|
|
|
|
|
|
|
|
Александр Николаевич Серов |
|
|
Александр Николаевич Серов
/1820—1871/
Серов
вошел в историю русской музыкальной культуры как один из выдающихся и
разносторонних деятелей 50—60-х годов. Он был, наряду со Стасовым, крупнейшим
представителем нового этапа в развитии передовой русской музыкальной критики,
ученым-исследователем, одним из основоположников русской науки о музыке, а
также композитором — создателем оперных произведений, сыгравших значительную
роль в развитии русского музыкально-театрального искусства.
Особенно
велико историческое значение критической и научно-музыкальной деятельности
Серова. Большое влияние на формирование его художественных взглядов имело
личное общение с Глинкой, а также изучение критических трудов революционных
демократов. Принципы передовой русской литературной критики во многом
определили и характер выступлений Серова. |
|
Александр Сергеевич Даргомыжский |
|
|
Александр Сергеевич Даргомыжский
/1813—1869/
Дело
Глинки продолжил Даргомыжский, его младший современник, друг и последователь,
страстный почитатель Пушкина. Подобно своим великим учителям, он был убежденным
поборником национально-самобытного, подлинно народного и глубоко человечного по
содержанию искусства. Но он принадлежал уже другому поколению и другой эпохе.
Он
был сверстником Лермонтова, Герцена, Белинского. Сознательная жизнь его
началась в условиях николаевской реакции, последовавшей за восстанием
декабристов. «Разбуженные этим великим днем, мы увидели только казни и
изгнания, — писал о своем поколении Герцен. — Принужденные к молчанию... мы
выучились сосредоточиваться, вынашивать свои думы — и какие думы!.. то были
сомнения, отрицания, злобные мысли». И хотя Даргомыжский, особенно в молодости,
был далек от политики, новые веяния не могли не коснуться и его. Во всяком
случае, его мироощущению были чужды глинкйнская стройность, ясность, уравновешенность. |
|
Мстислав Леопольдович Ростропович |
|
|
Мстислав Леопольдович Ростропович
/1927/
27
марта 1927 года в Баку у супругов Ростроповичей родился сын Мстислав. Его отец
был преподавателем Бакинской консерватории, поэтому Леопольд Витольдович, рано
заметивший музыкальные способности сына, и стал его первым учителем. Вскоре
перед Ростроповичем встал вопрос серьезного обучения детей. Вероника играла на
скрипке, а Слава, музыкальный талант открылся очень рано, уже в четыре года
подбирал на рояле по слуху довольно сложные произведения и к тому же обнаружил
тягу к композиции. Стремление дать детям лучшее образование побудило отца
переехать в Москву.
Музыкальное
дарование мальчика становилось все более очевидным. В первых выступлениях Слава
исполнял на рояле свои маленькие пьески. К виолончели его потянуло в возрасте
восьми-девяти лет. Подумывали о том, чтобы нанять для него учителя, но мальчик
воспротивился этому. Он любил отца всем сердцем, восхищался им, подражал его
повадкам, речи, мог часами слушать его игру. |
|
Звуки, питающие мозг энергией |
|
|
Звуки, питающие мозг энергией
«Некоторые
звуки действуют ничуть не хуже, чем пара чашек кофе», — говорит выдающийся
французский специалист в области изучения слуха Альфред Томатис. Это означает,
что мы можем использовать музыку в качестве тонизирующего средства.
Еще
со времен, когда человечество впервые создало музыку, она служила его
повседневным целям. Колыбельные, военные, морские песни — список настолько же
длинен, как и история и культура. В наши дни высоких технологий Томатис открыл
высокотехнологичный метод раскрытия внутренней силы звука, силы, которая в
действительности обладает «сверхсилой» для повышения ментальных способностей,
оздоровления и энергетической подпитки.
По
утверждению Томатиса, «звук, может быть неординарным источником энергии».
Сегодня, в свои семьдесят лет, он все так же энергичен, ему достаточно для сна
три-четыре часа в сутки, потому что когда он работает, в качестве фона звучит
специальная музыка. |
|
Музыка в голове |
|
|
Музыка в голове
Норман Уэйнбергер
Музыка
окружает нас повсюду. При звуках мощного оркестрового крещендо на глаза
наворачиваются слезы и по спине бегут мурашки. Музыкальное сопровождение
усиливает художественную выразительность фильмов и спектаклей. Рок-музыканты
заставляют нас вскакивать на ноги и танцевать, а родители убаюкивают малышей
тихими колыбельными песнями.
Любовь
к музыке имеет глубокие корни: люди сочиняют и слушают ее с тех пор, как
зародилась культура. Более 30 тыс. лет назад наши предки уже играли на каменных
флейтах и костяных арфах. Похоже, это увлечение имеет врожденную природу.
Младенцы поворачиваются к источнику приятных звуков (консонансов) и
отворачиваются от неприятных (диссонансов). А когда мы испытываем благоговейный
трепет при финальных звуках симфонии, в головном мозге активизируются те же
центры удовольствия, что и во время вкусной трапезы, занятий сексом или приема
наркотиков. |
|
Богослужебное пение и светская музыка — в перспективе нараставших различий |
|
|
Богослужебное пение и светская музыка — в перспективе
нараставших различий
Медушевский В. В.
Богослужебное пение
Генеральная
ориентация относительно центра — Бога - Центростремительная (жажда близости
Богу).
Следствие
исходной Ориентации в духе - Торжество плиромности; приятие тварной красоты
лишь как откровения красоты Божественной.
Последствие
в макроформе - Всякое песнопение разомкнуто в богодухновенное
"Сверхпроизведение" богослужения, объемлющее тысячелетия, — подобно
тому, как "разомкнута" в мир Божий сама личность человека (соборная
по определению).
Следствия
в семиозисе - Молящийся в песнословии человек предстоит пред Богом. В
онтологическом (бытийственном) просторе богообщения тает граница и уменьшается
дистанция между кающимся человеком и Богом. Действием благодати отверзается ум
и расширяется сердце для приятия истины и жизни в Божией реальности. |
|
Авторская песня как предмет литературоведческого, лингвистического и междисциплинарного изучения |
|
|
Авторская песня как предмет литературоведческого,
лингвистического и междисциплинарного изучения
Ничипоров И. Б.
Идея
синтезирующего взаимообогащения искусства слова и музыки, живописного,
пластического искусств явилась одной из ключевых в художественном сознании ХХ
века. Глубоко осмысленная в теоретических построениях и творческой практике
Серебряного века, эта тенденция и в последующие десятилетия литературного
развития в значительной мере предопределила процессы обновления жанрово-родовой
системы литературы, стимулировала возникновение характерных для
постклассической эпохи синтетических жанровых образований. Как писал еще
А.Белый в статье "Будущее искусство" (1910), "это стремление к
синтезу выражается отнюдь не в уничтожении граней, разъединяющих две смежные
формы искусства; стремление к синтезу выражается в попытках расположить эти
формы вокруг одной из форм, принятой за центр…"[1] . |
|
Духовно-нравственный анализ музыки |
|
|
Духовно-нравственный анализ музыки
Медушевский В. В.
Предисловие
Духовно-нравственный
кризис, лежащий в сердцевине системного кризиса страны и человечества
(угрожающее загрязнение природы и культуры, в частности, ее звуко-нравственная
нечистота, преступность, наркомания, стремительный прогресс болезней,
близящееся исчерпание энергетических ресурсов и пр.), стремительно углубляется.
— Потому от всех людей во всех сферах культуры и жизни требуются новые
нравственные усилия.
Что
ждать от анализа великой музыки? В ней — богатейшие потенции воспитания
общества. Они не востребованы ныне. Умалены по причине духовной сниженности
исполнительских и теоретических интерпретаций, что связано с утратой человеком
смысла жизни на земле. |
|
Народная музыка башкир |
|
|
Народная музыка башкир
Башкирский
музыкальный фольклор представлен вокальными и инструментальными произведениями.
К вокальной музыке относятся обрядовые напевы (заклички дождя и солнца,
свадебные напевы), напевы эпических сказаний, песенные вставки в сказках,
кубаиры, баиты, мунажаты, книжные напевы ("Мухамадия", "Юсуф и
Зулейха" и др.), звукоподражательные попевки, сольное двухголосное
гортанное пение (узляу) и лирические песни, отличающиеся разнообразием тематики
и музыкальной стилистики. Среди них выделяются протяжные песни узун-кюй,
короткие быстрые песни кыска-кюй, плясовые песни такмак и др. Кроме того, в
соответствии с возрастными группами различаются детские песни (игровые,
колыбельные, песни-потешки) и молодежные (хороводно-игровые).
К
инструментальной музыке относятся инструментальные версии песенных мелодий
(напр. |
|
Музыкальная эстетика античного периода |
|
|
Музыкальная эстетика
античного
периода.
Денеш Золтаи
Магия
и миф
Исследование
начала сложных исторических процессов ставит трудные для историка теоретические
задачи. Далекое прошлое кануло в Лету, и мы очень редко располагаем прямыми
свидетельствами для его освещения. Теоретическое же воспроизведение, напротив,
усложняется вследствие того момента относительности, который постоянно и,
пожалуй, с необходимостью присутствует в любом начале, происхождении и
возникновении. Когда нам приходится исследовать истоки музыкального мышления,
то далеко не достаточно просто установить, где берет начало посвященная музыке
теоретическая литература и кто первым сделал предметом осознанной рефлексии
сущность, ценность и воздействие музыки. И в этом случае источник питается
скрытыми кровеносными сосудами. Его «неожиданный» выход останется непостижимой
тайной, если мы не проследим его происхождение.
Предыстория
музыкальной эстетики восходит к доисторическому периоду. |
|
Aбдулгадир Мараги - ученый, композитор, музыкант |
|
|
Aбдулгадир Мараги - ученый, композитор, музыкант
Расцвет
музыкально-теоретической мысли в XIII-XV веках на Ближнем и Среднем Востоке
связан с именами великих азербайджанских ученых и музыкантов - Сафиаддина
Урмави и Абдулгадира Мараги.
Абдулгадир
бин Гейби Мараги был высокоодаренным и разносторонне образованным музыкантом,
певцом, исполнителем на многих музыкальных инструментах. Автор музыкальных
сочинений, обладатель аналитического ума, Мараги создал труды, оказавшие
большое влияние на развитие музыкально-теоретической мысли. Английский
ученый-востоковед Генри Д. Фармер назвал Мараги "последним классиком"
средневековой науки о музыке. В середине XIV века империя монгольских правителей
Хулагуидов, избравших Южный Азербайджан центром своих обширных владений,
распалась. На севере Азербайджана (Ширван) восстановила свою самостоятельность
династия Ширваншахов. В остальной части страны укрепилось тюркская династия
Джелаиридов. |
|
Азербайджанский мугам |
|
|
Азербайджанский мугам
Богатое
художественное наследие Азербайджана сконцентрировало в себе многовековые
традиции народного и профессионального творчества. Его широко распространенные
виды - прикладное искусство: ковроткачество, ювелирное искусство; устное
народное творчество: эпос, сказки, легенды, поговорки, загадки; наконец,
музыкальное искусство; народная музыка, профессиональная музыка устной традиции
- отмечены ярко национальными чертами.
Не
случайно, основоположник азербайджанской профессиональной музыки Узеир
Гаджибеков, касаясь истории азербайджанского искусства писал в 1948 году в
своей статье "Цветущее искусство Азербайджана": "Культура и
искусство Азербайджана имеет древнюю историю. Великие представители
азербайджанской поэзии и музыки Низами, Физули, Абд-аль Кадыр Мараги, Сафи
ад-дин Урмеви и другие известные всему миру личности. |
|
Ниязи |
|
|
Ниязи
В
1994 году в Баку открылся филиал Государственного музея музыкальной культуры
Азербайджана - музей-квартира выдающегося азербайджанского и мирового дирижера
и композитора Ниязи (1912-1984) - лауреата премии имени Узеира Гаджибекова
(1967) и международной премии имени Джавахалара Неру (1975). Музей был
торжественно открыт президентом Азербайджанской Республики Гейдаром Алиевым.
Потомок
известной музыкальной династии Гаджибековых, Ниязи стал первым азербайджанским
профессиональным дирижером, получившим мировое признание. Его заслугой как
дирижера является создание и воспитание в течение 60 лет
высокопрофессионального музыкального коллектива - филармонического
симфонического оркестра имени У. Гаджибекова, а возглавив Театр оперы и балета
имени М.Ф. Ахундова, Ниязи способствовал явному подъему исполнительского
мастерства и разнообразию репертуара.
Ниязи
одним из первых в СССР наладил творческие связи с Турцией, исполнив сочинения
А. Сайгуна, Н. Аксеса, Дж. |
|
Азербайджанская музыка. Фольклор |
|
|
Азербайджанская музыка. Фольклор.
Культура
и искусство азербайджанского народа имеют многовековую историю. Фольклорная
музыка существует многие тысячелетия. Примерно к V тысячелетию до нашей эры
относятся обрядовые танцы типа "Яллы" (наскальные рисунки Гобыстана,
в 25 километрах от Баку, гора Гемигая близ Нахичевани). О богатой музыкальной
культуре Азербайджана свидетельствуют и литературные источники (народный эпос
"Китаби Деде Коркуд"), произведения корифеев азербайджанской
классической поэзии - Низами, Мехсети, Насими, Физули, Вагифа и других.
О
высокой музыкальной культуре азербайджанского народа также красноречиво говорят
и музыкальные трактаты выдающихся ученых Средневековья - Сафеддина Урмеви,
Абдул Кадыра Мараги, его сына Азиза, Нуреддина Мараги, Мирзы бея и других.
Глубокая древность азербайджанской народной музыки заложена в мугамах, ашугских
дастанах, теснифах. Другие жемчужины устной традиции - ренки, диринге,
гозеллеме, гошма, шикесте, кереми. |
|
Рашид Бейбутов |
|
|
Рашид Бейбутов
Поезд
шел по ночной Индии. Он вез в Хайдарабад делегацию советских артистов. Свет в
вагонах погас, и М. Плисецкая, М. Тургунбаева, М. Михайлов, Л. Масленникова, Р.
Бейбутов и другие артисты уже готовились ко сну. Внезапно поезд резко
остановился. Начал нарастать неясный гул толпы. Голоса зазвучали отчетливей,
слились в дружное скандирование: "Ра-шид Бей-бу-тов! Ра-шид
Бей-бу-тов!" Это жители окрестных сел прегради путь поезду, в котором ехал
Рашид Бейбутов, - они хотели видеть и слышать великого певца. И он пел им.
Прямо со ступенек вагона. В море аплодисментов тонули азербайджанские и
индийские песни. Не скоро индийские крестьяне отпустили артиста, и потом поезд
быстро пошел вперед, нагоняя потерянное время.
Думается,
не многие певцы смогут найти в своей творческой биографии примеры подобной
популярности. А Рашид Бейбутов удивительно популярен. Его знают и любят не
только во всех уголках планеты. |
|
Дом-музей Узеира Гаджибекова |
|
|
Дом-музей Узеира Гаджибекова
Государственный
Мемориальный Дом-Музей Узеира Гаджибекова (1885-1948) гостеприимно распахнул
свои двери в знаменательные дни празднования 90-летия со дня рождения великого
композитора.
Узеир
Гаджибеков - классик азербайджанской музыки, с именем которого связано рождение
и становление национальной композиторской школы, крупный ученый и педагог,
блестящий публицист и драматург. Узеир Гаджибеков, подобно Глинке, Шопену, Сметане,
Григу - это эпоха в истории национальной культуры. Экспозиция музея знакомит
посетителей с яркими страницами его жизни и творчества. Здесь можно узнать о
юных годах будущего композитора, периоде его учебы в Шуше, Горийской семинарии,
а затем в Петербургской консерватории. На стенах кабинета-гостиной - фотографии
друзей и соратников Узеир-бека, не раз бывавших в этом доме. Гости музея
знакомятся с бережно сохраненными личными вещами композитора.
Здесь
все так, как было при его жизни. |
|
История Electroclash |
|
|
История Electroclash
Обратимся
к истории. Понятие "Electroclash" появилось относительно недавно - в
начале октября 2001 года, когда в Нью-Йорке состоялся art-fashion-music
фестиваль, который проходил в течение пяти дней и собрал коллективы и
исполнителей, последнее время активно занимавшиеся внедрением в общественные
массы нового культурного явления, интерпретирующие музыкальные образы начала
80-х в стильные, яркие, новомодные реалии настоящего.
Главным
идеологом и организатором этого действа выступил LARRY TEE - персонаж,
безусловно, скандальный и музыкально-активный. Именно он ввел термин
"электроклэш", объединивший музыку, которую, начиная с конца 90-х
годов, как только не называли: экспериментальное электро, электро-панк,
нео-синти-поп, ретроэлектро и др. |
|
Drum_and_Bass |
|
|
Drum_and_Bass
Британское
происхождение
Ранний
джангл был ответвлением рейва (также известного как хардкор), сосредоточенного
на брейкбите. Как было упомянуто выше, в нём были соединены дабовый бас с
быстрым хип-хоповым брейкбитом в поздних 80-х, когда культура рейва и экстази
достигла успеха в Великобритании. Когда развился более басовый, тяжёлый и
быстрый саунд, джангл стал обнаруживать свои собственные отличительные черты.
После
большего совершенствования продюсерами-первопроходцами, звук стал более
урбанистичным, включая в себя напевы из регги, дабовый бас, но также все более
сложные быстрые, стремительные биты. К 1955 году появилось встречное движение,
названное «intelligent drum and bass», реализованное диджеем LTJ Bukem и его
лейблом Good Looking. Некоторые считают, что переход к «разумному» джанглу был
осознанным и согласованным ходом основных диджеев и продюсеров против культуры,
которая наполнялась жестокими элементами «гангста». |
|
Мемориальный дом-музей Бюль-Бюля в Баку |
|
|
Мемориальный дом-музей Бюль-Бюля в Баку
Бюль-Бюль
(1897-1961) (в переводе с азербайджанского Соловей) - неповторимое явление в
вокальном искусстве, его актерская жизнь золотыми буквами вписана в историю
мировой культуры. Он вошел в число корифеев мирового и азербайджанского
музыкального искусства.
Бюль-Бюль
прошел большой творческий путь от народного ханенде до выдающегося мастера
вокального искусства, обогатившего своим творчеством мировую вокальную
культуру. С точки зрения европейской вокальной культуры, он представляет собой
феномен, не имеющий аналогов в мировой вокальной практике. Бюль-Бюль первый
вокалист, который со специфического восточного пения перешел на европейскую
школу пения и, синтезировав лучшие приемы азербайджанского национального пения
с русской и европейской школой, создал в Азербайджане новую вокальную школу. |
|
История Hip-Hop |
|
|
История Hip-Hop
История
хип-хопа, как можно вычитать из большой красной советской энциклопедии,
началась в 1969 году в Южном Бронксе - черном гетто Нью-Йорка. Правда, словца
"hip-hop" тогда еще не было - DJ Африка Бамбаатаа выдумал его пять
лет спустя, когда повзрослевшая культура уже нуждалась в общем названии. А в
1969-ом другой легендарный DJ, Кул Херк, придумал другое слово:
"b-boys" - сокращение от "break boys" - "парни,
пляшущие в брэйках".
Всякая
субкультура начинается с имени. Битники, хиппи, панки, растаманы, даже русские
нигилисты прошлого века - все осознавали себя движением лишь после того, как
обыватели нарекали их какой-нибудь оскорбительной кликухой. Это естественный
ритуал - в Африке младенец не считается человеческим существом, пока община не
даст ему имя.
И
вот Кул Херк придумал словечко "b-boys". |
|
<< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 >> |
|
|
|
|
|
|
|
Анекдот
|
Бомж подходит к двум студентам, идущим по улице... Один категорически отказывается дать ему денег, другой порылся в кармане - и дал бомжу несколько рублей.
- Зачем ты это сделал?! - спрашивает первый. - Ты же знаешь, что он всё потратит на водку!
- А мы?.. |
|
показать все
|
|