|
|
|
|
|
|
|
|
Великий Пост |
|
|
Препятствия на пути к Евангелию
Протоиерей Сергий Четвериков
Современному
человеку трудно подойти просто и непосредственно к Евангелию, принять его так,
как оно есть - без всякого мудрствования, с доверчивым сердцем, как это
свойственно детям и простым людям и как это, безусловно, необходимо по слову
Господа нашего Иисуса Христа: «Если не обратитесь и не будете как дети, не
войдете в Царство Небесное» (Матф. 18:3).
«Не
обратитесь», значит - не вернетесь назад, не станете снова ребенком - конечно,
не в смысле скудости знания и жизненной неопытности - а в смысле
незагроможденности сердца собственной личностью и разными предрассудками и страстями,
которые развиваются и укореняются в человеке с возрастом, при невнимательном
отношении к себе, при забвении слов Спасителя: «Блаженны чистые сердцем, ибо
они Бога узрят» (Мф. 5:8). |
|
Препятствия на пути к Евангелию |
|
|
Великий Пост
Протопресвитер Александр
Шмеман
Введение.
Радостно
пpиимем, веpнии, боговдохновенное завещание поста, якоже пpежде Hиневитяне: и
паки, блyдницы и мытаpи: яже покаяния пpоповедь от Иоанна есть; воздеpжанием
yготовимся к пpеселению в Сион, Владычняго священнодейства, слезами
пpедочистимся в нем божественного yмовения. Помолимся видети обpазные зде Пасхи
совеpшение, и истинныя явление. Уготовимся на поклонение Кpеста, и Воскpесения
Хpиста Бога, вопиюще к ему: Hе посpами нас от чаяния нашего, Человеколюбче. Радостно
воспpиимем, веpные, боговдохновенное возвещение Поста. Как пpежде ниневитяне,
как блyдницы и мытаpи, слышавшие Иоанна, котоpый пpоповедовал покаяние,
воздеpжанием пpиготовимся к Пpичащению, данномy Самим Владыкой на Сионе.
Очистимся слезами пеpед этим божественным омовением. Помолимся, чтобы yвидеть совеpшение
Пасхи, истинного Откpовения. Пpиготовимся к поклонению Кpестy и Воскpесению
Хpиста Бога нашего. |
|
Кафолическая церковь |
|
|
Кафолическая церковь
Афанасьев Николай, протопр.
Данная
статья прот. Николая Афанасьева представляет собой одну из глав его
недописанной книги "Границы Церкви", продолжающей его основную работу
"Церковь Духа Святого".
1.
Впервые у Игнатия Антиохийского мы находим термин «кафолическая церковь» (h`
kaqolikh. evkklhsi,a ). Мы не знаем, введен ли был этот термин в церковный
оборот самим Игнатием или он существовал до него. Последнее предположение более
вероятно, так как Игнатий, употребляя этот термин, его не объясняет,
предполагая тем самым, что он является понятным для современных ему читателей.
Судьба этого термина совершенно исключительная. Употребленный один единственный
раз Игнатием, он воспринимается церковным сознанием. Константинопольский собор
ввел его в символ веры, после чего он стал основным эклезиологическим термином
на Востоке и Западе. |
|
Слово о пьянстве |
|
|
Слово о пьянстве
святитель Димитрий
Ростовский
«Не
винно вино, но проклято пьянство» (Прит. ХХ. 1), от которого сколь великий вред
бывает, об этом нет нужды говорить. Ибо это может каждый увидеть из
повседневного опыта, и в церковных книгах везде находится много написанного о
вреде пьянства. Однако и мы о том же здесь нечто вспомянем. Славный среди
древних эллинов философ Анахарсис говорил, что лоза виноградная родит три
грозди: во-первых, гроздь услаждения, во-вторых, упоения, и в-третьих, гроздь
печали. Сие философ изъяснял в том смысле, что питое вино в незначительном
количестве является услаждением и полезно человеку, ибо утоляет жажду, подает
цельбу стомахе и веселит сердце, тогда как питье в большом количестве делает
человека пьяным, порождает многочисленные свары, разжигает ярость и поднимает
на брань и бой, за чем следует немалая печаль. |
|
Литургическая катехиза |
|
|
Литургическая катехиза
митр. Амфилохий (Радович)
Прежде
чем перейти к самой теме, нужно вкратце объяснить, что значит слово катихиза и
что под ним подразумевалось в древние времена. Слово kathcisis [оглашение,
огласить] изначально имело смысл какого-либо по учения или сообщения какой-то
вести устным словом. На основе некоторых новозаветных мест складывается
впечатление, что весь ветхозаветный закон в то время понимался как поучение,
катихиза (ср. Рим 2:18). Точно так же мы имеем в Новом Завете свидетельства о
том, что под поучением христианами в то время подразумевалось не просто
поучение в некоторых истинах, но поучение пути Господню (Деян 18:25; Гал 6:6), или
целокупной жизни Христовой (ср. Лк 1:4). Это значит, что все содержание Нового
Завета понято как поучение, катихиза. |
|
Таинства Церкви: введение в изучение |
|
|
Таинства Церкви: введение в изучение
Зайцев Алексей
Предварительные
сведения
Первоначально
Церковь не знала какой-то строгой классификации таинств и не выделяла, даже
терминологически, какого-то определенного числа таинств из бесчисленных
действований Святого Духа. И на христианском Востоке, и на христианском Западе
все относящееся к благодатной жизни, к открывшемуся Царству Божию выражалось
греческим словом misterion (тайна, таинство).
Этот
термин встречается уже в Септуагинте в значении всевозможных тайн, в первую
очередь тайн Божиих. Например, в Премудрости Соломона говорится, что если люди
ослеплены злобой, они "не познали тайн Божиих" (Прем. 2, 22). А в
книге пророка Даниила (2, 27-30) misterion указывает на грядущее таинственное
событие, суть которого непостижима для человеческой мудрости, но открывается
только непосредственно Богом. |
|
Экономика и нравственность |
|
|
Экономика и нравственность
Митрополит Филарет
(Вахромеев)
«Легче
верблюду пройти в игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Небесное», —
гласит религиозная мудрость. Этот нравственный постулат, осуждающий
бизнесхватку и уж тем более всяческое стяжательство, несколько противоречит
современным установкам государства как в рыночной России, так и в Беларуси. А
ведь нынче всё больше молодых людей, делающих стремительные карьеры, причисляют
себя к верующим. Как им избежать сумбура в умах и душах?
—
Но не станете же Вы утверждать, что эти слова Господа Иисуса Христа были
сказаны в эпоху отсутствия частной собственности, свободного
предпринимательства и рыночных отношений? Дело в том, что Господь сказал это о
юноше, который всем сердцем хотел следовать за Спасителем, но его большое
имение и необходимость поддерживать его сдерживали искренний порыв сердца и
«заземляли» помыслы. |
|
Богословский метод митрополита Антония Сурожского |
|
|
Богословский метод митрополита Антония Сурожского
Петр Михайлов
Доклад
на международной конференции, посвященной изучению наследия митрополита
Сурожского Антония (Блума).
Владыка
Антоний часто повторял, что он не богослов или, в лучшем случае, плохой
богослов, поскольку не имеет специального богословского образования. Он прошел
свой путь к Церкви и церковному служению, на котором не нашлось времени для
обучения в каком-либо богословском учебном заведении. И в академических
церковных кругах часто приходится слышать утверждения, что Владыка Антоний не
был богословом. Порой звучат даже более резкие высказывания - Владыка Антоний
был богословски неграмотен, почему нередко выражал мысли не вполне корректные и
рискованные с точки зрения православного богословия. Такая настороженность
вполне закономерно требует либо своего разрешения, либо своего подтверждения. |
|
О некоторых основных темах русской религиозной мысли XIX века |
|
|
О некоторых основных темах русской религиозной мысли XIX века
Арсеньев Н.
Есть
некоторые основные темы, в русской религиозной мысли, вдохновившие ее внезапный
расцвет в середине 19-го века и продолжавшие ее вдохновлять в нынешнем 20-м
веке.
Можно
говорить о могучем расцвете, более того, о внезапном, как бы «взрыве» русской
религиозной мысли в середине 19-го века. Этот могучий ее расцвет, этот как бы
неожиданный ее «взрыв» связан в первую очередь с именами этих трех ее
величайших представителей середины и второй половины 19-го века: Ивана
Киреевского (1806-1856), Хомякова (1804-1860), Достоевского (1821-1881). |
|
О церковно-славянском языке в русском православном богослужении |
|
|
О церковно-славянском языке в русском православном богослужении
Парийский Л. Н.
Вопрос
о языке нашего русского православного богослужения принадлежит к числу
жизненных вопросов, правильный ответ на которые надо всегда знать, чтобы,
избежать всех опасностей, связанных с непродуманным и быстрым решением их.
Вопрос
о языке нашего богослужения время от времени вспыхивал в последнее столетие не
раз.
Он
имеет значение и в наше время, когда в состав Русской Православной Церкви
входят много разных национальностей, имеющих свой литературный язык: украинцы,
белорусы, эстонцы, латыши, литвины и др. У некоторых из них проявляются
тенденции совершать богослужение на своем родном языке. Все рационалистические
секты и расколы в Русской Православной Церкви всегда начинали с гонения на
церковно-славянский язык.
Сравнительно
недавно пришлось пережить сильные нападки на церковно-славянский богослужебный
язык от своих же соотечественников. |
|
Бог и религия: две разные вещи или эссе о милосердии |
|
|
Бог и религия: две разные вещи или эссе о милосердии
Мамбеталиев А.Э., 2009.
Человек
лежал почти голый. Накрытая сверху дряхлая материя скрывала от глаз лишь
интимные места. Кажется, человеку было уже всё равно. И потому он не стеснялся
вытянуть свои волосатые и грязные ноги, на которые непрестанно садились мухи. А
мимо проходили люди. Одни старались не смотреть, другие брезгливо морщились,
оставляя ему недопитые бутылки и объедки, третьи стремились быстрее удалится
прочь от этого места. Эту картину делало ещё драматичнее находящееся рядом
кладбище – молчаливый свидетель событий и сосед шумной дороги, ведущей на знаменитый
базар Дордой. Дорога в город мёртвых, который люди пока обходили, и она же –
дорога на базар живых.
А
человек умирал. Его исхудалое тело уже не могло дать ему силы ходить как
другие. Кажется, ему самому тоже не хотелось подняться. Он, наверное, ожидал
лишь своего конца. |
|
Типологический и аллегорический методы толкования Священного Писания |
|
|
Типологический и аллегорический методы толкования Священного Писания
Диакон Георгий Христич
Сам
Господь Иисус Христос завещал: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них
иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5, 39). Вся Библия –
книга, указывающая нам на Иисуса Христа. В Библии мы словно видим Воплощение
Божие: «Писание воплощает в себе Слово, а воплощение Слова довершает
преобразование слушания и чтения слова в Евхаристию», – пишет современный
французский православный мыслитель Оливье Клеман[1]. Каждая строка Библии или
прямо или косвенно возводит наш ум к Мессии. И даже сама композиция Книги Книг
от падения людей «...через мрак отчаяния, через талантливых и посредственных
духовных вождей и руководителей израильского народа; через плеяду пророков и
царей, через падения и восстания словно показывает нам, что мир нуждается в
Личности, готовой взять на себя ответственность за историю и судьбу
человечества»[2]. |
|
Иезуиты и их культурно-просветительская деятельность в Белоруссии |
|
|
Иезуиты и их культурно-просветительская деятельность в Белоруссии
Реферат
По истории Беларуси
Выполнил:
студент группы 112169 строительного факультета БНТУ Траенович Максим
Владимирович
Белорусский
национальный технический университет
Минск,
2009
Введение
Культурная
жизнь Беларуси XVI-XVIII веков напрямую связана с деятельностью католической
организации «Общество Иисуса», или иезуитов, появившейся на территории Беларуси
в 70-е годы XVI века.
Исследование
эпохи, частью которой стал орден иезуитов, проникновение его на территорию
Белоруссии, просветительская деятельность иезуитов – задачи моей работы.
В
ходе работы использовались такие книги, как «Многiя прыйдуць пад iмем маiм»
С.Ф. Цярохiна, которая позволила получить общее представление о деятельности
ордена, истории его появления, «Иезуиты в Белоруссии» Т.Б. Блиновой, которая
дала информацию о деталях деятельности ордена на территории Белоруссии». |
|
Найти Бога и самого себя |
|
|
Найти Бога и самого себя
Архим. Рафаил (Карелин)
Спастись
— значит найти Бога и самого себя. Каждый человек — неповторимое явление, в
этом выражены премудрость и красота Создателя. Некоторые считают спасением
отказ от себя как личности и индивидуальности, растворение в какой-то общей,
абстрактной идее. Это, как нам кажется, заблуждение.
Человек
должен освободиться не от себя, а от чуждого в себе, сохранив свою личность и
индивидуальность как дар Божий. Если бы целью творения было обобщение и
унификация, то Господь мог сотворить нас в виде одинаковых геометрических
фигур. Каждый человек имеет неповторимую телесную структуру. Это знак того, что
каждый имеет и единственную во всем мироздании душу. И в этом как бы
приоткрывается нам красота Божия, отображенная не в однообразии, а в
многообразии Своего творения.
Человек
должен найти себя среди чуждого, вторгшегося в него, обступившего со всех
сторон. А чуждое — это грех, страсти и мир. |
|
Буддизм |
|
|
Буддизм
Вступление.
Буддизм
— древнейшая из мировых религий. Другие мировые религии — христианство и ислам
— появились значительно позже. Он "старше" христианства на пять
веков, а ислам "моложе" его на целых двенадцать столетий. Буддизм
относиться к так называемым мировым религиям, которые в отличии от национальных
религий (Иудаизм, Индуизм и т.д.) имеют межнациональных характер. Возникновение
мировых религий - результат длительного развития политических, экономических и
культурных контактов между различными странами и народами. Космополитический
характер Буддизма позволил ему перешагнуть национальные границы, широко
распространиться по земному шару.
История возникновения
буддизма
Слово
«буддизм» говорит нам, что основателем этого учения был Будда. Вместе с тем
слово «будда» является производным от санскритского корня «будх» (будить,
пробуждаться) и обозначает переход от спящего, затемненного сознания к
пробуждению, к просветленному сознанию. |
|
О воззрениях святых отцов и учителей церкви на языческую культуру |
|
|
О воззрениях святых отцов и учителей церкви на языческую культуру
Малков Петр
Вопрос
об отношении складывающейся христианской традиции первых веков к дохристианской
культуре возник очень рано - уже при изначальном зарождении православного
богословия. В творениях христианских апологетов тема наследия античной
философии, искусства и литературы была одной из самых важных и значимых.
Еще
во II в., в произведениях св. Иустина Философа, с одной стороны, и Татиана - с
другой, в основных чертах сложились два главных подхода к возможной оценке
многоразличных писаний "эллинских любомудров".
Мнение
по этому вопросу св. Иустина Философа (имея в виду его характеристику античной
культуры в целом), как нам представляется, вполне правомерно соотнести с
известными словами из проповеди святого апостола Павла в Афинах: "Афиняне!
по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши
святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: "неведомому
Богу". |
|
Литургическая символика иконографии Успения Пресвятой Богородицы |
|
|
Литургическая символика иконографии Успения Пресвятой Богородицы
О.Е.Этингоф
Византийская
иконография Успения Богоматери в своей канонической форме сформировалась к
концу X в. Это подтверждается датированной пластиной слоновой кости для оклада
Евангелия императора Оттона III (1002
г.) из Баварской государственной библиотеки в Мюнхене.
Данная композиция была не только сценой повествовательного праздничного цикла —
изображением смерти Марии, но и образом литургии с Христом-архиереем, если
учитывать тексты, которые служили основой иконографии, в первую очередь,
апокрифическое Сказание Псевдо-Иоанна Богослова и Слова Иоанна Дамаскина на
Успение Богоматери.
Успение
Богоматери, как и Воскресение Христа, символизировало попрание смерти и
воскрешение к новой, более совершенной жизни будущего века. Во Втором Слове на
Успение Богородицы Иоанна Дамаскина читаем: «Сегодня сокровище жизни, бездна
благодати... |
|
История чинопоследования Успения и Погребения Пресвятой Богородицы |
|
|
История чинопоследования Успения и Погребения Пресвятой Богородицы
Михаил Бернацкий
Успение
Пресвятой Богородицы является одним из главных Богородичных праздников Церкви. Некоторые
данные указывают на связь этого праздника с древнейшим Богородичным
празднованием — «Собором Пресвятой Богородицы», который доныне совершается на
следующий день после Рождества Христова. Так, в коптском календаре VII в. 16
января, т. е. через вскоре после отдания Богоявления, празднуется «рождение
Госпожи Марии», а в календаре IX в. в то же число — «смерть и воскресение
Богородицы» (в памятниках коптской и абиссинской Церквей XIV–XV вв.,
сохранявших вследствие своей изолированности древнюю литургическую практику, 16
января положено воспоминание Успения, а 16 августа — Вознесения Богоматери на
небо).
В
греческих Церквах достоверные свидетельства об этом празднике известны с VI в.,
когда, по свидетельству поздневизантийского историка Никифора Каллиста (XIV
в.), император Маврикий (592–602 гг. |
|
Афина |
|
|
Афина
Славить
Палладу-Афину, оплот городов, начинаю,
Страшную.
Любит она, как и Арес, военное дело,
Яростный
воинов крик, городов разрушенье и войны.
Ею
хранится народ, на сраженье ль идет, из сраженья ль.
Славься,
богиня! Пошли благо действие нам и удачу!
Гомер
Афина
- богиня мудрости и справедливой войны. Догреческое происхождение образа Афины
не позволяет раскрыть этимологию имени богини, исходя из данных только
греческого языка. Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды ("мудрости")
позднего происхождения - периода оформления классической олимпийской мифологии.
Все
в Афине, начиная с появления на свет, было удивительным. Другие богини имели
божественных матерей, Афина - одного отца, Зевса, который сошелся с дочерью Океана
Метидой. Зевс проглотил cвою беременную супругу, так как она (по другим
источникам, верховный бог узнал это от Геи и Урана) предрекла, что после дочери
родит сына, который станет властителем неба и лишит его власти. |
|
Икона Божией Матери «Благодатное Небо» |
|
|
Икона Божией Матери «Благодатное Небо»
Архимандрит Васильева А. В.
Предание
В
Архангельском соборе Московского Кремля до наших дней сохранилась чтимая икона
Божией Матери, именуемая «Благодатное Небо», которая находится на своем
историческом месте в иконостасе по левую сторону от царских врат. Она была
исполнена царскими иконописцами при создании нового иконостаса в 1678-1680 гг.
Начавшееся в XIX веке почитание иконы было связано с деятельностью митрополита
Филарета (Дроздова), который в 1853
г., в период поновления иконостаса Архангельского
собора, распорядился собрать исторические сведения о ней. В несохранившейся
описи XVII в. Архангельского собора сообщалось, что образ является копией,
сделанной по указу царя Феодора Алексеевича мастерами Оружейной палаты с
находившейся в соборе древней иконы.
О
происхождении первоначальной Богородичной иконы «Благодатное Небо» существуют
две версии. |
|
<< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 >> |
|
|
|
|
|
|
|
Анекдот
|
В общественном транспорте едет женщина с детским горшком в одной руке и сумкой в другой. Пробираясь к выходу, тычет горшком впереди стоящего мужчину и говорит:
- Вы не сходите?
Тот опускает голову, видит горшок и говорит:
- Нет, я до дома потерплю |
|
показать все
|
|