|
|
|
|
|
|
|
|
Покаяние, исповедь и пост: их значение для православного христианина |
|
|
Покаяние, исповедь и пост: их значение для
православного христианина
епископ Афанасий (Евтич)
Покаяние
- это начало христианской, новой жизни, или христианского, нового бытия, бытия
во Христе.
Так
и началось Евангелие словами св. Иоанна Предтечи: "Покайтесь, ибо
приблизилось Царство Небесное". И проповедь Христа после Крещения была:
"Покайтесь и веруйте в Евангелие".
Но
в наше время ставится вопрос: почему нужно покаяние? С социальной точки зрения
неуместно говорить о покаянии. Есть, конечно, какое-то подобие покаяния,
особенно в странах восточного тоталитаризма: когда отступил кто-нибудь от линии
партии, то от него требуют "покаяния", или когда руководители партии сами
отступают от своего первоначального плана - только это называют не покаянием, а
какой-то "реформой" или "перестройкой"... Тут
действительного покаяния нет. Кто из вас видел фильм Абуладзе
"Покаяние"? Там именно речь о ложном покаянии, и только в конце
фильма видно, что такое истинное покаяние. |
|
Подлинность православного традиционализма |
|
|
Подлинность православного традиционализма
Христос Яннарас
1. Подлинность или отчуждение благой вести?
Для
церковного сознания слово "предание" - это вызов, и отнюдь не
теоретический, но весьма реальный: предание является практическим мерилом того,
сохранило ли христианское благовестие свою подлинность или оно было изменено
или отчуждено.
Для
того, чтобы выпутаться из интеллектуальных схем, будет полезно обратиться к
методологической характеристике, которую Маркс в своих ранних работах раскрывал
в терминах "отчуждения" и "практики". Это удобные средства
критической проверки истинности результатов познания.
Если
знание выводится из непосредственного опыта конкретных отношений человека с
реальностью как данностью, то проверка истинности этого знания может быть
осуществлена только негативно: засвидетельствованием того, что отношения эти
изменились и превратились в отношения зависимости, подчинения, эксплуатации. |
|
Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения |
|
|
Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного
откровения
Несмелов В. И.
На
первых страницах Библии рассказывается замечательное событие, о значении
которого у нас обыкновенно говорят одни только богословы, хотя оно представляет
собою не менее глубокий и философский интерес. Там именно рассказывается, что
под влиянием чуждой нашему миру злобно-разумной силы человек перестал
удовлетворяться наличной действительностью и захотел сделаться богом.
Следовательно, он создал относительно себя необыкновенную иллюзию и, на
основании этой иллюзии, отверг свое действительное положение в мире в пользу
другого положения – не существующего, а только желательного. Но так как
представление этого желательного положения явилось отрицанием действительности,
то само собой разумеется, что и действительность могла заключать в себе одно
только отрицание человеческой иллюзии. |
|
Десять Божиих заповедей |
|
|
Десять Божиих заповедей
Святитель Николай Сербский (Велимирович)
Первая
заповедь
Я
есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
Это
значит: един Бог, и нет других богов, кроме Него Единого. Он Всевышний, Всемогущий,
Всемудрый и Вседобрый Бог. От Него произошло все творение, Им оно живет и к
Нему возвратится. Он есть Святый, Крепкий и Бессмертный Бог Неизменный, мирный,
безначальный и бесконечный.
Он
не имеет ни в чем нужды и недовольства. К Нему восходят все бесчисленные светы
и движутся вкруг Него [Бог есть свет (Ин 5, 5), и не только Сам является
светом, но и позволяет Своему творению приобщиться к Своей светлой сущности.
Потому Серафимов (пылающий, горящий - евр.) - Ангелов, предстоящих престолу
Божию, нередко называют божественными Светами. Их количество неисчетно. (Прим.
пер)]. Он же почивает среди них, как неподвижная ось в колесе. Ось держит, а
колесо вращается. В Боге вся сила, и нет силы вне Бога. |
|
"Смерть побеждена". Последние времена по учению Отцов Церкви |
|
|
"Смерть побеждена". Последние времена по
учению Отцов Церкви
Архим. Плакида (Дезей)
Христианин
- это человек, полный ожидания. Господь говорит нам в Евангелии: Да будут
чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям,
ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит,
тотчас отворить ему (Лк.12:35-36).
Мало
найдется текстов, столь ясно раскрывающих перед нами смысл и глубинную
ориентацию христианской жизни.
Цель
творения - обожение человека и вселенной. Все домостроительство спасения,
искупительная жертва Христа, освящение, совершенное Святым Духом, имеют целью
вернуть падшее человечество к тому состоянию, ради которого оно было создано -
к полноте обожения. Мы чаем, что окончательное исполнение этого замысла Божия,
совершится при Втором пришествии Христа, и тогда домостроительство спасения
получит свое последнее завершение. |
|
Святые мощи |
|
|
Святые мощи
(Фрагмент
из "Догматики Православной Церкви")
Преп. Иустин Попович
Материя
представлена в человеческом теле, без сомнения, самым загадочным, таинственным
и сложным образом. Мозг?! Какие чудесные тайны совершаются между его материей и
душой! Сколько ни было бы опыта у рода человеческого, никак эти тайны не могут
быть ни поняты, ни осознаны. Только немногие из них доступны человеческому
чувственно-разумному познанию. Точно так же и сердце человеческое — все оно
соткано из небо-земных тайн. Так же сотканы и всякая клетка в теле людском, и
всякая молекула, и каждый атом. Всё и вся — на своем таинственном пути к Богу,
к Богочеловеку. Ведь материя сотворена Богом Логосом, и тем самым она
богоцентрична. Своим пришествием в наш земной мир и своим цепокупным
богочеловеческим домостроительством спасения мира Господь Христос наглядно
показал, что не только душа, но и материя сотворена Богом и для Бога; показал,
что есть Богочеловек. |
|
Рим и Православие: проблема авторитета |
|
|
Рим и Православие: проблема авторитета
Протопресв. Иоанн Мейендорф
Православная
Церковь всегда занимала в экуменическом движении нашего века специфическое
положение, что было неизбежно, так как основные предпосылки и задачи этого
движения обусловлены историческими чертами западного христианства —
римско-католического и протестантского. Теперь, однако, это положение
постепенно меняется в силу того, что понятия "Восток" и
"Запад", сохраняя свой смысл в богословской традиции, потеряли
большую часть своего географического и культурного значения. Православная
Церковь, хотя и оставаясь "религиозным меньшинством", в наши дни
живет и действует в западных странах, в особенности в США. С другой стороны, такие
традиционно православные регионы, как Греция, Балканы и Россия, также сегодня
считаются "Западом", в противовес развивающимся странам Азии и
Африки. |
|
Воскресение жизни. ("Бессмертие" души) |
|
|
Воскресение жизни. ("Бессмертие" души)
Прот. Георгий Флоровский
Должны
ли христиане, будучи христианами, непременно верить в бессмертие человеческой
души? И что на самом деле означает бессмертие в пространстве христианской мысли?
Подобные вопросы только кажутся риторическими. Этьенн Жильсон в своих
Гиффордовских лекциях счел необходимым сделать следующее поразительное
заявление: "В общем, — сказал он, — христианство без бессмертия вполне
осмысленно, и доказательство этому то, что поначалу оно осмыслялось именно так.
По-настоящему бессмысленно христианство без воскресения человека".
Удивительной чертой раннего периода истории христианского представления о
человеке было, по всей видимости, подчеркнутое отрицание ярчайшими авторами
второго века природного бессмертия души. И похоже, что это не странное или
абсурдное мнение отдельных писателей, но скорее всеобщая тенденция того
времени. Не была она полностью утрачена и позднее. |
|
Тайна Преображения Спасителя и тайна спасения |
|
|
Тайна Преображения Спасителя и тайна спасения
Преп. Иустин Попович, перевод Сергея Фонова
На
Своем Богочеловеческом пути в мире сем Господь Иисус Христос провел Свое
человеческое естество и через Преображение как через необходимое событие Своего
Божественного домостроительства спасения человеческого рода. Преобразившись на
Фаворе, Господь показал, что преображение человеческого естества Божественным —
непременное условие в Богочеловеческом подвиге спасения мiра от греха, зла и
смерти. Ведь спасение невозможно без преображения человеческого естества Богом
из греховного в святое, из худого в доброе, из смертного в бессмертное.
Спасение, собственно, и состоит во всестороннем преображении человеческого естества
Богом.
Как
и всё приcущее Спасителю, Его Преображение имеет общечеловеческое значение, ибо
Он, по слову святого Прокла, "преобразился не просто так, а для того чтобы
явить нам грядущее преображение естества" (Свт. Прокл Константинопольский. |
|
Учение о Пресвятой Богородице у святого Иоанна Дамаскина |
|
|
Учение о Пресвятой Богородице у святого Иоанна
Дамаскина
епископ Афанасий (Евтич)
'Ορθόδοξος
θεοτοκολογία
[Православная феотокология]
Справедливо
и истинно Святую Марию называем Богородицею, ибо это имя составляет все
таинство домостроительства. ПВ III,12
1.
Когда при конце своей исповеднической жизни святой Иоанн Дамаскин писал свое
самое главное творение - "Точное изложение православной веры" [1], он
прежде всего подчеркнул Божественное Предание [2] Православной Кафолической
Церкви. Все, что он пишет о Боге, о Святой Троице, о Христе и о Пресвятой
Богородице, черпает он из Божественного Предания, которое нам открыто и
передано Богом через все спасительное домостроительство Христово. "Все,
что передали нам закон и пророки, Апостолы и евангелисты, мы принимаем, познаем
и почитаем; а выше того ничего не ищем... |
|
Символические тексты в Православной Церкви |
|
|
Символические тексты в Православной Церкви
Архиеп. Василий (Кривошеин)
Вопрос
о символических текстах в Православной Церкви, об их месте и значении в
православном богословии и в православном сознании вообще не является новым для
Православной Церкви. Правда, обычно вопрос ставился о так называемых
"символических книгах": существуют ли такого рода "книги" в
Православной Церкви и признает ли она за ними какое-то особое значение, между
тем как составители вышеуказанного раздела избегают, сознательно очевидно,
этого выражения, как спорного и не всеми признаваемого, и пользуются вместо
него выражением "символические тексты". |
|
Бог во плоти. Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа |
|
|
Бог во плоти. Святоотеческое учение о человеческой
природе Господа нашего Иисуса Христа
Свящ. Вадим Леонов
Человек до грехопадения
История
бытия наших прародителей в раю — исключительный период в человеческой истории.
Это даже не история в традиционном смысле слова, ибо мы и в малой мере не
знаем, как можно соотнести наше историческое восприятие фактов, основанное на
опытном свидетельстве в отношении всего произошедшего, с библейским
повествованием о райской жизни. Мы отделены от этой жизни бездной грехопадения,
и с того дня она находится вне нашего личного опыта, за пределом человеческих
воспоминаний, на грани, а, может быть, и за гранью нашей возможности понять.
Поэтому библейское повествование о создании первых людей и их жизни в раю —
это, прежде всего, откровение тайны Божией, которое нам даровано принять верой. |
|
Смысл предания |
|
|
Смысл предания
Протопресв. Иоанн Мейендорф
Апостольская
киригма возвестила миру об историческом событии, происшедшем "при
Понтийском Пилате" в определенное время и в определенных условиях. Это
уникальное событие было, с одной стороны, исполнением всей истории Ветхого
Завета: Иисус Христос есть Тот, о Котором писали Моисей в законе и пророки (Ин.
1, 45). С другой стороны, это был единственный источник всеобщего спасения всех
последующих поколений. По основному смыслу Нового Завета искупительный акт
Христа был совершен единожды и навсегда; ничто не может быть к нему добавлено,
и нет никакого иного пути, чтобы получить от него спасение, кроме как через
слушание Слова Божия, провозглашенного "свидетелями". Церковь именуется
"апостольской" по соотнесению с этими свидетелями, и прилагательное
это употребляется даже в Символе веры с тем, чтобы ясно указать на ее связь с
непосредственными учениками Христа. |
|
Кафоличность церкви |
|
|
Кафоличность церкви
Протопресв. Иоанн Мейендорф
Само
слово "кафоличность" сравнительно недавнего происхождения.
Святоотеческое и вероисповедное Предание знает только прилагательное
"кафолический" и провозглашает нашу веру в Кафолическую Церковь
(katholike ekklesia). Понятие "кафоличность" отражает озабоченность
абстрактными идеями, тогда как настоящим предметом богословствования является
сама Церковь. Может быть, если бы святые отцы разработали особую ветвь богословской
науки под названием "экклезиология" (как это сделало современное
богословие), то они стали бы употреблять термин "кафоличность" как
абстракцию или обобщение прилагательного "кафолический", так же как
они говорили о Божестве (theotes), человечестве (anthrwpotes) и т. д.,
определяя ипостасное единство.
Тем
не менее факт тот, что святоотеческая мысль избегает говорить о свойствах
Церкви in abstracto. У святых отцов также отсутствует стремление ипостасировать
или объективировать саму Церковь. |
|
Богослужение |
|
|
Богослужение.
Знаменский П.В.
Общий взгляд на богослужение.
Христианская
письменность была доступна, разумеется, только людям грамотным; народная же
масса, как и везде, особенно в новопросвещенных странах, училась вере и
приобретала христианское настроение главным образом через церковное
богослужение. Богослужение это, совершавшееся у нас с самого начала на родном
славянском языке, было самым могущественным миссионерским и просветительным
орудием православной церкви и более всего способствовало водворению ее в
русской земле. |
|
Христианская жизнь |
|
|
Христианская жизнь.
Знаменский П.В.
Влияние христианства на перемену
нравственно-религиозной жизни русского народа.
Понятно,
что обрядовое благочестие не могло сдержать особенно сильных проявлению грубых
страстей удельного времени. Это было тяжелое время усобиц; опустошительные
войны шли из года в год то там, то здесь. Князь, строивший в своем городе
церкви и монастыри, подававший милостыню, прославляемый летописцем, как князь
благочестивый, грабил и жег церкви и монастыри в чужом уделе, истреблял чужих
смердов и их животы, и потом на счет чужого добра и чужих, православных же,
святынь украшал свои святыни. То же самое делали жители одного края с жителями
другого. Видим множество жестокостей, в роде ослепления Василька, братоубийства
между князьями рязанскими, убиения князя Игоря киевлянами, Андрея Боголюбского
его дружинниками, ослепления Ростиславичей владимирцами. |
|
Подвижнические и гносеологические главы |
|
|
Подвижнические и гносеологические главы
Преп.
Иустин Попович, перевод С.Фонова
1.
Как только вопрос коснется человеческой души, перед нами раскинется безбрежный
океан ужасающей и Божественной таинственности. А если речь идет о грехе, то
здесь немощнейшее человеческое познание приходит в трепет от его непостижимой
тайны и силы. Душа человеческая в силу самого своего бытия постоянно как бы
переливается через все границы нашего видимого, земного мира и утопает в
потусторонних бесконечностях. Но точно также и грех. И одно, и другое — как бы
не от этого мира, но от того. На самом деле так оно и есть: душа — от Бога,
грех — от дьявола. Когда душа предает себя Богу и живет по Его законам, тогда
ее жизнь постепенно преобразуется в рай. А когда душа поддается греху, ее жизнь
исподволь превращается в ад.
2.
Грех — это единственная неестественная категория в природе человека и космоса. |
|
О человечности и бесчеловечности |
|
|
О человечности и бесчеловечности
епископ Афанасий (Евтич)
Часть 1. У истоков гуманизма: Запад и православный
Восток
Мы
выбрали эту тему, "о человечности и бесчеловечности", так как она
очень актуальна и вопрос этот глубоко христианский.
Мы
привыкли к утверждению ученых мужей о том, что гуманизм возник приблизительно в
XIV веке на Западе, когда началась "эпоха Возрождения" (= обновления)
в искусстве, живописи и литературе, главным образом в Италии, в ее свободных
городах, заинтересовавшихся древнегреческой традицией, литературой, философией,
искусством. Стало общепринятым мнение, что это так или иначе тот гуманизм,
который уделил внимание человеку, в отличие от схоластики, доминировавшей в то
время в Римско-Католической, папской Церкви, навязывающей человеку всё, включая
Бога. Засилье схоластики стало вызывать внутренний протест: человек нуждался в
большей внутренней свободе и в более почтительном отношении к себе. |
|
От крещения русского народа до нашествия монголов и усиления северо-восточной Руси |
|
|
От крещения русского народа до нашествия монголов и
усиления северо-восточной Руси. История Русской Церкви.
Знаменский
П.В.
1. Распространение христианской веры.
Распространение христианства при святом Владимире.
После
крещения киевлян христианство стало распространяться по всей России. Крестив
народ по городам и селам около Киева, митрополит Михаил с епископами и Добрыней
в 990 г. ходили в Новгород, где произошло такое же низвержение Перуна в Волхов,
как в Киеве, и общее крещение народа. Из Новгорода проповедники отправились на
восток по Волге и крестили много народа в Ростове и Ростовской земле. Сам
Владимир посещал с проповедью веры страну Волынскую, крестил в Киеве даже
несколько князей болгарских и печенежских. Дети великого князя, разосланные по
уделам, вероятно, тоже заботились о распространении веры между подвластным
народом. |
|
Учение и духовное просвещение |
|
|
Учение и духовное просвещение. История Русской Церкви.
Знаменский П.В.
Влияние веры Христовой на пробуждение и развитие любви
к учению.
Начало
образования на Руси положено было одновременно с введением христианства,
которое пробудило в русском обществе первую потребность книжного учения,
принесло с собой и первые книги. Учение книжное прежде всего потребовалось для
приготовления самих русских пастырей; затем желание учиться божественному
писанию не могло не проявиться и у лучших из мирян. Пастыри церкви, древние
грамотники и списыватели книг постоянно старались внушать всем и каждому мысль
о важности "почитания (чтения) книжного" и о великой пользе
божественных книг как для спасения души, так и для здешней земной жизни. Первый
же христианский князь св. Владимир, вскоре после крещения народа, стал заводить
училища и насильно отбирать детей лучших граждан в ученье книжное;
"матери, - рассказывает летопись, - плакали по них, как по мертвым. |
|
<< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 >> |
|
|
|
|
|
|
|
Анекдот
|
Приходит бабка в дежурку:
- Помогите, кошелек украли.
- А где украли-то бабушка?
- В поселке.
- Это не к нам. Идите вы в ПОПу.
- Куда-куда?
- В поселковый отдел полиции.
Приходит бабка куда ее послали:
- Помогите, кошелек украли!
- А где украли-то?
-? Да на вокзале.
- Это не к нам, идите вы в ЖОПу.
- Куда-куда?
- В железнодорожный отдел полиции.
- И где вас таким словам-то учат?
- Где где... в... ... . В... Правительственном Институте Защитников Демократии...
|
|
показать все
|
|