|
 |
|
|
|
|
|
|
Гимны революции и социализма в России |
 |
|
Гимны революции и социализма в России
Грачев В. Н.
Проекты либеральных гимнов
С
начала 1917 г. Россия запела совсем другие песни. На волне всеобщей радости по
поводу падения самодержавия к власти пришли либералы и масоны. Они считали себя
новыми Маратами и Робеспьерами на русской почве. Их идеалом стали
антимонархические установки времен французской революции. В общественный обиход
они вводили французские революционные песни гимнического склада, с которыми
Наполеон шел завоевать Россию в 1812 г. Спустя сто лет все менялось
диаметрально противоположно. В феврале 1917 г. уже не французы, а лейб-гвардии
Преображенский полк со всеми офицерами исполнял «Марсельезу», приветствуя председателя
Государственной Думы М.В. Родзянко и члена Думы А.Ф. Керенского. А в армии
французский «Гимн свободы» сменил «Боже, Царя храни» во время утренней и
вечерней молитв. «Марсельеза» в обработке композитора А.К. Глазунова стала
исполняться во всех абонементах Мариинского театра. |
|
Гимн возрожденной России |
 |
|
Гимн возрожденной России
Грачев В. Н.
Создание
и принятие союзного гимна А. Александрова инициировало в 40-50-е гг. процесс
«гимнотворчества» во всех республиках, входящих в СССР. Однако гимн РСФСР тогда
так и не был принят, несмотря на то, что крупнейшие отечественные композиторы предлагали
свои варианты торжественной песни России.(1)
Потребность
в гимне РСФСР вновь возникла лишь полвека спустя, когда в мае 1990 г. во время
работы I съезда народных депутатов РСФСР в печати появилась информация об
утверждении комиссии отечественной культуры по созданию Государственного гимна
РСФСР. Композитор Р. Щедрин предложил взять для гимна музыку «Патриотической
песни» М. Глинки. Комиссия согласилась с этой идеей, прослушав оркестровую запись
«Патриотической песни».
Существуют
две версии по поводу истории создания и самого смысла «Патриотической песни».
Согласно одним сообщениям, «Патриотическая песня» была одним из вариантов
национального гимна, созданного М. Глинкой в 1833 г. |
|
Человек и музыка: нетрадиционный подход к проблеме |
 |
|
Человек и музыка: нетрадиционный подход к проблеме
Хоменков А. С.
"Из
множества неразгаданных тайн мира самой глубокой и сокровенной остается тайна
творчества."
Стефан
Цвейг
Эти
слова можно было бы поставить в виде эпиграфа не только здесь, но и к любой
другой обобщающей работе, связанной с проблемой творчества. Обилие частных
исследований творческого процесса нисколько не способствует прояснению его сущности.
Напротив, по признанию исследователей, это обилие привело к тому, что
"науку захлестнула волна бессистемности" (Пономарев, 1989, с. 23).
При всем этом, исследовательский кризис выразился не только в отсутствии адекватной
обобщающей схемы, но и в том, что определенные эмпирические факты остались как
бы за пределами всяких возможностей их понимания.
К
таким фактам можно, к примеру, отнести наличие в структуре многих
высокодуховных произведений искусства пропорции золотое сечение. |
|
Знаменный распев и проблемы его исполнения в современных условиях |
 |
|
Знаменный распев и проблемы его исполнения в
современных условиях
Печенкин Г. Б.
В
настоящее время под "знаменным пением" или "распевом"
обычно подразумевают одноголосное ("унисонное") церковное пение,
опыты исполнения которого теперь нередко можно услышать как на богослужениях
Русской Православной Церкви, так и на концертной эстраде и в аудиозаписях.
Существуют и разные точки зрения как относительно правомочности и целесообразности
употребления этого пения в современных условиях, так и о его
"художественных" достоинствах, поскольку для большинства активных и
пассивных его слушателей (в т.ч. и для его исполнителей) "знаменное
пение" представляет собой сложный, неудобоисполнимый и малопонятный,
условно говоря, "музыкальный" язык "за семью печатями". |
|
Украинский парафраз на россиниевский сюжет |
 |
|
Украинский парафраз на россиниевский сюжет
Ирина Драч
Формирование
национальной оперной школы - очень сложная для исследования проблема. Ее
разработка ведется, как правило, в двух направлениях. С одной стороны,
прослеживается собственно локальная традиция, с другой - анализируется
воздействие внешних факторов, которые могли вызвать видовую и жанровую
"мутацию" в существующих сценических формах
Историку
подчас далеко не просто обнаружить чужеродные "прививки" на дереве
этнически самобытной культуры. Однако учитывать их важно, особенно если речь
идет о ключевых для национального оперного искусства произведениях, за которыми
утвердилась репутация первых. В истории украинского музыкального театра таким
сочинением, как известно, является "Запорожец за Дунаем"
С.Гулака-Артемовского. |
|
Позднейшие распевы Русской Православной Церкви |
 |
|
Позднейшие распевы Русской Православной Церкви
Древнерусский чин распевов XV-XVII вв. создавался
исключительно мастерами пения Московского государства и поэтому, целиком и
полностью являясь произведением великорусского сознания, он несет на себе
печать всего своеобразия и неповторимости национального облика. Концепция
«Москва — третий Рим», приводящая русского человека к осознанию Москвы как
центра православного мира, в котором творится молитва за весь мир и от лица
всего мира, неизбежно влекла за собой расширение понятия национальных рамок,
что вызвало подключение к древнерусскому чину распевов новых мелодических
систем, порожденных родственными православными народами. Конкретно это выразилось
в появлении в богослужебной практике Русской Православной Церкви трех новых
распевов: киевского, болгарского и греческого, ставших известными в Москве в
пятидесятых годах XVII в. |
|
Древнерусская теория богослужебного пения |
 |
|
Древнерусская теория богослужебного пения
Все неповторимое своеобразие древнерусской теории
пения проистекает от того, что византийская певческая система была изначально
воспринята на Руси через старовизантийскую (или палеовизантийскую) нотацию, то
есть нотацию, абсолютно не знающую диастематического, интервального принципа.
Это оказало решающее воздействие на все становление древнерусского
теоретического мышления. Если для византийской певческой системы
палеовизантийская нотация явилась лишь историческим эпизодом, лишь одной из
стадий становления нотации, вслед за которой последовали средневизантийская и
поздневизантийская нота ции с безраздельным господством диастематического
принципа, то русская крюковая нотация оставалась на недиастематических позициях
вплоть до середины XVII в. Византийские нотационные реформы XII и XIV вв. не
оказали никакого влияния на Руси, несмотря на обширные русско-византийские
связи. |
|
Путевой, демественный и большой знаменный распевы |
 |
|
Путевой, демественный и большой знаменный распевы
Принципы становления древнерусской певческой системы в
корне отличаются не только от принципов становления западноевропейской музыкальной
системы, но и от принципов становления русской богослужебной певческой системы
XVIII-XX вв. Если западноевропейская история музыки представляла собой борьбу
направлений, течений и стилей, в которой «ars nova» сменяла «ars antiqua»,
бургундская школа сменяла «ars nova» и т.д., то есть вновь появляющиеся
направления перечеркивали собой и сводили на нет все предшествующее развитие,
полностью разрушая традицию, то на Руси XI-XVII вв. новое как бы наслаивалось
на старое, не разрушая, не отрицая его, но образуя некое равноправное и
одновременное сосуществование. |
|
Знаменный распев |
 |
|
Знаменный распев
Знаменный распев есть старейшая и исконнейшая форма
русского богослужебного пения. Богослужебное пение на Руси возникло как
знаменное пение, и в то время как другие распевы появлялись и сходили на нет,
знаменный распев продолжал существовать на протяжении всей истории русского
богослужебного пения и продолжает существовать в наши дни. Вот почему понятие
«знаменный распев» порой сливается и становится идентичным в нашем сознании с
понятием «русское богослужебное пение». И это не так далеко от истины, ибо как
русское богослужебное пение немыслимо вне принципа распева, так и распев можно
рассматривать как исконно русскую форму существования богослужебного пения.
Какое же содержание кроется за понятием «распев», вообще, и за знаменным
распевом, в частности?
Бог проявляет Себя через определенный порядок.
Богослужебное пение есть одно из проявлений этого порядка. |
|
Строчное пение |
 |
|
Строчное пение
Говоря о древнерусском чине распевов, невозможно не
коснуться строчного пения — одного из самых таинственных и на сегодняшний день
наименее изученных явлений. Его необычайность и своеобразие порой заставляли
исследователей сомневаться в самом его существовании. Один из зачинателей
русской медиевистики князь В. Ф. Одоевский писал, в частности, об этом пении
следующее: «Между ними (голосами) нет никакого гармонического сопряжения: здесь
явно партии вполне отдельные; никакое человеческое ухо не может вынести ряда
секунд, что здесь на каждом шагу». А известный противник древнерусской
певческой системы Коренев, критикуя строчное пение, писал, между прочим, что в
строчном пении «ничто же есть согласия, токмо несогласная тригласия, шум и звук
издающая: и несведущим благо мнится, сведущим же неисправно положено
разумевается». |
|
Теория богослужебного пения |
 |
|
Теория богослужебного пения
Богослужебное пение в данном материале рассматривается
как мелодическое отражение Божественного Порядка, наивысшим тварным проявлением
которого является устройство небесной ангельской иерархии. Понимаемое таким
образом богослужебное пение представляет собой некий мелодический чин, или
порядок, рождаемый чином, или порядком, праведной богоугодной жизни,
первоисточником которой, в свою очередь, является созерцание Божественного Порядка,
осуществляемое в процессе аскетического подвига.
Правильный мелодический чин, правильная жизнь,
созерцание Божественного Порядка образуют нерасторжимую трисоставность
богослужебного пения, отражающую трисоставность строения человека, состоящего
из тела, души и духа. |
|
Музыка Древнего мира: Египет, Греция, Вавилон |
 |
|
Музыка Древнего мира: Египет, Греция, Вавилон
Земная история богослужебного пения и история музыки
берут свое начало от двух родственных групп людей: от потомков Сифа — сифитов и
от потомков Каина — каинитов. Путь сифитов и путь каинитов — это разные реакции
человеческого сознания на грехопадение и изгнание из рая. Желание вновь обрести
утраченное блаженное райское состояние стало основным и всепоглощающим желанием
всего человеческого существа, однако практическое осуществление этого желания
было разным. Сифиты пошли по пути призвания имени Господа, то есть по пути
попытки личного примирения с Богом и покаяния перед Ним в надежде получить
когда-нибудь прощение и возвращение утраченного состояния. |
|
Начало христианского богослужебного пения |
 |
|
Начало христианского богослужебного пения
Когда Господь наш Иисус Христос пришел на землю
«обновить Адама ядью в тление падшаго люте», то обновилось не только все
существо человека, весь его состав, но обновилось также и все от человека
исходящее, вся сумма его поступков и действий. «Кто во Христе, тот новая тварь.
Старое все миновало, теперь все новое»,— восклицает святой апостол Павел.
Человек, облекшийся во Христа, ставший новой тварью, уже просто не может не
петь по-новому, ибо настало время «Песни Новой», предреченной святым пророком
Давидом в словах: «Воспойте Господеви песнь нову!». Суть новизны этого пения
заключается в том, что земной перстный человек запел как ангел: «Иисус, Сын Отца
щедрот, Бог истинный принес все обилие благодати,— принес к нам небесные песни.
Ибо что говорят горе серафимы, он повелел говорить и нам: Свят, Свят, Свят»,—
пишет святитель Иоанн Златоуст. Новизна этого пения есть новизна непреходящая,
ибо не может быть ничего «новее» этой новизны. |
|
Богослужебное пение Ветхого Завета |
 |
|
Богослужебное пение Ветхого Завета
Богослужебное пение есть результат совпадения или
соединения двух воль — Божественной и человеческой.
Однако самой главной причиной, вызвавшей существование
богослужебного пения на Земле, явилось дарование Богом Закона человеку.
Впервые на Земле песнь Истинному Богу была воспета
израильтянами, чудесным образом перешедшими под водительством Моисея Чермное
море. Этому событию непосредственно предшествовали и обусловили его два
наиважнейших обстоятельства: момент исхода, то есть разрыв с привычкой,
сложившейся жизненной ситуацией, и выход из нее по Божиему велению; следование
Слову Божиему и Его воле даже до смерти, ибо вступление израильтян на дно моря
свидетельствует о такой готовности. Без этих двух условий богослужебное пение
не может зазвучать на Земле, и в этом также заключается его коренное отличие от
музыки, которая при разных обстоятельствах может зазвучать по воле человека. |
|
Богослужебное пение от Константина Великого до преподобного Иоанна Дамаскина |
 |
|
Богослужебное пение от Константина Великого до
преподобного Иоанна Дамаскина
Миланский эдикт (313) святого императора Константина
Великого превращает христианство из религии гонимой в религию официальную и
государственную. Вместо катакомб и подземных служений на гробах мучеников
отныне воздвигаются величественные храмы, в которых богослужение проходит
открыто на глазах язычников. Вместе с внешним усилением растет и внутреннее
благоустройство Церкви, что проявляется, в частности, в усовершенствовании
богослужения, которое начинает принимать все более и более торжественный
характер, а это не могло не повлечь и изменения в богослужебном пении,
приобретающем все более и более сложные формы. Второй период развития
христианского богослужебного пения характеризуется прежде всего появлением в
Церкви особого института специально подготовленных и обученных
певцов-профессионалов. |
|
Духовные и конструктивные основы византийской певческой системы |
 |
|
Духовные и конструктивные основы византийской
певческой системы
В византийской певческой системе, окончательно
выкристаллизовавшейся ко времени преподобного Иоанна Дамаскина, богослужебное
пение впервые на Земле обрело конкретное воплощение как образ ангельского
пения, ибо византийская система есть уже система не музыкальная, но система
богослужебно-певческая. Музыка, прошедшая к моменту Рождества Христова все
четыре этапа своего исторического существования (экстатическо-магический,
мистический, этический и эстетический) и исчерпавшая все свои потенциальные
возможности, не могла уже являться более тем строительным материалом, каким она
являлась для пения ветхозаветного, почему и должна была быть полностью
упразднена Песнью Новой — новозаветным пением.
Именно это положение было сформулировано еще во II в. |
|
Музыкально-философские системы античного мира |
 |
|
Музыкально-философские системы античного мира
Если богослужебное пение есть результат исполнения
Закона, данного Богом, то музыка есть результат следования закону естества, или
закону природы, тварному закону. Богослужебное пение звучит там, где
исполняется Закон Божий, а музыка звучит там, где исполняется закон природный.
Но ведь как бы ни была извращена природа преступлением человека, все равно она
есть творение Божие и, познавая ее, человек может познать и Бога. «Ибо что
можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им; ибо невидимое Его,
вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений
видимы, так что они безответны. Но как они, познавши Бога, не прославили Его,
как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось
несмысленное их сердце ... то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте»
(Рим. 1. 19-24). В этих словах апостола Павла таится ключ к пониманию сущности
путей всей дохристианской музыки. |
|
Особенности богослужебного пения Западной Церкви |
 |
|
Особенности богослужебного пения Западной Церкви
Еще в античном мире сложилась ситуация, при которой
Запад являлся некоей духовной провинцией Востока. Рим повелевал и властвовал
политически, но именно Греция была источником духовных импульсов — религиозных,
философских, эстетических. Такое примерно положение сохранилось и в
христианские времена. Подобно тому как основные догматические споры волновали
Восток и решались на Востоке, так и основные, фундаментальные положения
богослужебного пения были сформулированы на -Востоке, Западом же восприняты,
усвоены и применены на практике, ибо пока Восточная и Западная Церкви
составляли единое тело, то и пение их строилось на единой основе, представляя
собой лишь различные интерпретации разработанной на Востоке системы, зиждящейся
на триаде — осмогласие, центонность, невменная нотация. |
|
Происхождение и ранние формы богослужебного пения на Руси |
 |
|
Происхождение и ранние формы богослужебного пения на
Руси
Крещение Руси святым равноапостольным князем
Владимиром, явившееся актом рождения в Жизнь Вечную целого народа, означало
приобщение новокрещенного народа ко всей полноте церковной жизни. Однако
восприятие этой полноты и глубины не было неким механическим заимствованием уже
готовых сложившихся форм, но представляло собой живое осмысление их через
призму национального мышления, исповедование их новым образом, новым языком.
Многоязычность есть неотъемлемое свойство земной
исторической Церкви, имеющее обоснование в прославлении Бога апостолами на
многих языках в день Пятидесятницы. Таким образом, вселенскость Церкви на Земле
проявляется, в частности, и в многоязычности восхваления, возносимого Богу,
причем каждый язык, каждый народ не растворяется в многоязычной массе, но
призывается сохранить свои национальные черты, преображенные христианской
жизнью. |
|
О различении понятий богослужебного пения и музыки на Руси |
 |
|
О различении понятий богослужебного пения и музыки на
Руси
Все своеобразие и неповторимость русского
богослужебного пения зиждется на особом понимании русскими людьми сущности
этого пения, а также на остром осознании различия между богослужебным пением и
музыкой, ибо мало где еще это различие ощущалось так ясно и проводилось с такой
четкостью, как на Руси. И если на Западе смешение богослужебного пения с
музыкой зашло так далеко, что словом «музыка» могло обозначаться как мирское
музицирование, так и пение в церкви, то на Руси для обозначения этих явлений
употреблялись совершенно разные термины. Следы этого различия можно наблюдать и
в наши дни в глубинных областях России, где до сих пор пение в церкви
обозначается словом «петь», а пение вне церкви мирских песен обозначается
словом «играть». Истоки этого терминологического различия находятся в самом
начале истории русского богослужебного пения и освящаются авторитетом первых русских
святых. |
|
<< 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 >> |
|
|
|
|
|
|
|
Анекдот
|
Два шаолиньских монаха шли в один из монастырей и увидели девушку,
стоящую на улице. Она не могла перейти из-за грязи на другую сторону
улицы. Один из них подхватил ее на руки, перенес через грязь, поставил
на чистое место, и оба монаха двинулись дальше. До самого вечера второй
монах не проронил ни слова, и лишь после ужина осуждающе выговорил
первому: "Разве ты не знаешь, что нам нельзя прикасаться к женщинам?"
на что первый со смехом ответил: "Я оставил девушку там, у переправы,
а ты до сих пор несешь ее с собой?!" |
|
показать все
|
|