |
|
Подмосковные поселок Перловка и его храм
М.В.Нащокина
Поселок
Перловка относится к числу самых старых подмосковных дачных местностей. Это
неудивительно, поскольку он находился в ближайших городских окрестностях -
всего в 15 верстах от центра Москвы (сейчас сразу за Окружной дорогой). Места
эти славились чистым здоровым воздухом, прекрасным купанием на Яузе,
великолепным сосновым лесом и живописными окрестностями.
Поселок
был образован знаменитым московским чаеторговцем Василием Семеновичем Перловым
на земле своего имения. Сначала дач в Перловке было немного, но они были весьма
комфортабельны, а потому дороги. Их могли снимать только люди с достаточными
средствами.
Развитию
дачных поселков в Подмосковье особенно способствовало открытие движения по
строившимся железным дорогам. Ввод в действие в апреле 1860 года
железнодорожного сообщения между Москвой и Сергиевым Посадом сразу сделал
доступными многие местности, которые ранее казались отдаленными. |
|
"Утоли моя печали" в Лефортове |
 |
|
"Утоли моя печали" в Лефортове
В.Ф.Козлов
Спасительное обновление русского общества выпадает на
долю русской женщины.
Ф.М.Достоевский
Община,
названная во имя целительной иконы "Утоли моя печали", была основана
в прошлом веке княгиней Натальей Борисовной Шаховской, урожденной
Святополк-Четвертинской. Муж Натальи Борисовны князь Дмитрий Шаховской - сын
декабриста Федора Шаховского, сосланного в Туруханск и лишившегося там
рассудка. Быть может, памятуя о судьбе несчастного князя Федора, в общине
"Утоли моя печали" и открыли "психическую больницу".
В
60-е годы XIX века княгиня стала сестрой милосердия в Полицейской больнице для
бедных и беспризорных, организованной доктором Гаазом1. В 1870 году
она создали общину сестер милосердия "Утоли моя печали" из тридцати
сестер. На печати общины - ее название и красный крест на белом фоне. |
|
Коллекция легенд об основании Москвы |
 |
|
Коллекция легенд об основании Москвы
Михаил Минц
В
1997 г. отмечалось 850-летие Москвы. Понятно, что подобные цифры-юбилеи всегда
несколько условны.
Общепризнанная
дата основания нашей столицы взята из Ипатьевской летописи: под 1147 годом в
ней описывается встреча суздальского князя Юрия Долгорукого и черниговского
князя Святослава Ольговича, происшедшая в Москове.
Но
уже из того, что в 1147 г. два князя избрали этот город местом своей встречи, следует,
что основан он был значительно раньше.
По
современным археологическим данным, Москва возникла, вероятнее всего, около
1000 лет назад. Однако точных данных о времени и, тем более, обстоятельствах ее
основания нет. Отсутствие этих данных с успехом компенсируется множеством
легенд, популярных и непопулярных, более или менее правдоподобных, самого
различного содержания. Наиболее известные из них я хотел бы рассмотреть.
Князь, боярин, чудесное видение и кровная месть
Можно
выделить восемь легенд об основании Москвы. |
|
Духовные традиции Подольского уезда |
 |
|
Духовные традиции Подольского уезда
В.Ф. Козлов
ХIХ
век существенно обогатил православную жизнь Подольского уезда, где прежде
находился лишь один монастырь - Екатерининская пустынь, основанный в 1658 году
и имевший чудотворную икону святой великомученицы Екатерины. Во второй половине
XIX - начале ХХ века в уезде были основаны три новых монастыря:
Крестовоздвиженский Иерусалимский при селе Лукине, Князе-Владимирский при
сельце Филимонках и Серафимо-Знаменский скит. В это время стали традицией
ежегодные крестные ходы. Вот как описывали современники один из них: "Едва
ли где можно встретить тех торжественных встреч и проводов чудотворных икон,
как это наблюдается при чудотворной иконе Иерусалимской Божией Матери. Какая бы
ни была погода - или самая жаркая, в летнее время, или холодная, осенью, -
народ тысячами идет встречать Бронницкую Иерусалимскую Божию Матерь... |
|
"Царица грозная" в Москве |
 |
|
"Царица грозная" в Москве
Н.Б.Коростелев
Царица
грозная, Чума
Теперь
идет на нас сама
И
льстится жатвою богатой;
И
к нам в окошко день и ночь
Стучит
могильною лопатой...
Что
делать нам? и чем помочь?
А.С.Пушкин
За
свою долгую историю Москва пережила множество народных бедствий:
опустошительные вражеские нашествия, землетрясения, наводнения, пожары... Среди
них - эпидемия чумы 1770-1772 годов, сопровождавшаяся "чумным
бунтом".
"Черная
смерть" посещала Европу неоднократно. Особенно страшной была пандемия
1346-1348 годов, унесшая, по одним данным, четверть, а по другим - треть всего
населения.
До
сих пор точно неизвестно, какими путями в конце 1770 года чума пробралась в
Москву. О ее приближении к столице знали. Екатерина II слала московскому
генерал-губернатору графу П.С.Салтыкову предписания о необходимости принятия
предупредительных мер. Меры были предприняты, но оказались недостаточными. В
ноябре 1770 года чума начала "... |
|
О Теплостанском лесе и его памятниках |
 |
|
О Теплостанском лесе и его памятниках
Обширный лесной массив в самой возвышенной части
Москвы — довольно известный памятник природы. Но кроме редких образцов флоры и
фауны здесь сохранились необычные памятники военной истории, которые
подтверждают и степень опасности, нависшей над столицей в первый год Великой
Отечественной войны, и суровость мер для обороны этого города.
Природный
заказник Теплостанский лес
часто считается парком или зоной отдыха, но по сути является естественным
лесным массивом, оказавшимся в городской черте. Его северная граница проходит
по улице Островитянова, южная — по улицам Теплый Стан, Академика Варги и
Московской кольцевой автодороге; с запада заказник ограничен жилой застройкой
улиц Островитянова и Профсоюзной, а с востока — Академика Бакулева и Ленинским
проспектом.
Название
заказника появилось на карте столицы совсем недавно. |
|
Топонимические традиции русской усадьбы (1861-1917 гг.) |
 |
|
Топонимические традиции русской усадьбы (1861-1917
гг.)
Михаил Коробко
Своеобразная
визитная карточка любой усадьбы - ее название, далеко не всегда поддается
расшифровке. Зачастую оно не имеет устоявшейся формы и употребляется сразу в
нескольких вариантах. Разные интерпретации названия одной и той же усадьбы
встречаются даже в документах одного временного периода.
Как
известно, ряд земель в Подмосковье и других регионах и основанные на них
усадьбы и другие населенные пункты получили свои названия по именам или
прозвищам их владельцев и основателей. В составе имений могло быть несколько
населенных пунктов, но, как правило, обычно только название усадьбы становилось
названием всего имения. К числу таких "владельческих названий"
относятся: Любвино (Рузский уезд)
[*], названное
так по имени владелицы Л.Г.Пыльцовой, основавшей эту усадьбу незадолго до
Первой мировой войны
[1], Щапово, ранее Александрово
(Подольский уезд) по фамилии коммерсанта И.В. |
|
Храмы Живоначальной Троицы в Москве |
 |
|
Храмы Живоначальной Троицы в Москве
Валентина Шарова
Почитание Святой Троицы в Русской земле началось со
святой равноапостольной княгини Ольги, воздвигшей первый на Руси Троицкий храм
в Пскове. Позже воздвигались такие храмы в Великом Новгороде и других городах.
В
богословское учение о Святой Троице велик духовный вклад преподобного Сергия
Радонежского. Он глубоко проникал в сокровенные тайны богословия "умными
очами" подвижника – в молитвенном восхождении к Триипостасному Богу.
Преподобный Сергий опытно познал тайну Живоначальной Троицы, потому что жизнью
своей соединился с Богом, приобщился к самой жизни Божественной Троицы. Он
относится к числу святых угодников, в душе которых "сотворила
обитель" Святая Троица, и он сам сделался "обителью Святой
Троицы", и всех, с кем общался преподобный, он возводил и приобщал к Ней. |
|
Зарядье |
 |
|
Зарядье
Валентина Шарова
Зарядье
– один из крупнейших уголков Москвы, находящийся в южной части Китай-города.
Это место получило такое название, потому что расположено за торговыми рядами.
Путешествие
наше начнем от станции метро "Китай-город", и путь наш в основном
будет лежать по Варварке. Варварка – одна из древнейших в Москве улиц и главная
улица Китай-города. По ней в 1380 г. въезжал в столицу святой благоверный князь
Димитрий Донской после победы на Куликовом поле. Ныне это одна из
своеобразнейших улиц центра Москвы. Со стороны Москвы-реки она сплошь состоит
из древних построек. В наше время, в день празднования памяти учителей
Словенских Кирилла и Мефодия, здесь проходит крестный ход, направляющийся из
Успенского собора Кремля на Славянскую площадь, к памятнику этим святым. В
прежние времена в конце Варварки были Варварские ворота, на которых была
установлена Боголюбская икона Божией Матери.
1.
Прежде чем идти по Варварке, пройдем в Никитников переулок. |
|
Сербское подворье в Москве |
 |
|
Сербское подворье в Москве
В.Ф.Козлов
Ни
одна славянская страна не вызывала в России столько сочувствия, сколько
православная Сербия. Судьба сравнительно небольшого славянского племени,
имевшего многовековую драматическую историю и стойко державшегося православия,
была сродни русской судьбе. Русские как никто могли оценить духовный подвиг и
самопожертвование единоверного народа.
Связи
москвичей с сербами имели давнюю традицию. В Большом Успенском соборе покоятся
останки серба (по ряду источников - болгарина. - Ред.) - митрополита
Московского Киприана (ум. в 1406 г.) - видного деятеля на поприще исправления
церковных книг и обрядов. В XVI веке сербскому Хиландарскому монастырю на Афоне
Иваном Грозным был подарен Никольский монастырь в Китай-городе.
Особенно
тесными эти связи стали с середины XIX века, когда под влиянием славянофилов в
первопрестольной начали всерьез интересоваться историей и судьбой славянства и,
в частности, самого западного славянского народа. |
|
Замоскворецкое чудо |
 |
|
Замоскворецкое чудо
Нина Молева
В
первом после Великой Отечественной войны университетском семинаре профессора
Н.Н.Коваленской это была, как принято говорить, проходная тема: «Атрибуция
церкви Климента папы Римского в Замоскворечье». Речь шла не о восстановлении
истории храма, тем более не о его тогдашнем бедственном положении — всего лишь
об имени зодчего, который мог его построить. Никаких документов на сей счет не
существовало. От участника семинара требовался всего лишь сравнительный анализ
возможных кандидатур, разногласия в отношении которых десять лет назад спасли
храм от сноса.
Уничтожение
церквей в Москве начала 1930-х годов было массовым, но не стихийным.
Существовал план «обновления» города, в составлении которого принимали участие
и архитекторы из числа самых заслуженных, и историки искусства. Комиссия,
выносившая вердикт о сносе, руководствовалась определенными правилами. |
|
Дядя Гиляй - поэт московского быта |
 |
|
Дядя Гиляй - поэт московского быта
Альбина Владина
«Каждому времени нужен свой летописец не
только в области исторических событий, но и летописец быта, ибо именно он с
особой резкостью и зримостью приближает к нам прошлое. Чтобы до конца понять
Льва Толстого или Чехова, мы должны знать быт того времени. Даже поэзия Пушкина
приобретает свой полный блеск лишь для тех, кто знает быт пушкинской эпохи...»
- так писал Константин Паустовский в предисловии к знаменитой книге Владимира
Гиляровского «Москва и москвичи». И главной ценностью работ писателя называл
именно то, что он был «летописцем быта и комментатором своего времени».
«Москва
Гиляровского» - так предельно просто назвали свою новую выставку, только что
открывшуюся в Музее истории города, ее устроители.
«Наш
полупустой поезд остановился на темной наружной платформе Ярославского
вокзала... Мы шли со своими сундучками за плечами. Иногда нас перегоняли
пассажиры, успевшие нанять извозчика. |
|
Музей истории Москвы |
 |
|
Музей истории Москвы
Алла Шугайкина
Странно
иногда складываются судьбы не только людей, но и целых учреждений. Музей
истории Москвы - самый что ни на есть титульный, представительский и, казалось
бы, просто обреченный на постоянную заботу города, - не имеет своего дома. И
это при том, что его фонды насчитывают около полутора миллионов единиц
хранения, рассказывающих о жизни наших пращуров чуть не с каменного века и до
дней нынешних. И это - в таком бурно строящемся и амбициозном мегаполисе, как
российская столица!
Тесно было всегда
Вообще-то
амбиции, если они на всеобщую пользу, дело хорошее. Вот, например, в 1896 году
на Всероссийской художественно-промышленной выставке Первопрестольная выстроила
великолепный павильон, где демонстрировались важнейшие достижения московских
властей по благоустройству города, его медико-санитарному содержанию,
спонсированию, как нынче бы сказали, благотворительных программ и т.п. |
|
Ф.И. Тютчев в Троицком и Знаменском-Садках |
 |
|
Ф.И. Тютчев в Троицком и Знаменском-Садках
Михаил Коробко
Детские и юношеские годы Ф.И. Тютчева
связаны с ближним подмосковным имением его отца Ивана Николаевича Тютчева
(1768—1846) селом Троицкое, ныне приписанным к соседнему населенному пункту со
странным названием Мосрентген. В состав имения входила и деревня Верхние Теплые
Станы (Теплый Стан), стоявшая на Старой Калужской дороге. Прокладка Московской
кольцевой автодороги навсегда отделила ее от Троицкого, превратив в часть
Москвы. Название этого населенного пункта — Теплый Стан — перешло к одному из
новых жилых массивов, а затем к району Юго-Западного округа и потому более
известно.
Троицкое
и Верхние Теплые Станы стали родовым имением Тютчевых благодаря одному курьезному
событию. К деду поэта, секунд-майору Николаю Андреевичу Тютчеву (ок. |
|
Власть в Москве |
 |
|
Власть в Москве
Андрей Полонский
История московской власти - тема не только на редкость
увлекательная, но и представляющая немалый научный и практический интерес. На
протяжении семи веков Москва - столица России (столичный статус она не теряла и
в императорский период). С одной стороны, она чуть ли не самый русский из
русских городов (особенно в оппозиции к Петербургу), с другой - мегаполис,
Вавилон, город двунадесяти языков, инопространство по отношению к провинции (прежде
всего среднерусской и восточной). Здесь в наибольшей степени сказались
специфические черты национальной традиции в области государственного
строительства; здесь всегда остро чувствовались сильные и слабые стороны этой
традиции.
Обстоятельства
На
протяжении всей истории Россию отличало богатство возможностей и бедность форм.
Простор не способствовал концентрации, лучшим способом полемики оставался
побег- и поэтому власть не затрудняла себя диалогом с обществом. |
|
Москва - Петербург - Великое противостояние столиц |
 |
|
Москва - Петербург - Великое противостояние столиц
Сейчас
как никогда ранее перед Россией стоит вопрос - куда двигаться, по какому пути
развиваться? Политики много спорят - идти на Запад или на Восток? Или
оставаться Россией, потому, что нет ничего в мире похожего на Россию,
вспомнить, что у нас есть своя, российская культура и свои корни, столь
многовековые, что Западной Европе, тем более колонизированной Америке и не
снились?
Когда
же Россия впервые пришла к этому перепутью?
В
свое время Русь пошла по греческому, православному пути развития. Сложные
географические и внешнеполитические условия (суровый климат и постоянные набеги
западных и восточных соседей), в которых жила Русь, относительная скудность
земли воплощали христианское смирение и становились источником сострадания,
столь свойственного русскому народу.
Киевская
Русь пала под яростным натиском монгольского нашествия, под ударами
католической Польши и языческой Литвы. |
|
По Покровке-Маросейке… |
 |
|
По Покровке-Маросейке...
Н.Р.Фрезинская
Покровка
оказалась счастливой: ее не переименовывали; и какой-нибудь приказный дьяк -
бородатый подданный царя Михаила Федоровича, склонившийся над современным
планом Москвы, с удовлетворением увидел бы ее, не обнаружив, к примеру,
Евпловки - ныне Мясницкой, а совсем еще недавно - Кирова.
В
XV веке по дороге, ведшей на восток от Спасских (Фроловских) ворот Кремля через
Ильинские ворота Китай-города и мимо великокняжеских садов, частенько ездил
Великий князь Иван Васильевич, навещавший загородный двор на Яузе. За ним -
знатные бояре и слуги, купцы со своими товарами. Не удивительно, что дорога
стала быстро застраиваться, превращаясь в московскую улицу. Покровкой назвали ее
по имени церкви Покрова в Садех, построенной не позднее 1488 года и простоявшей
до конца XVIII века.
Начиналась
Покровка у Ильинских ворот, у моста, перекинутого через ров, защищавший стены
Китай-города. |
|
<< 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 >> |
|
|
|
|
|
|
|
Анекдот
|
Дорогой Дедушка Мороз!
Я весь год вёл себя хорошо.
Подари мне пожалуйста, настоящий пистолет и рацию, а то я до сих пор, КАК ДЕБИЛ, хожу с игрушечными!
Участковый инспектор Иванов. |
|
показать все
|
|