|
|
|
|
|
|
|
|
Русская софиология и антропософия |
|
|
Русская софиология и антропософия
Бонецкая Н.К.
У
русского поэта-антропософа Андрея Белого есть четыре стихотворения 1918 г. под
одним и тем же названием «Антропософии». Это любовные стихи, и антропософия в
них представлена как живое духовное существо женского рода. Главная примета
этого существа — «ясный взгляд», «мерцающие очи», смотрящие на поэта из
каких-то пространств света, голубизны, из волн ароматов и музыкальных гармоний.
Стихи эти явно ориентированы на поэму «Три свидания» Владимира Соловьева,
предмет которой — троекратное видение той, которую Соловьев опознал как Софию
древних гностиков и Якоба Беме. |
|
Сеть (мрежа) |
|
|
Сеть (мрежа)
Н.И. Толстой
Обратившись
к славянской «живой старине», т. е. к еще бытующим или недавно бытовавшим
обрядам, можно увидеть, что сеть (невод, вентерь) у восточных славян, у русских
часто использовалась в свадебном обряде, а у южных и западных славян,
македонцев и кашубов — в обряде погребальном, у хорватов — при масленичном
ряжении. Во многих северных русских губерниях (Новгородской, Онежской,
Вологодской, Архангельской) жених и невеста перед венцом опоясывались по голому
телу поясом из невода, сеткою, снятой с рыбачьих вентерей, или мережкою и так
ехали к венцу. Аналогичные действия производились и в южных губерниях —
Воронежской, Орловской, Саратовской. В г. Павловске Воронежской губ., «провожая
жениха с невестою в храм для венчания, сыплют в обувь мак: если злой человек не
перечтет всего, то их ему не испортить; тогда же молодых перепоясывают по брюху
сеточкою, снятою с рыбачьих вентерей: к перепоясанным так колдун никогда не
прикоснется» . |
|
Дао Дэ Цзин |
|
|
Дао Дэ Цзин
ЧАСТЬ
ПЕРВАЯ
1.
Дао,
которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао. Имя, которое может
быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное есть начало неба и земли,
обладающее именем - мать всех вещей. Поэтому, кто свободен от страстей, видит
его [Дао чудесную тайну], а кто имеет страсти, видит его только в конечной
форме. Оба они одного и того же происхождения, но с разными названиями. Вместе
они называются глубочайшими. От одного глубочайшего к другому - дверь ко всему
чудесному.
2.
Когда
все люди узнают, что красивое является красивым, появляется и безобразное.
Когда [все] узнают, что добро является добром, возникает и зло. Поэтому бытие и
небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и
короткое взаимно оформляются, высокое и низкое друг к другу склоняются, звуки,
сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом. |
|
Даниил Андреев и гностическая традиция |
|
|
Даниил Андреев и гностическая традиция
Ирхин В.Ю.
Творчество
Даниила Андреева представляет собой, несомненно, крупное явление в духовной
истории XX века. Будучи наследником Данте и Сведенборга, он соединил в своей
жизни и работе выдающееся поэтическое дарование и бесстрашие исследователя иных
миров. Здесь хотелось бы обсудить связь идей Д. Андреева с древней гностической
традицией, которая во все времена сопутствовала религии. Самостоятельный поиск
истины, стремление к познанию всегда дополнял веру.
Хозяйство
мира - из четырех видов, в хранилище их содержат: из воды, земли, воздуха и
света. И хозяйство Бога подобно этому из четырех: из веры, надежды, любви и
знания. Наша земля - это вера, в которую мы пустили корень, вода - это надежда,
которой [мы] питаемся, воздух - это любовь, благодаря [которой] мы растем, а
свет - [это] знание, [благодаря] которому мы созреваем (Евангелие от Филиппа
115). |
|
Что же такое "Влесова книга"? |
|
|
Что же такое "Влесова книга"?
О. В. Творогов
В
октябре 1987 года газета "Книжное обозрение" опубликовала материалы
"Круглого стола" с участниками общественного совета "Молодежь и
книга". В числе других выступил писатель Ю. Сергеев, напомнивший о судьбе
"Влесовой книги" (Ю. Сергеев назвал ее "Велесовой"):
"Ее давно пора издать. Но пока приходится слышать одни разговоры о том, не
подделка ли это. Сомневающихся много. Непонятно другое, почему же тогда
сомневающиеся не возьмут и не проанализируют книгу, не докажут, что „Велесова
книга" имитирована кем-то? В связи с судьбой „Велесовой книги"
вспоминается история „Слова о полку Игорсве". Ведь в свое время и
„Слово" называли подделкой". 1) И далее Ю. Сергеев напоминает, что в
его романе "Становой хребет" рассказывается, как один из героев
произведения, Егор, обнаруживает "в одном из заброшенных селений языческую
библиотеку".
Прервем
цитату из выступления писателя и обратимся к самому роману. Там есть такая
сцена. |
|
О некоторых причинах отвержения христианства |
|
|
О некоторых причинах отвержения христианства
Должны
ли нехристиане стать христианами только потому, что кто-то произносит набор
цитат или умных мыслей про Христа и Евангелие? Так ли всё просто: услышал и
поверил? Какие причины мешают людям сделаться христианами? И что может побудить
человека стать христианином, если он воспитан неверующим или в другой религии?
Приведу
вначале рассказ православного митрополита Антония Сурожского: «В жизни старца
Силуана , о котором некоторые из вас знают или читали, есть рассказ о том, как
он обсуждал миссионерскую деятельность с одним из русских епископов, живших на
Востоке. Этот епископ был очень прям, очень убежден и очень фанатичен. |
|
О религиозных чувствах и формах религиозности |
|
|
О религиозных чувствах и формах религиозности
Хотя
в основе всех религий лежит мистический опыт переживаний их создателей и
святых, в широкой массе верующего народа далеко не все являются мистиками. Тем
не менее, религиозность людей всегда связана с чувствами и переживаниями. Эти
переживания бывают различными.
Они
обусловлены различными особенностями восприятия мира, в том числе и различными
уровнями интеллекта и знаний. В зависимости от того, каковы восприятие мира и
переживания, различаются и формы религиозности. Если они примитивны,
примитивной оказывается и форма религиозности. Если они более глубоки, то более
глубокой оказывается и форма религиозности.
Альберт
Эйнштейн в статье «Религия и наука» раскрывает взаимосвязь между характером
чувств и формой религиозности человека. |
|
«Проводы Перуна»: древнерусский «фольклор» и византийская традиция |
|
|
«Проводы Перуна»: древнерусский «фольклор» и
византийская традиция
В. Я. Петрухин
Книжный
термин «двоеверие» прочно перешел из древнерусских поучений против язычников в
современную науку для обозначения синкретического мировоззрения русского
средневековья, сочетающего христианскую идеологию с пережитками дохристианской.
Н. И. Толстой в своих работах, актуализирующих проблему античного наследия в
древнерусской народной культуре, ввел (скорее, метафорически) термин
«троеверие» (Толстой 1998, с. 430), обозначающий гетерогенные истоки единой
славянской культуры: «автохтонные» фольклорные, античные (как правило, в
византийской «редакции») и христианские (еще ранее о «греческом двоеверии» как
основе древнерусского писал С. И. Смирнов - 1913, с. 255). |
|
Кукиш |
|
|
Кукиш
Е. Е. Левкиевская
Кукиш,
шиш, фига, дуля — жест, символизирующий коитус и имеющий обсценную семантику.
Согласно правилам этикета, К. является неприличным жестом, имеющим целью
оскорбить и унизить того, кому его показывают, а также способом выразить
крайнее неприятие, резкий отказ, смешанный с презрением. В магической практике
К., наряду с другими жестами, обозначающими коитус и гениталии, является
универсальным оберегом, способным отгонять опасность, особенно сглаз и нечистую
силу. К. входит в число жестов, распространенных у вост. и зап. славян. У юж.
славян, за исключением словенцев, К. почти не известен и осмысляется как
заимствование из в.-слав. традиции. Ю.-слав. жестами, синонимичными К.,
являются «кур» — поднятый вверх средний палец, когда остальные пальцы прижаты к
ладони, а также жест, при котором кистью левой руки плашмя ударяют в согнутую в
локте правую руку, поднятую вверх (см. Гениталии). Близкое К. охранительное
значение имеют т. н. |
|
Сор и золото в фольклоре |
|
|
Сор и золото в фольклоре
Т. А. Новичкова
«Купола в России кроют чистым золотом,
Чтобы
чаще Господь замечал».
В.
Высоцкий. «Купола»
Золото
с его сиянием и сор, пепел, угли, кал — отталкиваясь, эти полюса всегда
притягивались друг к другу в художественном языке и обыденной речи, фольклоре и
литературе. Поэтический язык последней нередко усиливал, выделял, подчеркивал
те стороны этого противопоставления, которые в фольклоре находятся как бы в
свернутом состоянии, поскольку любой фольклорный образ поддерживается
контекстом, устной традицией, где недоговоренность неизбежна. Принято думать,
что народная поэзия, ее строй, помогает более глубокому прочтению авторской,
профессиональной поэзии — это так, но не менее справедливо и обратное: только в
литературном языке старые как мир символы и метафоры обретают ясность и
отточенность, оттенки смыслов, не свойственные гибкой, живой и не всегда
внятной вне бытования устной культуре слова. |
|
Нагота и ее функции в ритуалах |
|
|
Нагота и ее функции в ритуалах
Т. А. Агапкина, М. М. Валенцова, А. Л. Топорков
Нагота
- признак, в целом оцениваемый в народной культуре негативно и сближаемый со
значениями "чужой", "природный" и "демонический".
Полное или частичное обнажение практиковалось в земледельческой магии, в
народной медицине, в колдовской практике и эзотерических ритуалах, в
календарных и окказиональных обрядах, в играх, имеющих оргиастический характер,
и использовалось для отгона нечистой силы, бури, града, изгнания болезней,
паразитов, а также для продуцирования плодородия. В ряде случаев Н. понимали
символически — обнаженным считался человек в одной нижней рубахе, без пояса,
женщина без платка, с распущенными волосами. К Н. приравнивались также оголение
нижней части тела, демонстрация детородных органов.
Функции
обнажения основаны на понимании Н. как признака иномирности и естественного
состояния, когда голый человек — уже не человек или не совсем человек. |
|
Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов |
|
|
Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских
народов
Зеленин Д.К.
1.
«Строительная жертва». У западноевропейских народов очень широко распространены
предания и саги о людях, которые были заживо замурованы в фундаментах или
стенах разных построек, особенно же средневековых замков и городских крепостей.
Эти легендарные сказания вполне реалистичны, т. е. это не простой вымысел
поэтической фантазии; саги эти некогда соответствовали исторической
действительности. О реалистичности их свидетельствуют как археологические
раскопки на месте разрушенных сооружений, так и сохраняющиеся до наших дней
пережиточные обряды, обычаи и поверья. В ритуале, сопровождающем закладку дома
или иного здания, очень часто закапывается в землю какое-нибудь животное,
иногда еще живым, иногда же зарывается лишь какая-либо часть его организма. В
поверьях жильцам или строителям вновь отстроенного дома грозит всегда близкая и
верная смерть. |
|
Буддизм и исмаилизм: точки пересечения и линии сопоставления |
|
|
Буддизм и исмаилизм: точки пересечения и линии
сопоставления
Вопросы,
связанные с влиянием и ролью конфессиональных меньшинств внутри крупных
национальных образований и переплетений между ними их религиозно-философских
концепций, привлекают всё больший и больший интерес, как у российских, так и
зарубежных учёных.
Религиозное учение
Понятие
и атрибуты Бога. В буддизме и исмаилизме понятие и восприятие Бога сводится к
тому, что носителем божественного откровения является конкретный человек: в
буддизме — сын индийского царя, получивший впоследствии имя Будды, т. е.
«просветлённый». В исмаилизме — духовная глава общины — имам (т. е. стоящий
впереди — араб. |
|
Роль таджикской традиции в развитии исламского вероучения |
|
|
Роль таджикской традиции в развитии исламского
вероучения
К. Абдольхофф
Традиция
в Таджикистане — это способ жизни и образ мышления населения этого края. Ислам
в Таджикистане приобрел в своем развитии новую форму, которая тесно связана с
традиционным образом жизни коренных жителей таджикских сел и городов, а также
местных кланов, суфийских братств, исмаилитской общины и т. д. Лидеры таких
общественных групп происходят чаще всего из привилегированных социальных слоев,
таких как сеиды — потомки пророка Мухаммеда, ходжа — потомки правоверных
халифов, суфийские шейхи, исмаилитские ишаны и пиры.
Сторонники
традиционализма в Таджикистане борются за создание нового исламского социума,
за защиту исламской религии от влияния чуждых таджикской культуре политических
и культурных течений.
Исламскую
партию возрождения Таджикистана (ИПВТ) можно назвать «политизированной
общиной», т. е. |
|
Двоеверие в этнокультурной традиции Кавказа |
|
|
Двоеверие в этнокультурной традиции Кавказа
Р.М. Абакарова
Кавказ
отличается особой сложностью этноконфессиональной структуры населения. Широкое
распространение на Кавказе имеют мировые религии — ислам и христианство, однако
в жизни кавказских народов продолжает сохранять сильное влияние традиционный
институт «адат» как нравственный регулятор отношений как между субъектами
внутри этноса, так и между представителями различных этносистем.
После
распада СССР на Кавказе религия активно выступает важным, иногда определяющим
фактором формирования общественного сознания и поведенческих стереотипов.
Конфликтность и нестабильность региона во — многом связана с существенной
спекуляцией религиозными мотивами в политических событиях. Длительное
господство атеизма препятствовало объективному освящению этноконфессиональной
ситуации, роли традиционных институтов в формировании этнокультурного
менталитета. |
|
Слово у Плащаницы Спасителя |
|
|
Слово у Плащаницы Спасителя
Патриарх Пимен (Извеков)
Во
Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня
Святая Церковь, возлюбленные, выносит для нашего поклонения и лобызания Святую
Плащаницу с изображением Спасителя нашего и Господа в окружении Богоматери и
многих Его учеников. Мы встречаем сегодня Святую Плащаницу со свечами в руках,
которые символизируют духовное горение нашего сердца.
Что
же это за горение? Это горение, дорогие братья и сестры, — покаянное. Господь
наш Иисус Христос пострадал на Кресте нас ради и нашего ради спасения, и Его
страдания были настолько тяжелы и физически непереносимы, что Он, вися на
Кресте, воскликнул: "Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил" (Мф.
27, 46). И мы, по учению Святой Церкви, словами одного песнопения также
произносим: "Вскую мя отринул еси от Лица Твоего, Свете Незаходимый, и
покрыла мя есть чуждая тьма окаяннаго, но обрати мя, и к свету заповедей Твоих
пути моя направи, молюся". |
|
Великий Четверг |
|
|
Великий Четверг
М. С. Желтов, А. А. Лукашевич, А. А. Ткаченко
Фрагмент
статьи из т. VII "Православной Энциклопедии", Москва. 2004 г.
Великий
Четверг – [греч. He hаgia kai megale pempte; церковнослав. – Святый и великий
четверток; лат. In Cena Domini, De Natale Calicis], четверг Страстной седмицы,
посвященный воспоминанию событий, непосредственно предшествовавших взятию
Христа под стражу и Его Распятию: Тайной вечере, во время которой Господь
установил таинство Евхаристии и омыл ноги ученикам, Гефсиманского моления и
предательства Иуды (Мф 26. 17–56; Мк 14. 12–50; Лк 22. 1–53; Ин 13; 18. 1–11).
Эти воспоминания составляют основное содержание богослужения Великого Четверга.
Великий
Четверг, непосредственно примыкая к главным дням церковного года – Великой
пятнице, Великой субботе и Пасхе, приближается к ним и по своей значимости. |
|
О предательстве Иуды |
|
|
О предательстве Иуды
святитель Иоанн Златоуст
Беседа
о святой и тайной вечери Спасителя и предательстве Иуды, о пасхе и установлении
Божественных таинств, и о непамятозлобии, сказанная во Святый и великий четверг.
Изложение
мысли, что должно оплакивать не тех, кто страдают, а тех, которые причиняют
страдания другим. - Почему нужно молиться о врагах своих, а не проклинать их. -
Изложение обстоятельств предательства Иуды. - Подробности Тайной Вечери и
установления св. Евхаристии. - Сравнение пасхи христианской с пасхой иудейской.
- Невозможность совершения последней после рассеяния народа. - Увещание к
народу приступать к св. причащению с благопристойностью и благоговением.
Хотел
я, возлюбленные, продолжить беседу о патриархе [Аврааме] и здесь предложить
духовный пир, но неблагодарность предателя увлекает наш язык к беседе о
последнем, и обстоятельства [настоящего] дня пробуждают сказать о безрассудном
его преступлении. |
|
Пояснение пасхального Евангельского чтения |
|
|
Пояснение пасхального Евангельского чтения
Пролог Евангелия от Иоанна
Пролог
Евангелия от Иоанна (первые 18 стихов первой главы) - величайшее и важнейшее из
богодухновенных писаний Нового Завета. Его по справедливости можно назвать и
высочайшим шедевром человеческого гения, насколько последний самостоятельно
проявлял себя под воздействием Святого Духа. И по несравненной красоте
выражения, и по бездонной глубине смысла Пролог остается и поныне
непревзойденным религиозно-философским памятником, а для христиан всех
конфессий - авторитетнейшим вероучительным текстом.
Это
возвышенный гимн в честь Воплощенного Слова Божия, написанный в поэтическом
жанре, а именно ритмической прозой. Два раза (ст. 6-8 и 15) гимн прерывается
обращением к свидетельству Иоанна Крестителя как последнего пророка Ветхого
Завета (после 400-летнего отсутствия пророчества у народа Божия) и как
человека, высоко почитаемого в народе и даже признаваемого многими за Мессию. |
|
Сия есть благословенная суббота |
|
|
Сия есть благословенная суббота
прот. Александр Шмеман
"...чтобы
смертное поглощено было жизнью" (2 Кор. 5:4)
Утреня
Великой Субботы — одна из вершин литургического творчества Православного Востока.
В малой статье невозможно ни описать, ни объяснить всей беспредельной глубины и
красоты этой службы, в которой Церковь подводит нас вплотную к уразумению самой
радостной тайны нашей веры, той, без которой вера эта теряет свой смысл, ибо —
"если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна" (1 Кор. 15:17).
Ограничимся поэтому немногим. Попытаемся хотя бы намеками указать,что совершает
Церковь этой службой, в чем зовет нас участвовать, что возвещает нам, как
непреложную истину.
Великая
Суббота — это день, соединяющий Великую Пятницу, т. е. тайну Креста, Страданий
и смерти Спасителя с Светлым Воскресением — днем Его восстания из гроба, победы
жизни над смертью. Многим непонятен смысл этого соединения, вся необходимость и
духовное значение этогосреднего дня. |
|
<< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 >> |
|
|
|
|
|
|
|
Анекдот
|
Уборщица заходит в отдел информационных технологий и громко спрашивает:
- Кто тут компьютером умеет пользоваться?
Все без исключения как-то реагируют в положительном смысле. Уборщица продолжает:
- Тогда садитесь за них, выходите в Интернет и ищите, козлы, сайт где учат пользоваться сортиром! |
|
показать все
|
|