|
 |
|
|
|
|
|
|
Религия и мифология Древней Греции |
 |
|
Религия и мифология Древней Греции
Религия
и мифология Древней Греции оказала огромное влияние на развитие культуры и
искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству бытовых
представлений о человеке, богах и героях.
Религиозные
представления древних греков. Списки богов, мифологических существ и героев.
Религиозные
представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со
всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества
ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма,
объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой
сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными,
как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и
героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою
очередь, получают антропоморфические черты). |
|
Теогония |
 |
|
Теогония
А.Л. Баркова
"Теогония"
("О происхождении богов") - поэма Гесиода. Написана в начале VII века
до н.э. Своей целью античный поэт ставил систематизацию греческой мифологии,
четкое изложение родственных связей между богами, стихиями, божествами,
чудовищами. Как универсальный справочник по генеалогии греческих богов поэма не
потеряла своего значения и по сей день. Но, бесспорно, ее ценность не только в
этом. Несмотря на то, что Гесиод жил после Гомера, он отражает в поэме более
архаическое мышление, чем легендарный слепец. Гесиод воскрешает многие мифы,
поражающие своей архаической жестокостью (например, об оскоплении Кроном Урана)
и находящие параллели в мифологии других народов Средиземноморья и Древнего
Востока. |
|
Патрокл и Ахилл |
 |
|
Патрокл и Ахилл
А.Л. Баркова
Мы
начнем наш анализ с “Илиады” Гомера, поскольку сопоставление Ахилла и Патрокла
как главного и “младшего” героев давно признано учеными [Гринцер П.А. Указ.
соч. С. 31-233]. Сюжет поэмы целиком строится на триаде обозначенных мотивов.
Это ссора Ахилла с Агамемноном, служащая завязкой, гибель Патрокла как
кульминационный перелом в сюжете, бой Ахилла с войском троянцев и Гектором как
решающая победа. Рассмотрим эти мотивы детально.
Мы
начнем не с Патрокла, а с Ахилла, поскольку для более глубокого понимания
отличительных признаков главного и “младшего” героя надо определить
доминирующие черты обоих. Ахилл – герой сверхъестественного происхождения по
обеим линиям: его мать – морская богиня Фетида, а отец Пелей – герой-полубог
(его отец Эак – сын Зевса и речной нимфы). |
|
Отец и сын в мифах |
 |
|
Отец и сын в мифах
А.Л. Баркова
Анализируя
великую индийскую эпопею "Рамаяна", П.А. Гринцер особо заостряет
внимание на образе субститута главного героя, функция которого - "смерть
за героя в обстоятельствах, по логике которых смерть в первую очередь угрожает
самому герою" [Гринцер. С. 231-232]. Ученый выделяет два основных
субститута Рамы - это Лакшмана и Хануман. Самый яркий эпизод, связанный с Лакшманой
- его временная смерть в бою с Кумбхакарной. Это чистая реализация мотива
"гибель младшего героя". Поскольку на этот бой должен был выйти Рама
и яд оружия Кумбхакарны предназначался ему, то Лакшмана выступает здесь как
"младший герой" слабого типа и как заместительная жертва - нет и
намека на тему ревности старшего брата к силе или славе младшего. Именно
слабого "младшего героя" часто оживляют - это и происходит с
Лакшманой, которого возвращают к жизни Джамбаван и Хануман. Образ Ханумана мы
разберем в следующей главе. |
|
Заместительная жертва в "Одиссее" и "Энеиде" |
 |
|
Заместительная жертва в "Одиссее" и
"Энеиде"
А.Л.
Баркова
Безусловно,
классическим примером заместительной жертвы являются спутники Одиссея. (Сходным
образом можно интерпретировать гибель дружины Гунтера в "Песни о
Нибелунгах", поскольку во время сражения во дворце Этцеля Гунтер уцелевает
(его смерть от руки сестры вынесена за пределы битвы).) Это персонаж групповой:
во время столкновения с лестригонами Одиссей бросает одиннадцать кораблей,
спасаясь сам на двенадцатом (Х), а при встрече со Скиллой гибнут все остальные
спутники (XII). Далее, этот тип героя - пассивный: нередко он погибает
случайно; такова смерть не только спутников как единого целого, но и Эльпенора
перед спуском Одиссея в Аид (Х). Заметим, что все странствия Одиссея имеют
инициатический характер, так что смерть спутников может быть соотнесена как с
гибелью некоторых посвящаемых во время обряда [Пропп. 1996. С. 89], так и с
ритуальным жертвоприношением, долженствующим заменить посвящаемого. |
|
Властелины иного мира |
 |
|
Властелины иного мира
А.Л. Баркова
В
сказках властелин иного мира предстает в различных обличьях, например в облике
Кощея (имя происходит от слова “кость” и означает “скелет”). Кощей, подобно
Змею, держит в плену царевну. Его называют Бессмертным хотя бы потому, что
владыка мира смерти сам является мертвецом, неуязвимым для обычного оружия.
Описание боя с Кощеем, тем более победы над ним, могло возникнуть только в
эпоху, когда пошатнулась вера в древние мифы об ином мире и общение с его
владыками стало представляться не благом, а бедой. Видимо, это произошло тогда,
когда язычники стали покидать леса и начали селиться на равнинах, а охотничий
образ жизни сменился земледельческим. |
|
Календарь древних славян |
 |
|
Календарь древних славян
А.Л. Баркова
Наиболее
ярко двоеверие отразилось в крестьянском земледельческом календаре, где
почитание христианских святых тесно переплелось с языческими поверьями и
обрядами. Со временем многие важнейшие для язычника ритуалы воспринимались все
менее серьезно и постепенно превращались в детские игры.
Вот
как проходил год русского крестьянина.
В
день зимнего солнцестояния (25 декабря) надо было помочь солнцу набрать силу –
потому крестьяне жгли костры, катали горящие колеса, символизирующие светило.
Чтобы зима была не слишком суровой, лепили снежную бабу, изображавшую зиму, и
разбивали ее снежками.
1
января и в ближайшие к Новому году дни старались одеться во все новое, угощали
друг друга, ходили в гости, поскольку верили. Что как встретишь праздник –
таков будет и весь будущий год. |
|
Миф и символ |
 |
|
Миф и символ
А. Голан
На
протяжении от Пиренеев до Байкала обнаружено много женских изображений,
выполненных в палеолитическую эпоху (точнее – в ориньяко-солютрейский период,
т. е. около 35-15 тыс. лет до х. э.). В большинстве случаев это небольшие
фигурки из камня, мамонтовой кости, оленьего рога, встречаются также барельефы
и контурные рисунки, высеченные в камне.
Среди
исследователей нет единого мнения о том, для чего выполнялись эти произведения
первобытного искусства и кого они, собственно говоря, изображают. П. Ефименко
утверждал, что в палеолите существовало почитание женщины-прародительницы
[174]; С. Замятнин считал, что палеолитические изображения женщин выражают веру
в магическую способность последних содействовать успеху охоты [185]; З.
Абрамова высказала мнение, что у первобытных людей существовали оба этих
понятия, что они совмещались [6]; по мнению Ф. |
|
Создание мифа о матриархате |
 |
|
Создание мифа о матриархате
Стелла Джоргуди
Обширная
высохшая земля, каждый год затопляемая потоками великой реки; сильный, бурный
прилив, пронизывающий тьму земли и ее таинственные недра; богатый мир растений,
изобилие болотистой растительности, рождаемой от союза Воды и Почвы, от брака
Египетской земли и Нила. Это — тот впечатляющий, если не всепоглощающий, образ,
который вдохновил швейцарского юриста Якова Бахофена (1815-1887 гг.).
Бахофен
был филологом-энтузиастом, задавшимся целью создать теорию происхождения
естественной жизни. Он хотел проинтерпретировать миф, найти понимание, самую
суть той далекой эпохи, в которую мир управлялся, по его мнению, Mutterrecht —
материнским правом, а основной властью (cratos) была власть женщин — словом,
постигнуть суть «гинократии» (это немецкое слово — «Gynaikokratie» образовано
от греческого «gyne», женщина, и «kratos», власть). |
|
Верования древних славян |
 |
|
Верования древних славян
А.Л. Баркова
В
славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и
грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным
людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что
в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает Змей,
похищающий красавиц; считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь
умеет говорить человеческим голосом, - иначе говоря, что весь окружающий мир
пронизан волшебством.
Такая
вера получила название язычество, т.е. “народная вера” (“народ” - это одно из
значений древнеславянского слова “язык”).
Славяне-язычники
поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили
жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим
богам, религия северных (балтийских и новгородских) славян сильно отличалась от
религии славян киевских и дунайских. |
|
Святой Иустин философ и мученик |
 |
|
Святой Иустин философ и мученик.
Сидоров А. И.
Жизнь святого Иустина и история его обращения. Решение
им проблемы отношения христианства к греческой философии
Хотя
св. Иустина можно назвать самым значительным из греческих апологетов II в. и
"наиболее благородной личностью" в истории древнехристианской
письменности, о жизни его известно очень немногое. Родился он в конце I или в
начале II вв. (обычно дату его рождения определяют примерно 100 г.) в древнем
самарийском городе Сихеме, который был разрушен во время иудейской войны 70 г.,
а затем вновь восстановлен императором Флавием Веспасианом и получил
наименование "Флавия Неаполь" ("новый город Флавия").
Заселили восстановленный город преимущественно римские и греческие колонисты. К
числу их принадлежали и родители св. Иустина; сам он сообщает имя своего отца
(Приск) и деда (Вакх). Судя по всему, семья его принадлежала к высшему и
состоятельному кругу провинциальной аристократии, что позволило св. |
|
Культурно-исторические условия возникновения христианской апологетики |
 |
|
Культурно-исторические условия возникновения
христианской апологетики.
Сидоров А. И.
Появление
жанра апологетической литературы в истории церковной письменности связано в
первую очередь с тем, что христианская Церковь во II в. сделала значительные
успехи в своей миссионерской деятельности и свет Благовествования проник во
многие, даже отдаленные, уголки огромной Римской империи, выйдя и за ее
пределы. Процесс обращения в христианство охватил практически все слои пестрого
римского общества, в том числе и высшие его "страты". Подобный успех
христианского Благовествования вызвал естественную реакцию язычества, которая шла,
так сказать, по трем "каналам": государственного неприятия религии
Христовой, оппозиции ей со стороны языческой интеллигенции и непонимания ее в
массе языческого "плебса". К этому добавлялась уже ставшая
традиционной враждебность иудаизма к Церкви Христовой. |
|
Ермий. Апологеты Мильтиад и Аполлинарий Иерапольский |
 |
|
Ермий. Апологеты Мильтиад и Аполлинарий Иерапольский
Сидоров А. И.
Памфлет Ермия против языческой философии
Это
небольшое сочинение (19 маленьких глав) под названием "Осмеяние внешних
философов" (diasurm9oq t6wn @exw filos)ofwn) дошло до нас в значительном
количестве рукописей (16 манускриптов), хотя и сравнительно поздних (XIV—XVI
вв.); только одна из этих рукописей ("Патмосский манускрипт")
датируется XI—XII вв. Примечательно, что это сочинение, как и "К
Диогнету", практически не оставило никаких следов в древнецерковной
письменности: ни один христианский писатель поздней античности и средневековья
прямо не ссылается на него и не упоминает о нем. Об авторе произведения также
ничего неизвестно и лишь в заголовке данного маленького трактата встречается
имя "Ермия Философа". Судя по содержанию и стилю сочинения, можно
только догадываться, что он был достаточно образованным человеком, неплохо
владеющим пером и, скорее всего, обращенным из язычников. |
|
Проблема возникновения Александрийской школы. Личность Пантена |
 |
|
Проблема возникновения Александрийской школы. Личность
Пантена.
Сидоров А. И.
О
проникновении христианства в Египет и первых шагах Церкви Христовой на
египетской земле мы имеем самые скудные сведения. Вероятно самым первым
указанием на проникновение религии Христовой сюда может служить повествование
"Деяний Святых Апостолов" об обращении трех тысяч в день
Пятидесятницы. Среди них упоминаются жители "Египта и частей Ливии"
(Деян.2,10), т.е. иудеи диаспоры, которая в Египте была одной из самых
многочисленных в древнем мире, составляя, по подсчетам ученых, примерно восьмую
часть населения этой страны. Поэтому с очень большой долей вероятности можно предполагать,
что эти обратившиеся египетские иудеи и стали первыми из тех, кто бросил семена
Благовествования в египетскую почву [1].
Но,
судя по всему, данные семена, будучи разрозненными и немногочисленными, не
принесли богатых всходов, ибо Евсевий Кесарийский свидетельствует (Церк.
ист. |
|
Жизнь и творчество Климента Александрийского |
 |
|
Жизнь и творчество Климента Александрийского.
Сидоров А. И.
Конкретных
данных относительно жизни этого "дидаскала" сохранилось очень немного
[28]. Полное имя его - Тит Флавий Климент; родился он ок.150 г. в языческой
семье. Местом рождения его, скорее всего, являются Афины, хотя св.Епифаний
Кипрский высказывает некоторые сомнения на сей счет (в "Панарии" 32,6
он замечает, что одни говорят о Клименте будто родом он афинянин, а другие -
что александриец). Вероятно, именно в Афинах прошли детство и юность Климента и
здесь он получил первоначальное образование. Почти нет сомнений в том, что
первоначально сам Климент, как и его родители, был язычником. На данный факт он
сам весьма прозрачно намекает в своём сочинении "Педагог" (I,1,1),
где говорит, что благодаря Богу Слову "мы, отрекаясь от ветхих мнений,
молодеем для спасения" [29]. Можно предположить, что с юных лет Клименту
были присущи жажда истины, поиски подлинной мудрости и религиозная пытливость
[30]. |
|
Св.Феофил Антиохийский |
 |
|
Св.Феофил Антиохийский
Сидоров А. И.
Жизнь и творения
О
жизни этого отца Церкви мы имеем самые скудные сведения. У Евсевия (Церк. ист.
VI, 20) есть краткая заметка о нем: "В Антиохийской церкви шестым после
Апостолов был Феофил". Аналогично и сообщение блаж. Иеронима (sextus
Antiochensis ecclesiae episcopus); правда, в одном из своих посланий Иероним
называет св. Феофила "седьмым (septimus) антиохийским епископом", но
здесь первым епископом данного града Иероним считает Апостола Петра. Ряд
автобиографических заметок встречается в сочинении "К Автолику"
самого св. Феофила. |
|
Св.Мелитон Сардийский |
 |
|
Св.Мелитон Сардийский
Сидоров А. И.
Жизнь и творения. Сочинение "О Пасхе"
Сведениями
об этом святителе, как и о многих других ранних отцах Церкви, мы обладаем очень
небогатыми. В основном они содержатся в труде "отца церковной
истории". Именно Евсевий сохранил послание Поликрата Ефесского к папе
Виктору (понтификат 189—198/199 гг.), в котором впервые упоминается имя
Мелитона. Послание написано в разгар так называемых "споров о Пасхе",
и Поликрат, защищая малоазийский обычай празднования ее 14 нисана, ссылается на
"великих светил" малоазийской церкви (Апостолов Филиппа и Иоанна
Богослова, св. Поликарпа Смирнского и др.), придерживавшихся данного обычая.
Среди прочих "светил" он упоминает и "Мелитона-евнуха" ( —
термин, обозначающий раннехристианских аскетов, воздерживавшихся от брачных
отношений), как целиком жившего в Духе Святом, почивавшего в Сардах и
ожидавшего пришествия Господа с небес и воскресения из мертвых. |
|
Анонимное сочинение "К Диогнету" |
 |
|
Анонимное сочинение "К Диогнету"
Сидоров А. И.
Судьба, характер и датировка произведения
Среди
прочих памятников первохристианской письменности это произведение по своей
уникальной судьбе занимает особое место. Во-первых, потому, что его не цитирует
и не упоминает ни один из последующих отцов Церкви и церковных писателей.
Во-вторых, потому, что рукописная традиция сочинения опять же не совсем обычна.
Произведение дошло до нас в единственной рукописи XIII—XIV вв., получившей
название "Страсбургского манускрипта". Данная рукопись, содержащая
сборник христианских апологетических сочинений II—IX вв., была обнаружена и
куплена в Константинополе латинским клириком и гуманистом Томасом д’Ареццо в
1436 г. Затем доминиканцем (будущим кардиналом) Иоанном Стойковичем она была
вывезена в Европу и здесь, после ряда перипетий, осела в Страсбургской
библиотеке (1793—1795). Однако во время бомбардировки Страсбурга прусской
артиллерией в 1870 г. |
|
Татиан |
 |
|
Татиан
Сидоров А. И.
О
жизни этого апологета мы имеем довольно скудные сведения, сообщаемые, в
основном, им самим. Так, в своей "Речи против эллинов" Татиан говорит
о себе как о "последователе варварской философии, рожденном в земле
ассирийцев, наставленном первоначально в вашем (т. е. эллинском.— А. С.)
учении, а затем — в том, которое я сейчас открыто проповедую" (Речь 42).
Древнехристианские писатели — Климент Александрийский, св. Епифаний Кипрский и
блаж. Феодорит Кирский — называют Татиана "сирийцем". Судя по
высказываниям как самого Татиана, так и христианских писателей, родился он в
области, расположенной к востоку от реки Тигр. Установить дату рождения
Татиана, даже приблизительную, весьма сложно, но, скорее всего, он был моложе
св. Иустина, а поэтому, вероятно, нужно ориентироваться на первые два
десятилетия II в. Его родители говорили на сирийском языке. |
|
Афинагор Афинянин |
 |
|
Афинагор Афинянин
Сидоров А. И.
Сведения древнецерковных писателей об Афинагоре
По
словам Л. Барнард, современной исследовательницы творчества Афинагора, он,
являясь "одним из самых способнейших греческих апологетов, был практически
неизвестен в христианской древности". И действительно, ни один из древних
христианских писателей, обычно служащих для нас источником сведений
относительно первых церковных писателей и их творений (Евсевий Кесарийский,
блаж. Иероним и др.), даже не упоминает об Афинагоре. Поэтому не случайно, что
новейшая монография Б. Пудрона, посвященная этому апологету, начинается с главы
"В поисках неизвестного автора" (a la recherche d’un inconnu). Мы обладаем
лишь двумя краткими упоминаниями об Афинагоре. Первое из них встречается у св.
Мефодия Олимпийского (ум. 311—312), который в своем сочинении "О
воскресении" ссылается на апологетический труд Афинагора "Прошение за
христиан", цитируя его и прямо называя имя автора. |
|
<< 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 >> |
|
|
|
|
|
|
|
Анекдот
|
Муж - жене, по-деловому:
- Ну, ладно - ты не хочешь мириться, давай поебемся как враги... |
|
показать все
|
|