|
Москва при великом князе Василии III |
 |
|
Москва при великом князе
Василии III
Время Василия III (1505--1533) составляет
последовательное продолжение процесса, совершавшегося в княжение его отца
Иоанна III и прямой переход к царскому периоду нашей столицы. Сын царевны Софии
Палеолог, он стал не только последним собирателем уделов Северо-восточной Руси
(вечевого Пскова, Рязани и Новгорода-Северского) и борцом за воссоединение
западно-русских княжеств (Смоленска и других), но и, будучи единодержцем, во
всем - и в отношениях к боярам, духовенству и в самой придворной обстановке, -
является более царем, чем его отец. Его чаще называют царем, и он уже сам
именует себя самодержцем. Царский титул его уже выбивается на монетах, рядом с
наименованием господаря всея Руси. Иностранные послы удивляются величию и
власти русского государя и силе России. Соответственно этому растет у нас
чувство собственного достоинства, и занимается заря сознания того, что нашему
отечеству предлежит важное всемирно-историческое призвание. |
|
Москва при Иоанне III |
 |
|
Москва при Иоанне III
При Иоанне III, после двухсотлетнего существования,
Москва вступает в новый период своего исторического бытия. Становясь из
великокняжеской столицы - царской, хотя этот государь и не принял еще царского
титула, она, в соответствие своему внутреннему могуществу и всероссийскому
значению, изменила многое в своей внешности: новые величавые стены и бойницы Кремля,
новый первопрестольный собор Успения, вновь выстроенная усыпальница государей -
храм архангела Михаила, невиданная каменная Грановитая палата и другие палаты
государя, множество новых церквей и домов белокаменных, новый государственный
герб на печатях и монетах и многое другое - все это возвещало новую
историческую эпоху. |
|
Москва при царе Феодоре Иоанновиче |
 |
|
Москва при царе Феодоре
Иоанновиче
По смерти Грозного Москва присягнула сыну его Феодору
Иоанновичу, который совершенно не походил на своего отца и на старшего брата
Ивана: он был слаб телесными и душевными силами, мал ростом, бледен лицом, с
которого почти никогда не сходила простодушная улыбка; ходил он тихими
неровными шагами; был очень набожен и походил скорее на инока, чем на царя;
нравом был чрезвычайно добродушен, приветлив и кроток.
Лицо у царя продолговатое, худощавое, изжелта-смуглое,
нос длинный, загнутый, волосы темнорусые, курчавые; лоб высокий, брови тонкие,
глаза большие, навыкате. Одежда царя состоит из станового кафтана, украшенного
дорогими камнями, со стоячим пристяжным ожерельем. Феодор на портрете был
изображен без царской короны, но с венцом святых, так как, хотя и не был
причислен к лику святых, признан был таковым патриархом Иовом, который составил
его житие. |
|
Москва при Борисе Феодоровиче Годунове |
 |
|
Москва при Борисе
Феодоровиче Годунове
Со смерти Феодора Иоанновича, последнего представителя
царствовавшей династии св. Владимира, начинается для Москвы и для всей России
Смутное время, длившееся до избрания в 1613 году на царство Михаила Феодоровича
Романова.
Эти пятнадцать лет, особенно тяжкие в период
междуцарствия, в пору нашего лихолетья, едва не погубили всего того, что
создала для себя Россия и Москва в течение нескольких веков своей страдной
работы, и едва не обратили самую нашу столицу в тот незначительный город
Суздальской области, каким она вышла из рук своего основателя - великого князя
Юрия Долгорукого.
Как ни важна в политическом и национальном отношении
эта эпоха, как ни обильна она глубоко драматичными моментами, она в истории
Москвы имеет скорее отрицательное, чем положительное значение.
Сущность и происхождение смуты заключались в том, что
Россия пыталась на место угасшей династии св. |
|
Москва при царе Иоанне IV |
 |
|
Москва при царе Иоанне IV
Первое в нашей истории царствование государя Иоанна IV
составляет примечательную эпоху в истории Москвы. Но мы не станем
останавливаться на личности и казнях его. Об этом слишком уж много было писано
у нас. Да и западные историки, имея дело с не менее жестокими, чем он,
современными ему правителями, каковыми были Филипп II Испанский, Генрих VIII и
Мария Тюдор в Англии, совершавшие свои кровавые казни при свете возрождения
наук, при наличии парламентского режима, не так уже, как у нас, копаются в
жестокостях. И сам Иоанн IV получил за них тяжкие воздаяния от наших историков.
Наш же народ, терпеливо перенесший всю тяжесть второй половины его правления,
назвал его только Грозным. В этом он проявил совсем иное отношение к своему
царю, чем англичане, которые свою королеву, современницу Иоанна IV, назвали
"кровавой" Марией. |
|
Москва в Смутное время при самозванцах, Василии Шуйском и в междуцарствие |
 |
|
Москва в Смутное время при
самозванцах, Василии Шуйском и в междуцарствие
Наступившая великая смута, в виде самозванщины,
междуцарствия и польского владычества, имела в нашей истории значение
истребительного пожара, - испытания русского народа и его созданий огнем. Этот
пожар своим всепоражаюшим пламенем уничтожил, казалось, все - не только
нечистое, но и чистое и оставил от многовековой России и Москвы только одни
развалины, из коих готовились строить новое, уже не русское здание поляки. Но
под углем и пеплом разрушения таились живые и зиждительные силы, кои поднялись
на пожарище, чтобы изгнать из Русской земли ее новых хозяев-властителей, чтобы
восстановить Русское государство, ее столицу, весь наш быт. Нужно ли говорить,
что эти силы заключались в русской народности и в нашей вере православной?
История Москвы в эпоху нашего лихолетья была летописью
ее быстрого и прогрессивного разрушения. |
|
Основание Москвы и Юрий Долгорукий |
 |
|
Основание
Москвы и Юрий Долгорукий
Сказание о том, будто Москва возникла в IX столетии,
еще при Олеге, есть вымысел позднейших книжников. Впервые мы имеем летописное
известие о существовании Москвы от конца первой половины XII века. Это-время
наибольшего развития удельной системы, ослабившей Россию перед нашествием
татар: это была пора образования отдельных областных княжеств и время
ожесточенной борьбы из-за Киева между Мономаховичами и Ольговичами и даже в
роде первых. В этой громадной борьбе, которую, по выражению летописей,
"взмялась" и в коей "разодралась" вся Русская земля,
принимали участие все князья: и северные, и южные, и западные, и восточные. Их
дружины крестили и бились по всей Руси; но в то же время заканчивался киевский
период Руси и подготовлялся новый. И Москва в первый раз упоминается как город
в летописи именно в эту горячую пору, в 1147 году. |
|
Москва до учреждения в ней княжеского стола |
 |
|
Москва до учреждения в ней
княжеского стола
Даниил Александрович, Юрии Московский и Иоанн Калита
Рост Москвы, по выражению одного старинного сказания,
"малаго дрвяннаго города", был туг и медлен. С 1147 года прошло
девяносто лет, прежде чем Москва опять ярко всплыла на летописную поверхность,
до этого теряясь в ряду других городов Влади - миро - Суздальского княжества,
таких, как Юрьев - Польский, или Переяславль и т. п. Только разгром Руси Батыем
заставляет летопись яснее заговорить о ней. Сюда великий князь Юрий
Всеволодович посылает, для защиты от хлынувших из Рязанской земли врагов, князя
Владимира Юрьевича. |
|
Москва при сыновьях Калиты: Симеоне Гордом и Иоанне II, Димитрии Донском |
 |
|
Москва при сыновьях Калиты:
Симеоне Гордом и Иоанне II, Димитрии Донском
Преемник Иоанна Калиты, его сын Симеон, прозванный
Гордым (1340-1353), соединил рассудительность и практическую ловкость своего
отца с властительным характером. Получив от хана ярлык на великое княжение
Владимирское, торжественно венчался на него во Владимире и принял "под
руце свои" всех остальных русских князей и заставил младших братьев
"целовать у отняго гроба крест" на том, что они все будут заодно и
станут чтить его во отца место, имея общих врагов и друзей. Когда новгородцы
послали в Москву посадника Кузьму Твердиславича сказать: "еще, господине,
на столе в Новгороде не сел еси у нас, а уже сильно деют твои бояре",
Симеон в наказание за то, что новгородцы захватили в Торжке московских бояр,
пошел походом на Новгород, присоединив к себе других удельных князей и даже
всероссийского митрополита Феогноста. |
|
Старая Москва в ожидании пасхи |
 |
|
Старая
Москва в ожидании пасхи
М.С.Рябикова, Е.Н.Борисова-Сартори
О какой Москве пойдет речь? О той, где в середине XIX
века улицы освещались лишь светом из окон. О той, в которой долгое время
обязательным был послеполуденный сон. О той, где короновали царей. О той, где
по весне цвели сады. О той, которая, уже не будучи столицей, продолжала
задавать в России тон. О той, что хранила родовые гнезда Романовых, Шуйских,
Воротынских, Долгоруких...
Под звуки рожков по Большому Каменному мосту гнали
коров пастись на сочных «лужнецких» лугах. В Лужники еще ездили и соловьев
слушать, и на Воробьевых горах в знаменитом трактире купца Крынкина посидеть:
парниковой клубники поесть да с устроенной предприимчивым купцом смотровой
площадки в который раз полюбоваться первопрестольной.
Вот Москва дворянская: пустые до полудня Никитские
улицы, Пречистенка, Остоженка. |
|
Мясницкая улица |
 |
|
Мясницкая
улица
В. Сорокин
2. Здесь, на возвышенном месте, в 1472 году, когда еще
к Москве подступала полоса дремучего бора, Великим московским князем Иваном III
была поставлена деревянная церковь, носившая название "Успение на
Бору". В церковь поместили считавшуюся чудотворной икону Богоматери,
подаренную Великому князю Дмитрию Донскому жителями маленького городка Гребня в
честь его победоносных сражений. С тех пор икону и церковь стали называть
Гребенской (и Гребневской). При царе Иване IV деревянную церковь заменили
каменной. Над алтарным приделом святого Дмитрия Солунского еще в XVI веке
появилась шатровая колокольня, считавшаяся шедевром зодчества
новгородско-псковского типа. Позднее к основному зданию церкви на средства
богатых прихожан сделали пристройки с приделами, возвели прекрасный резной
иконостас, установили мраморные доски с позолоченными надписями,
рассказывающими об истории этого храма. При церкви хоронили знатных прихожан и
благотворителей. |
|
Магазин Елисеева |
 |
|
Магазин Елисеева
Анатолий Рубинов
Знаменитый на всю Россию "Елисеевский"
магазин вполне мог бы называться иначе - "Касаткинский", если бы не
сыновняя любовь двух рослых молодых красавцев к своему батюшке, который своим
примером и наставлениями научил сыновей трудолюбию и тем вывел их в люди. В
прославление не подлинной своей фамилии - Касаткины, а имени батюшки они
назвали основанное ими дело по общему отчеству: "Товарищество братьев
Елисеевых". А внуки закрепили дедово имя в памяти России, передав через
полвека это название двум магазинам, самым роскошным во всем государстве и
похожим, как братья-близнецы, - в Санкт-Петербурге и Москве. И третьему - в
Киеве... Даже когда после революции в торговом деле не осталось ни одного
Елисеева, их магазины в народе оставались "Елисеевскими" - видимо,
стены тоже имеют память.
Красна земляничка к рождеству...
Все началось с графа Шереметева. Его крепостными были
Касаткины, а также их родня - Кузнецовы, Красильщиковы, Ковалевы. |
|
На древнем Кучкове поле |
 |
|
На
древнем Кучкове поле
В. Сорокин,
научный сотрудник Московского государственного университета.
"Все, что было вчера и делается сегодня, должно
быть известно вам, ибо вы призваны историей продолжать дело отцов ваших не
только в своей стране, но и во всем мире".
М. Горький
Представьте себе Москву начала XVII века, и мы идем по
знакомой нам старинной "велицей дороге Владимерской" от Московского
Кремля через Никольскую улицу (ныне улица 25 Октября) и, минуя ворота
Китай-города, выходим на Лубянскую улицу (ныне улица Дзержинского).
В районе нынешней Сретенки находилось примечательное в
истории Москвы древнее урочище Кучково поле, своим названием связанное с
народным преданием о боярине Степане Ивановиче Кучке, которого считали первым
до Юрия Долгорукого владельцем Москвы. Древняя Ипатьевская летопись, подкрепляя
эту народную легенду, указывает, что еще во второй половине XII века Москва
носила двойное название: "Москва, рекше Кучково". |
|
Москва ресторанная: от Петра до Первой Мировой |
 |
|
Москва
ресторанная: от Петра до Первой Мировой
Михаил Коробко
В Москве всегда любили и умели хорошо поесть. Трактиры
и рестораны занимали не последние место в московской жизни. Ведь это был город,
в котором заключались крупные коммерческие сделки, где швырялись деньгами и
млели от пения цыган, где веселилась и шалила золотая молодёжь.
Многочисленные шинки, кабаки и питейные дома, которых
было множество на Руси, не внушали царю Петру доверия, знать ими брезговала. И
тогда царь-реформатор решил по европейскому образцу учредить заведения, которые
бы не стеснялись посещать иностранные специалисты и просвещённые приближённые.
6 февраля 1719 года специальным указом купцу Петру Милле было дозволено открыть
(в те времена говорили - "завести", отсюда - "заведение")
трактир на Васильевском острове. Так в столичном Петербурге появился самый
первый в России трактир, прообраз ресторана, а затем трактиры появились и в
"провинциальной" Москве. |
|
Подмосковная усадьба Вышние Горки |
 |
|
Подмосковная усадьба Вышние
Горки
История усадьбы
А. Калякина, старший научный сотрудник Государственного исторического
заповедника "Горки Ленинские".
Мы знаем, что "Горки Ленинские" - это место,
где провел последние годы В. И. Ленин. А между тем усадьба, в которой
размещается заповедник, известна еще с XVI века. Эта старинная вотчина в
Подольском уезде Московской губернии включала в себя небольшую деревушку, два
сельца, пахотные, лесные и сенокосные угодья. Почти триста лет она принадлежала
дворянскому роду Спасителевых, служивших при царском дворе еще Алексею
Михайловичу. Первый каменный дом в сельце Вышние Горки, упоминаемый в
документах конца XVIII века, принадлежал Марфе Афанасьевне Спасителевой,
вероятно, последней представительнице этого старинного рода. Предком
Спасителевых был священник Сальватор (по-латыни - Спаситель), который прибыл в
Россию в свите невесты Ивана III Софьи Палеолог. |
|
Переулки между Лубянкой и Мясницкой |
 |
|
Переулки между Лубянкой и
Мясницкой
Между этими улицами, как связующие нити, расположились
переулки. Такова особенность старых городов: хаотичная застройка и обилие
мелких участков, к которым протаптывали тропинки-проулки. История переулков не
менее интересна, чем история известных магистралей.
В. Сорокин
Милютинский переулок
(Хорохорин переулок, Казенная улица, Старая Казенная
улица, Милютинский переулок, улица Мархлевского, Милютинский переулок).
Название получил в XVIII веке по фамилии А. Я.
Милютина — владельца самой большой шелковой фабрики в России.
Левая сторона
1. Пристройка к дому К. Н. Обидиной по Мясницкой
улице. Находилась контора известной фирмы “Роберт Кенц” по продаже
инструментальных товаров.
3. Небольшое владение купеческой жены Авдотьи Сониной.
Деревянный дом и двухэтажный каменный флигель уцелели при пожаре в 1812 году.
После 1815 года владение приобретено семьей книготорговца Осипа Леонтьевича
Свешникова. |
|
В Москву за песнями |
 |
|
В
Москву за песнями
А.Ф.Чистяков
В конце Великой Отечественной войны я, фронтовой
разведчик старшина Чистяков, находясь под Кенигсбергом, в груде бумаг, поспешно
брошенных фашистами, увидел книгу. Поднял, раскрыл - и остолбенел:
"Русские пословицы, собранные Ипполитом Богдановичем", напечатано в
Санкт-Петербурге в 1785 году! Этот небольшой томик в кожаном переплете послужил
основой собрания, которое теперь содержит более 600 различных изданий. Особый раздел
в моей коллекции составляют пословицы и поговорки о Москве. Казалось бы, много
ли их наберется об одном-то городе, пусть даже о столице? Ну десяток, ну два...
Ан нет: в картотеке автора - более полутора тысяч посвященных Москве и
связанных с Москвой народных крылатых фраз и выражений! Они распределены по
разделам. Представляю здесь два таких раздела - "Москва веками
строилась" и "Москва потеху любит". |
|
Праздник вербы в Москве |
 |
|
Праздник вербы в Москве
Кандидат филологических наук И. Грачева
г. Рязань
Иностранцам, посещавшим Россию в конце XVI и в XVII
столетии, одним из самых впечатляющих и вместе с тем довольно курьезных (с их точки
зрения) казался русский весенний праздник Входа Господня в Иерусалим - его
справляли в воскресенье перед Страстной неделей. Это воскресенье называется
Вербным или Цветоносным. Голландец Я. Стрейс сообщал: "Нигде у христиан не
празднуется Вербное воскресение с таким великолепием, как у москвитян".
В центре Москвы разыгрывалась грандиозная мистерия,
инсценирующая далекие евангельские события. Из Успенского собора Кремля к
Иерусалимскому приделу храма Покрова (более известному как храм Василия
Блаженного) на Красной площади направлялось необычное шествие. К. |
|
Открой для себя Москву |
 |
|
Открой
для себя Москву
Елена Орлова
Во все времена Москва наряду с Римом, Венецией,
Парижем и Лондоном притягивала к себе толпы туристов - едва ли не каждое второе
здание исторического центра Первопрестольной по-своему уникально. По данным
Главного управления охраны памятников (ГУОП), на территории города
насчитывается свыше трех тысяч памятников истории и культуры, принятых на
государственную охрану, около двух тысяч выявленных построек культурного
наследия и более десяти тысяч ценных объектов историко-градостроительной среды.
Как правило, такие строения не остаются бесхозными,
это музеи, театры, школы, библиотеки, гостиницы, министерства и ведомства. Даже
обычные офисы. Нынче арендаторы и собственники недвижимости понимают, что
занимать особняк-памятник престижно.
Простому смертному туда не попасть, остается лишь
любоваться обновленными фасадами. |
|
Астана |
 |
|
Астана
Первый
раз заштатный город Акмола проснулся в конце тридцатых, когда в него стали один
за другим приходить составы с заключенными. В середине пятидесятых Акмола
наполнилась целинниками. А в 97-ом, здесь начали строить новую столицу
Казахстана, Астану.
В
Канаде – Оттава, в Бразилии – Бразилиа, и даже Санкт-Петербург в России все это
были столицы, построенные на пустом месте в знак полного обновления и
дальнейшего процветания страны. В Казахстане таким городом становится Астана.
Казахстан
появился на политической карте мира в 1991 году, после распада СССР. А 6 лет
спустя указом президента Назарбаева столица республики была перенесена из
Алма-Аты в Астану. Этот город находится приблизительно в центре страны, вблизи
ее промышленных регионов, на пересечении важных транспортных магистралей.
Строго говоря, Астана строится не на пустом месте. Уже в XIX веке здесь была
небольшая крепость. Из нее со временем вырос город Акмола. |
|
<< 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 >> |
|
|
|
|