|
Традиция перевода оперного либретто Р. Вагнера в русской художественной культуре 80-х годов ХIХ – 10-х годов ХХ века |
 |
|
Традиция перевода оперного либретто Р.
Вагнера в русской художественной культуре 80-х годов ХIХ – 10-х годов ХХ века
Татьяна
Солостюк
К проблеме "русского Вагнера
Мощное
воздействие вагнеровского гения на русскую художественную культуру конца ХIХ –
начала ХХ века, во многом обусловленное столичными театральными премьерами всех
опер немецкого композитора, неоспоримо. Первоначальное восприятие произведений
Вагнера как "экзотического явления современной музыки" (Э. Махрова)
повлекло за собой более чем тридцатилетнее магическое увлечение, подробное
изучение, интеллектуальное постижение, "впитывание в кровь" духа,
"текучей мысли" вагнеровского "опиума". Результатом явилась
уникальная рецепция вагнеровского творчества, немыслимого на рубеже веков вне
национальной культуры, ставшего ее необходимой, неотъемлемой частью,
потребностью, источником подлинного восхищения, экстатического восторга,
вдохновения литераторов, художников, музыкантов. |
|
Марли Боб (Marley Bob) |
 |
|
Марли Боб (Marley Bob)
Исключительное
место, которое занимает в истории регги Боб Марли, обусловлено не только тем,
что он стоял у его истоков - прежде всего оно отдано Марли в силу его
уникального таланта, сочетавшего в себе безусловную музыкальную одаренность с
религиозной экстатичностью. Всякому, кто слушает музыку Марли, следует сразу
иметь в виду, что понять ее без хотя бы беглого ознакомления с историей
растафарианского движения невозможно (краткая история растафарианства в конце
рассказа); нельзя воспринимать ее как простую часть поп-культуры и слушать
духовные гимны - а именно таковыми является большинство песен Марли - в отрыве
от его мистического опыта, чьим продуктом они были. |
|
Deep Purple |
 |
|
Deep Purple
1
Состав (1968-69)
(Ричи
Блэкмор - гитара, Род Эванс - вокал, Джон Лорд - клавишные и бэк-вокал, Иэн
Пейс - ударные, Ник Симпер - бас-гитара и бэк-вокал)
Созданная
в марте - апреле 1968 г. в результате ряда случайных, но счастливых знакомств,
группа играла на уровне требований времени, вдохновляясь творчеством Beatles и
Vanilla Fudge. Первый альбом "Shades Of Deep Purple", записанный за
каких-то восемнадцать часов, выглядел экспериментальным и шероховатым.
Лидерство Джона Лорда было в этот период неоспоримым, что нетрудно заметить в
композициях последующих двух альбомов "The Book Of Taliesyn" и
"Deep Purple". Музыка первого года существования группы не предвещала
дальнейшей эволюции к жесткой и агрессивной мелодике, однако уже тогда началась
разработка многих (в последствие классических) концертных приемов - длинные
инструменталы и непредсказуемые импровизации. |
|
Хендрикс Джими (Jimi Hendrix) |
 |
|
Хендрикс Джими (Jimi Hendrix)
Место
рождения: г. Сиэтл, штат Вашингтон.
Родители:
Джеймс Аллен "Эл" Хендрикс и Люсиль Джетер (развелись 17 декабря
1951, Люсиль умерла 2 февраля 1958).
Братья
и сестры: Леон Моррис Хендрикс, Джозеф Хендрикс, Кейти Айра Хендрикс, Памела
Маргэрит Хендрикс, Джени Л. Хендрикс (Кейти и Памела - дочери второй жены Эла,
Джени - приемная дочь).
Образование:
учился в средней школе Гарфилд (бросил 31 октября 1960).
Армейская
служба: парашютно-десантные войска (31 мая 1961-2 июля 1962); уволен в запас по
состоянию здоровья. |
|
Backstreet Boys |
 |
|
Backstreet Boys
Состав:
Брайан
Литтрелл
Эй
Джей Мак-Лин
Ник
Картер
Хоуи
Дороф
Кевин
Ричардсон
Место
проживания: Орландо, штат Флорида, США
Фирма
звукозаписи: Jive
Основана:
1993
Познакомьтесь:
новые New Kids on the Block. Точно такие же, как и старые New Kids on the
Block? И да, и нет.
Квинтет
привлекательных поющих красавчиков, Backstreet Boys, по крайней мере на первый
взгляд, идут по хорошо утоптанной дороге, проложенной их знаменитыми
предшественниками из бинтаунской пятерки. Как успех New Kids затмил когда-то
славу знаменитых Svengali Maurice Starr, так и их новое издание - Backstreet
Boys - подмяли под себя вокальные группы типа Color Me Badd и Shai, которые
когда-то вдохновляли пятерку из Орландо на пути к мировому успеху. Группа даже
взяла себе бывшего менеджера NKOTB. Все точь в точь. |
|
Блэкмор Ричи (Ritchie Blackmore ) |
 |
|
Блэкмор Ричи (Ritchie Blackmore )
1967
- Ричи Блэкмор (род. 14.04.1945), игравший ранее с такими группами, как
"Outlaws", "Screaming Lord Such" и "Neil Christian
& The Crusaders", был приглашен экс-клавишником групп
"Artwoods/The Flowerpot Men" Джоном Лордом (которого, в свою очередь,
позвал Крис Кертис - бывший барабанщик "The Searchers") - для того,
чтобы сформировать новую группу.
1968
- В феврале была создана группа "Roundabout", состоящая из троих
музыкантов: Крис Кертис(вокал), Дэйв Кертис(бас) и Бобби Вудмен(барабаны). По
прошествии месяца упорных репетиций, Блэкмор и Лорд, оставшись вдвоем,
пригласили вокалиста Рода Эванса (формально состоявшем в "M15" и
"Maze"), басиста Ника Симпера (экс-"Johnny Kidd & the
Pirates") и барабанщика Яна Пейса. |
|
Нопфлер Марк (Mark Knopfler) |
 |
|
Нопфлер Марк (Mark Knopfler)
Марк
Нопфлер - выдающийся гитарист, основатель и идейный вдохновитель великолепной
английской группы DIRE STRAITS -после почти четырехлетнего молчания выпустил
новый сольный альбом "Sailing To Philadelphia". Это событие для всех,
кто любит хорошую и красивую музыку, кто ценит в музыке постоянство, и для кого
имя Нопфлера является синонимом слова "профессионализм". В телефонном
интервью с Марком мы решили поговорить о создании диска, о людях, с которыми он
над ним работал, и о песнях, вошедших в альбом.
Music
Box: Марк, скажи, пожалуйста, все ли песни альбома "Sailing To
Philadelphia" новые, то есть написаны после диска "Golden Heart"
1996 годаN
Mark
Knopler: Нет, не все. Над многими из них мы работали долгое время. Например,
"One More matine", которая является последней песней на альбоме.
Некоторые строки этой композиции были написаны примерно 30-40 лет назад, когда
я ездил в Лидс, чтобы взять интервью у группы мимов. |
|
Status Quo |
 |
|
Status Quo
Рози
(изначально известно как Майк) встретил Ланкастера в школе весной 1962-го.
12-летние мальчишки организовали свою первую группу "Скорпионз".
После 4-х месяцев гитарист группы покинул их. Но Рози и Ланкастер набрали
других школьных товарищей, чтобы продолжать начатое дело. Эта вторая группа в
сентябре 1962 случайно встретилась с группой Кофлана, которая репетировала в
соседней комнате.
Они
пережили ряд изменений в составе группы, и Тhe Spectres, как они стали себя
называть, начали играть на вечеринках по выходным. В апреле 1965 Ройл Лайнс
решил и начал играть на органе. Росси, Ланкастер, Кофлан и Лайнс записали свои
первые три пластинки. Парфитт присоединился к группе в мае 67-го.
Название
группы изменилось на Traffic. Потом на Traffic Jem, потому что сами были из
Винвуда. Они записали второй сингл, но чтобы зарабатывать больше, решили
"вживую" подыгрывать американским группам. В августе 1967 группа
переимоновалась в Status Quo. |
|
Виа Гра |
 |
|
Виа Гра
Все
началось с того, что 3 сентября в эфире телекомпании БИЗ-ТВ состоялась премьера
дебютного видео группы - клипа 'Попытка ?5'. После этого события начали
развиваться с максимальной скоростью, превзошедшей даже все самые смелые
ожидания продюсеров коллектива Дмитрия Костюка и Константина Меладзе. Уже 12
(!) сентября появилась первая пиратская запись дебютной песни группы. А уже к
концу первого месяца существования коллектива в прессе появилась масса 'желтых'
материалов, на музыкальных раскладках - кассет с нелегально опубликованной
композицией 'Попытка ?5'. Штилевой украинский шоу-бизнес взволновала 'Загадка
по имени 'ВИА ГРА' (цитата из названия одной из публикаций о группе).
Первый
хит команды быстро завоевывал верхние позиции чартов и был опубликован во
многих популярных российских и украинских сборниках. 'Попытка?5' вышла на
компиляциях Хит FM ( Москва), ХХL 'Танцевальный', Авто ХИТ, 'Лучшие хиты
БИЗ-ТВ. Часть 2' и др. |
|
Queen |
 |
|
Queen
В
1968 году два лондонских студента - Брайан Мэй и Тим Стаффелл - решили
организовать группу. На доске объявлений своего колледжа "Империал"
Брайан повесил записку, что им нужен ударник "типа Джинджера
Бейкера", на которую откликнулся молодой студент-медик Роджер Меддоуз
Тэйлор. Он и стал ударником группы, которую назвали SMILE ("Улыбка").
В 1969 году Smile подписала контракт с Mercury Records и в том же году начала
работать в звукозаписывающей студии Trident. Вскоре Тим Стаффелл представил
группе Фредди Булсара, своего сокурсника по колледжу искусства
"Илинг". Фредди сделался их страстным поклонником. К сожалению, в
1970 году Smile пришли к выводу, что им больше ничего не светит. Тим ушел в
группу Humpy Bong. Тогда Фредди оставил свою группу Wreckage и присоединился к
Брайану и Роджеру. Так все началось.
Фредди
решил поменять свою фамилию на Меркьюри, а название группы - на QUEEN. |
|
Хьюстон Уитни (Whitney Houston) |
 |
|
Хьюстон Уитни (Whitney Houston)
Место
проживания: Нью-Джерси
Звукозаписывающая
фирма: Arista
Впервые
Хьюстон начала выступать профессионально в качестве вокалистки второго плана у
Чака Хана и Лу Ролз. Одновременно Хьюстон работала моделью в журналах для
подростков, красуясь на обложках таких изданий, как "Seventeen" и
"Glamour". Она продолжала изучать танцы и актерское мастерство,
несколько раз появилась на телевидении и эпизодически принимала участие в
концертах. Но эти выступления были только первыми пробами сил перед началом
блестящей карьеры, предначертанной Уитни судьбой. Это понимала и она сама и ее
ближайшее окружение. Несколько недель спустя после того как ее исполнилось
восемнадцать, Хьюстон подписала контракт с известным менеджером Джином Харви.
Под его руководством Хьюстон продолжала карьеру модели, увеличила количество
занятий актерским мастерством и танцами и усилила работу над голосом. |
|
ABBA |
 |
|
ABBA
Шведская
поп-группа, имевшая в 70-х годах едва ли не самый большой коммерческий успех
повсюду, кроме США.
Основателями
группы были музыканты, певцы и авторы песен Бьорн Ульвеус и Бенни Андерссон.
Бьорн Кристиан Ульвеус (р. 25 апреля 1945, Готенбург) еще в школе организовал
свою первую группу WEST BAY SINGERS. Они играли на акустических гитарах и пели
американский фолк на уличном празднике, где их заметил импресарио Стиг
'Стиккан' Андерсон, который перевез группу в столичный Стокгольм, переименовал
в HOOTENANNY SINGERS и предложил контракт со своей новой фирмой Polar Records.
Йоран Брор Бенни Андерссон (р. 16 декабря 1946, Стокгольм) в 1964 получил место
пианиста у HEP STARS, героев местного рок-н-ролла, сделавших за два года
пятнадцать заходов в чарты, включая сочиненный Андерссоном шведский хит номер
один Sunny Girl.
Впервые
Бьорн и Бенни встретились на вечеринке в Вастервике весной 1966, где решили,
что им следует сочинять песни вместе. |
|
Краткий курс истории одного мифа |
 |
|
Краткий курс истории одного мифа
Марина Раку
Вопрос
об общественном статусе музыки, точнее - о ее возможности быть идеологией или
выражать идеологию, не имеет однозначного и легко формулируемого ответа. Вопрос
этот поднят не вчера и отнюдь не публицистичен. Его природа, скорее,
философская и, в не меньшей степени, историческая. Постановка его подразумевает
наличие в музыкальном языке некой составляющей, которая то всплывает на
поверхность музыкального текста, то погружается в него, становясь незаметной,
то примысливается в виде комментирования, своего рода экзегетики…
Теперь
о том, как же все это происходило у нас. О том, как однажды мы поняли, что это
произошло. |
|
Музыкальный город Петербург |
 |
|
Музыкальный город Петербург
Размышления о диалоге культур
Доротея Редепеннинг
Представления
о том, что такое «русская» музыка и какое отношение она имеет к музыке
«европейской», существенно менялись в ходе русской музыкальной истории, которая
на протяжении длительного времени, собственно, была музыкальной историей
Петербурга. Ритм этих изменений соответствует ритму изменений, происходивших в
европейских культурах. Иными словами, русская музыка достигает вершин
музыкального искусства только через обмен с музыкой нерусской, через тесный
контакт с другими музыкальными культурами, которые способствуют ее
самоопределению. Без такого диалога искусство, и в частности музыка, остается,
в сущности, провинциальным, оно ограничивается своими узкими рамками и не
находит международного признания (как было с русской музыкой до 1700 года и в
значительной степени с музыкой советского периода). |
|
Три подхода к музыкальному наследию |
 |
|
Три подхода к музыкальному наследию
Г.И.Ганзбург
Если
живущее поколение не владеет всем массивом когда-либо добытых (созданных)
человечеством знаний, то теряется главное преимущество каждого следующего
поколения по сравнению с предыдущим: прирост опыта. Казалось бы, владеть всем
знанием одновременно нельзя: его объем превышает возможности человеческого
сознания и памяти. Да, но — только индивидуального сознания. Сознание же
коллективное (“сетевое”) могло бы оперировать всей информацией, если бы
связанные с этим процедуры были в обществе правильно налажены. В ином случае
интеллектуальные накопления прошлого теряются или существуют лишь в
потенциальной форме (в книгах, рукописях и т.д.), не актуализируясь, не
отражаясь в чьем-либо живом сознании. Тогда цель, встающая всякий раз перед
каждым новым поколением — овладеть всем существующим запасом знаний — остается
недостижимой. |
|
Три поколения композиторов-романтиков и их отношение к синтетическим жанрам |
 |
|
Три поколения композиторов-романтиков и их отношение к
синтетическим жанрам
Г. Ганзбург
Вводя
понятие композиторского поколения (или генерации) как музыкально-историческую
категорию, мы исходим из того, что авторы, живущие в разных странах (в
различных социальных слоях и общественно-политических условиях), связаны между
собой не только географической, этнической или социальной, но и иной общностью:
единством поколения. Когда сопоставляешь даты жизни композиторов, поначалу
кажется, что они расположены на шкале времени хаотично, но потом за цифрами
видишь, как приходят и уходят поколения, каждому из которых отведено строго
определенное время активности. И композиторам каждого поколения свойственны,
помимо индивидуальных качеств, также и общие типологические черты.
Музыка
романтического стиля создавалась тремя поколениями композиторов.
К
первому поколению романтиков мы относим Вебера, Россини, Шуберта, Глинку. |
|
Тем, кто не знает Шуберта |
 |
|
Тем, кто не знает Шуберта
Григорий Ганзбург
Большинство
статей и книг о музыкальном искусстве могли бы носить эпиграф “Procul profani”,
то есть “Прочь, непосвященные”. Мои же краткие заметки, наоборот, печатаются
только для непосвященных, для тех, кто не знает и не любит музыку Шуберта, а
значит, и его самого. А те, кто хорошо знает Шуберта, прошу вас, не читайте
этой статьи! Procul doctores!
Одна рискованная аналогия
Кем
был Шуберт для его современников, австрийцев первой трети XIX столетия? Тем же,
кем для нашей интеллигенции стал Булат Окуджава. Шуберт сочинял песни, которые
молодежь любила петь и слушать, собираясь в дружеском кругу. Поскольку тогда не
существовало, увы, ни магнитофонов, ни ТВ, — Шуберт был, что называется “широко
известен в узких кругах”. При жизни он так и не дождался популярности или, тем
более, мировой славы. Но были и у него свои “фанаты”. |
|
«Бог помочь вам!..» |
 |
|
«Бог помочь вам!..»
Стихотворение А. С. Пушкина «19 октября 1827» и
трактовка его смысла в музыке А. С. Даргомыжского
Г. И. Ганзбург
1. Пушкинистика, музыковедение и либреттология
Если
просмотреть собиравшиеся годами на книжной полке труды музыкальной пушкинианы,
мы увидим, что к этой области относятся специально лишь немногочисленные книги
и статьи музыковедов, но зато — многие и многие сочинения композиторов. Есть
среди них такие, что сродни стихам Пушкина — музыкальные тексты нерукотворной
художественной точности. В их числе — сильнейшие русские оперы, начиная от
«Руслана и Людмилы» М.И.Глинки и включая «Русалку» и «Каменного гостя» А.С.Даргомыжского,
«Бориса Годунова» М.П.Мусоргского, «Евгения Онегина», «Мазепу», «Пиковую даму»
П.И.Чайковского, «Моцарта и Сальери», «Сказку о царе Салтане» и «Золотого
петушка» Н.А.Римского-Корсакова, «Алеко» и «Скупого рыцаря» С.В.Рахманинова,
«Мавру» И.Ф.Стравинского... |
|
Персонажи песенного театра Шумана и их прототипы |
 |
|
Персонажи песенного театра Шумана и их прототипы
Г.И.Ганзбург
Важнейшая
особенность мышления Шумана — склонность к театрализации. И проявлялась она не
только в инструментализме, где возник “фортепианный театр” (“Бабочки”,
“Карнавал” и др.). В молодые годы Шуман театрализовал даже музыкальную критику,
которая без такого приема казалась ему скучной. Д.В.Житомирский назвал этот
шумановский ход литературной мистификацией, связанной с жизнью вымышленного
общества (т.е с персонажами-масками “Давидсбунда”). Пожалуй, мистификация —
здесь слово не подходящее: Шуман, используя подписи вымышленных персонажей, не
стремился вводить читателя в заблуждение, делая всё достаточно прозрачно. Это
была театрализация, автор не мистифицировал публику, а создавал театральную
условность: читатель в музыкальном журнале находил пьесу, основанную на
полемике между несколькими разнохарактерными персонажами, реплики которых
сочинены одним автором. |
|
О мизанфонии |
 |
|
О мизанфонии
Г.И.Ганзбург
Термин,
вынесенный в заголовок статьи, образован по аналогии с термином мизансцена,
появившимся в 1820 г. и бытующим в театроведении со второй половины XIX века.
По определению С.Эйзенштейна: “Мизансцена в самом узком смысле слова —
сочетание пространственных и временных элементов во взаимодействии людей на
сцене”. Словарное определение: “Мизансцена — расположение актеров на сцене в
определенных сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой в те
или иные моменты спектакля”. (Заметим, что для применения в теории
киноискусства Эйзенштейн преобразовал это слово, получив термин мизанкадр.)
В
музыке имеют место явления того же порядка. Акустическая “мизансцена”
(мизанфония) проявляет себя в тех же двух моментах, которые отмечены в
цитированных определениях, а именно: 1) во взаиморасположении источников звука
в каждый отдельный момент времени; 2) во взаимоперемещении источников звука в
процессе исполнения произведения. |
|
<< 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 >> |
|
|
|
|