|
|
|
|
|
|
|
|
От «Барышни-крестьянки» к «Дубровскому» |
|
|
Как
известно», Барышня-крестьянка» впервые была опубликована в 1831 году в составе
книги под заглавием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.».
«Барышне-крестьянке» в этом сборнике предшествовали «Выстрел», «Метель», «Гробовщик»
и «Станционный смотритель». «Повести Белкина» стали первым целостным и законченным
произведением Пушкина-прозаика, появившимся в печати. Пушкин держал их в
секрете и особенно беспокоился о впечатлении, которое они произведут на
читателя. В письме к своему другу и издателю П.А.Плетневу он поминал о них с
пометой «весьма секретное – для тебя единого»: «Написал я прозою 5 повестей…
<…> которые напечатаем также Anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо
Булгарин заругает».
Однако
особая секретность этого сообщения объяснялась не только стремлением Пушкина
укрыть своего прозаического первенца от критических нападок бульварной
булгаринской газеты «Северная пчела». |
|
М.Ю. Лермонтов: жизнь и творчество |
|
|
Михаил
Юрьевич Лермонтов родился в ночь со 2 (14) на 3 (15) октября 1814 г. в Москве. Раннее
детство Мишеля было исполнено драматических событий, придавших
общеромантическим мотивам одиночества и отверженности глубоко личный, нетрафаретный
смысл. Отец, Юрий Петрович Лермонтов, потомок шотландского офицера, переселившегося
в России в XVII веке, был небогатым армейским капитаном. Мать, Мария Михайловна,
урожденная Арсеньева, напротив, принадлежала к весьма состоятельному роду.
Бабушка по матери Елизавета Арсеньевна, дама уверенная в себе и властная, питала
к зятю стойкую неприязнь. Мать умерла очень рано, в 1817 году, в возрасте
двадцати одного года. Поэт сохранил о ней лишь смутные, но идеальные
воспоминания; по-видимому, воспоминания о ней отражены в светлых песнях ангела
из одноименного стихотворения.
После
кончины матери бабушка взяла Мишеля (в котором души не чаяла) в свой дом, отстранив
отца от воспитания ребенка. |
|
Поэзия Владислава Ходасевича |
|
|
Владислав
Фелицианович Ходасевич родился в Москве 16 (28-го по новому стилю) мая 1886 г. В очерке
«Младенчество. Отрывки из автобиографии» он так истолковал значение времени
своего появления на свет: «<…> Я, так сказать, опоздал родиться и с тех
пор словно всё время бессознательно стараюсь наверстать упущенное. Старший из
моих братьев был на целых двадцать два года старше меня, а сестра, ближайшая ко
мне по времени рождения, — на одиннадцать. Когда я родился, отцу шел пятьдесят
второй год, а матери — сорок второй. В семье очутился я Веньямином (имеется в
виду любимый младший сын праотца Иакова Вениамин. — А. Р.), поскребышем, любимцем.
Надо мною тряслись, меня баловали - всё вместе довольно плохо отразилось на
моем здоровье, на характере, даже на некоторых привычках. <…>
Мое
опоздание помешало мне даже в литературе. Родись я на десять лет раньше, был бы
я сверстником декадентов и символистов: года на три моложе Брюсова, года на
четыре старше Блока. |
|
Русский Катулл от Феофана Прокоповича до Пушкина |
|
|
Рецепции
Катулла в русской поэзии до сих пор не были предметом специальной работы.
Внимание исследователей привлекали лишь отдельные аспекты этой темы. [i]
Между тем она представляет немалый интерес. Вопреки
распространенному мнению, Катулл в России был довольно популярен, хотя
переводили его мало. Причина этого – в самом характере поэзии Катулла. Его
скоптика полна брани и непристойностей, цикл стихов к Лесбии поражает
откровенностью любовного чувства. И все же Катулл оказал глубокое и
плодотворное влияние на многих русских поэтов. Наряду с внешними проявлениями
интереса к лирике знаменитого римского поэта, их творчество обнаруживает и
внутренние связи на уровне тем, образов и сюжетов, которые через различные
посредствующие звенья протянулись в новую русскую литературу от стихов, написанных
еще в I веке до новой эры.
Очерк
восприятия Катулла в России мы заканчиваем 1830-ми годами, лишь бегло очертив
дальнейшую перспективу. |
|
«Проза, выстраданная как документ»: колымский эпос В.Шаламова |
|
|
В
истории литературы ХХ века «Колымские рассказы» (1954 – 1982) В.Шаламова стали
не только значительным явлением лагерной прозы, но и своеобразным писательским
манифестом, воплощением оригинальной эстетики, основанной на сплаве
документализма и художественного видения мира, открывающем путь к обобщающему
постижению человека в нечеловеческих обстоятельствах, к осознанию лагеря в
качестве модели исторического, социального бытия, миропорядка в целом: «Лагерь
– мироподобен. В нем нет ничего, чего не было бы на воле, в его устройстве, социальном
и духовном» . Основополагающие постулаты эстетики художественного
документализма сформулированы Шаламовым в эссе «О прозе» (1965), которое служит
ключом к интерпретации его рассказов. Исходным выступает здесь суждение о том, что
в современной литературной ситуации «потребность в искусстве писателя
сохранилась, но доверие к беллетристике подорвано» . |
|
Осип Эмильевич Мандельштам |
|
|
Имя
выдающегося русского поэта Осипа Эмильевича Мандельштама (1891-1938) достаточно
известно. Вышедшие в последние годы сборники его произведений сделали доступным
для широкого круга читателей литературное наследие О. Мандельштама и открыли
его не только как замечательного мастера лирической поэзии и переводчика
мировой художественной классики, но и как автора уникальной прозы: автобиографических
повестей и философских эссе, глубоких по мысли статей и очерков о литературе, искусстве,
культуре.
Поэтическое
наследие О. Мандельштама – около 600 произведений различных жанров, размеров, тем,
включая стихи для детей, шуточные стихотворения и переводы. Не менее
разнообразна и проза поэта автобиографические очерки-воспоминания, составившие
повесть «Шум времени», фантастико-реалистический мини-роман «Египетская марка»,
исповедально-обличительная «Четвертая проза», циклы путевых и городских
зарисовок, театральные и киновпечатления. Ярко проявил себя О. |
|
Борис Пастернак |
|
|
Жить
и сгорать у всех в обычае.
Но
жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда
ей к славе и величию
Своею
жертвой путь прочертишь.
Многие
годы прошедшие со дня рождения Бориса Пастернака до неузнаваемости изменили
образ существования людей. Его детство и юность пришлись на последнее
десятилетие исторически устоявшегося уклада русской и – шире – европейской
жизни. Конец 19 и начало 20 века еще долго именовались в обиходе «мирным
временем».
Повесть
наших отцов,
Точно
повесть
Из
века Стюартов,
Отдаленней,
чем Пушкин,
И
видится
Точно
во сне, -
Констатировал
Пастернак в 1925 году. За прошедшее с тех пор время значение этих слов многократно
усилилось. Поразительны перемены в духовной жизни, в искусстве, отношении к
нему и историческим надеждам, связанным с деятельностью художников. |
|
А. Платонов. "На заре туманной юности" |
|
|
Андрей
Платонов родился 20 августа (1 сентября) 1899г. в пригороде Воронежа, Ямской
слободе. Рассказ «На заре туманной юности» впервые был напечатан под названием
«Ольга» в «Новом мире» №7 в 1938 году. В этом рассказе повествуется о
девочке-сироте.
Родители
Ольги умерли от тифа в гражданскую войну, когда ей было 14 лет. Некоторое время
она пожила дома, а потом решила ехать к своей тёте, как велела ей при жизни
мать. Когда девушка пришла на станцию, то встретила помощника машиниста, который
накормил сироту печёной картошкой. Вечером пришёл красноармейский поезд, солдаты
дали девочке хлеба и супа и положили спать, укрыв её двумя шинелями. Утром
красноармейцы разбудили Ольгу и дали в дорогу хлеба и сала. Только к вечеру
этого дня девочка нашла свою тётю. Но женщина не обрадовалась ей, даже не
пустила в дом, сославшись на только что вымытые полы, и сказала, чтобы она не
сидела на траве её двора. Только поздно вечером её наконец-то впустили в дом. |
|
Мотив дороги и его философское звучание в литературе ХIХ века |
|
|
В
жизни каждого человека бывают такие мгновения, когда хочется выйти на простор и
отправиться «в прекрасное далеко», когда поманит вдруг тебя дорога в
неизвестные дали. Но дорога – это не только путь следования. В литературе
ХΙХ века образ дороги представлен в разнообразных значениях. Это
многообразие понятия дороги помогает читателю глубже осознать и понять величие
творения классиков, их взгляды на жизнь и окружающее общество, на
взаимодействие человека и природы. Пейзажные зарисовки, связанные с восприятием
дороги, зачастую несут в себе идейную направленность всего произведения или
отдельно взятого образа.
Дорога
- это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и
в творчестве многих писателей-классиков, таких, как А.С.Пушкин, М. Ю.
Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н.А. Некрасов, Н.С. Лесков.
Тема
реферата выбрана неслучайно: мотив дороги заключает в себе большой идейный
потенциал и выражает различные чувства лирических героев. |
|
Когда я думаю о современной России |
|
|
Когда
я думаю о современной России… Действительно, а когда я думаю о современной
России? Попробуем проанализировать.
Обычный
день, обычные дела, обычное маршрутное такси, знакомые песни из обычного
радиоприемника… И вдруг хриплый голос из динамика: «Сегодня на трассе Уфа –
Москва произошло дорожно – транспортное происшествие, все выжившие пассажиры
были доставлены в центральную больницу города Уфы…» «Да», думаю я – «век научно
технического прогресса… Сколько благ он принес человеку, сколько новых открытий
сделано нами, покоряем космос, разрабатываем колайдер… Но сколько положено
жизней, сколько людских трагедий совсем рядом…».
Обычный
день, обычные заботы, обычное маршрутное такси, знакомые песни из обычного
радиоприемника… И вдруг бодрый голос диктора все из того же динамика: «Сборная
нашей страны выиграла первую золотую медаль!». |
|
С. Т. Аксаков и А. С. Пушкин |
|
|
С. Т. Аксаков и А. С. Пушкин
Кибальник С.А.
Тема
эта, неоднократно затрагиваемая в общих работах о Сергее Тимофеевиче Аксакове,
частных статьях и публикациях, посвященных отдельным конкретным моментам личных
и творческих взаимоотношений Аксакова и Пушкина, тем не менее, до настоящего
времени не стала предметом особой, обобщающей работы. Между тем, обилие накопленного
материала делает такую работу необходимой. Критическое рассмотрение всего
имеющегося материала во всей его совокупности позволяет по-новому взглянуть на
отдельные частные аспекты этой темы и попытаться решить ее в общем плане.
Некоторая
парадоксальность проблемы творческого соотношения этих двух больших писателей
состоит в том, что, будучи старшим современником Пушкина, С. Т. Аксаков,
начавший писать в позднем возрасте, сформировался как писатель на основе
творческих открытий Пушкина. «Родившись за восемь лет до Пушкина и за
восемнадцать лет до Гоголя, он как писатель, – отмечал С. И. |
|
“Видимо, никому из нас не сделаться памятником”: реминисценции из пушкинских стихотворений о поэте и поэзии у И.А. Бродского |
|
|
“Видимо, никому из нас не сделаться памятником”: реминисценции из
пушкинских стихотворений о поэте и поэзии у И.А. Бродского
Ранчин А. М.
Первоначально
Бродский ищет в пушкинских стихах о поэте и поэзии свидетельства неизбежной
гибели, обреченности каждого истинного стихотворца. Такому самовосприятию соответствовал
взгляд на судьбу Бродского как на воплощение или частный случай участи всякого
истинного поэта — гонимого страдальца. Показательно замечание Анны Ахматовой по
поводу ареста и ссылки Бродского: “Неблагополучие — необходимая компонента
судьбы поэта, во всяком случае поэта нового времени. Ахматова считала, что
настоящему артисту, да и вообще стоящему человеку, не годится жить в роскоши.
<...> Когда Бродского судили и отправили в ссылку на север, она сказала:
“Какую биографию делают нашему рыжему! Как будто он кого-то нарочно нанял”. А
на вопрос о поэтической судьбе Мандельштама, не заслонена ли она гражданской,
ответила: “Идеальная”” (Найман А. |
|
Проблема счастья в романе А. Платонова «Счастливая Москва» |
|
|
Проблема счастья в романе А. Платонова «Счастливая Москва»
Л.В. Червякова, Саратовский
государственный университет, кафедра новейшей русской литературы
Роман
А. Платонова «Счастливая Москва» - произведение чрезвычайно насыщенное идейно и
неоднозначное. Его осмысление в платоноведении отличается дискуссионностью.
Исследователи нередко высказывают противоположные точки зрения. Так, например, Б.
Соколов, сопоставляя роман А. Платонова с «Мастером и Маргаритой» М. Булгакова,
утверждает, что «в “Счастливой Москве” на сатиру нет даже намека», «у Платонова
иронии нет»1, тогда как С. Залыгин2 подчеркивает ироническое звучание заглавия
романа, а Н. Корниенко, проводя параллель с Булгаковым, усматривает сходство
именно в «сатирическом отношении к современному московскому центру
литературы»3.
Неоднозначно
оцениваются и герои романа, их жизненные итоги. |
|
«Афинская звезда». Николай Гнедич |
|
|
«Афинская звезда». Николай Гнедич
Кибальник С.А.
На
картине художника Григория Чернецова «Парад на Царицыном лугу» в группе
писателей «по соседству» с Жуковским, Пушкиным, Крыловым изображен еще один
поэт. Он стоит чуть поодаль, незаметно, как бы в стороне – виден только отворот
шинели, белый воротник сорочки, высокий цилиндр, строгий, прямой профиль. Это
Николай Гнедич, поэт и создатель прославленного перевода «Илиады» Гомера – лицо
менее известное по сравнению с его замечательными друзьями-«соседями», но не
менее примечательное.
Художник
не случайно изобразил Гнедича в профиль. В детстве поэт перенес оспу, которая
лишила его правого глаза и оставила, по словам мемуариста, «глубокие рябины и
рубцы на темно-бледноватом лице, которое было, впрочем, оклада правильного и
даже приятного…».
Гнедич
изображен на втором плане, как бы в тени. Таким он и остался до сих пор –
малоизвестной, теневой фигурой в созвездии блестящих талантов тогдашней
словесности. |
|
Поэтика психологических характеристик в повести В.Астафьева «Пастух и пастушка» |
|
|
Поэтика психологических характеристик в повести В.Астафьева «Пастух и
пастушка»
Ничипоров И. Б.
Психологическая
глубина творимой автором картины мира задана уже в центральной, помещенной в
первой части повести трагедийной сцене, запечатлевшей, как за баней, «возле
картофельной ямы» [1, с.307], «лежали убитые старик и старуха». В россыпи
предметно-бытовых подробностей (их бедные одежды, «в сумке лепехи из мерзлых
картошек») проступает сложное сочетание проявлений душевного потрясения ужасами
войны, навсегда отпечатавшегося в их «горестных потухших лицах», и отчаянного, пребывающего
на грани осознанного и инстинктивного начал стремления даже в этих условиях
сберечь устойчивые нравственные ориентиры мирного бытия, предстать перед судом
вечности, «прикрывая друг друга», «обнявшимися в этот смертный час». |
|
Достоевский и Гоголь. О повести «Дядюшкин сон» |
|
|
Достоевский и Гоголь. О повести «Дядюшкин сон»
Кибальник С.А.
«Литературоведы-краеведы
могут сколько угодно гадать, – справедливо отмечал В.А.Туниманов, – какой
именно сибирский город послужил прототипом для Мордасова – Омск, Семипалатинск
или Барнаул. Усилия их будут тщетны. Неопровержима только литературная
родословная Мордасова». В сравнении с изображенным в произведениях Достоевского
1840-х годов «гораздо ярче, конкретнее, детальнее» петербургским бытом, в
«Дядюшкином сне» – «несколько скупых и чрезвычайно обобщенных штрихов. Они
обычно столь же невыразительны и одноцветны, как и в письмах Достоевского, так,
например, характеризовавшего барнаульцев: “О барнаульских я не пишу вам. Я с
ними со многими познакомился; хлопотливый город, и сколько в нем сплетен и
доморощенных Талейранов!” (Письма, 1, 204). Ничего конкретного, но духовный
“климат” такой же, как в Мордасове и губернском городе “Бесов”.
Общепровинциальный, стандартный колорит». |
|
К вопросу о структуре сакрального ономастикона |
|
|
К вопросу о структуре сакрального ономастикона
Бугаева И.В.
Исследование
сакрального ономастикона позволяет получить богатые и разнообразные сведения о
религии, истории и культуре народа. В.П. Нерознак считает, что
лингвокультурологически значимой является энциклопедическая информация, стоящая
за именем [Нерознак 1983].
Сакральный
ономастикон изучался до настоящего времени фрагментарно. Больше всего
исследований посвящено сакральной топонимике [М.В. Горбаневский, В.Я. Дерягин, А.А.
Минкин, И.И. Муллонен, Н.М. Теребихин и др.] и именам святым [В.И. Супрун, Б.А.
Успенский, А.В.Юдин]. Несколько работ посвящено номинации Богородичных икон
[Л.Д. Самохвалова, З. Тростерова]. В настоящем исследовании представлены
результаты изучения структуры и состава христианского сакрального ономастикона.
Понятия
святости и сакральности всегда были важными для сознания верующего человека. |
|
Идиллия Пушкина «Земля и море» (источники, жанровая форма и поэтический смысл) |
|
|
Идиллия Пушкина «Земля и море» (источники, жанровая
форма и поэтический смысл)
Кибальник С.А.
Стихотворение
Пушкина «Земля и море (Идиллия Мосха)», согласно помете в беловом автографе (ПД
833, л.
2), было написано 8 февраля 1821
г. в Киеве:
Когда
по синеве морей
Зефир
скользит и тихо веет
В
ветрила гордых кораблей
И
челны на волнах лелеет,
5
Забот и дум слагая груз,
Тогда
ленюсь я веселее
И
забываю песни Муз:
Мне
моря сладкий шум милее.
Когда
же волны по брегам
10
Ревут, кипят и пеной плещут,
И
гром гремит по небесам,
И
молнии во мраке блещут,
Я
удаляюсь от морей
В
гостеприимные дубровы,
15
Земля мне кажется верней,
И
жалок мне рыбак суровый:
Живет
на утлом он челне,
Игралище
слепой пучины,
А
я в надежной тишине
20
Внимаю шум ручья долины. [i]
Непосредственный
источник его считается давно и прочно выясненным. Это стихотворное переложение
Н. Ф. Кошанским идиллии древнегреческого поэта Мосха (II в. до н. э. |
|
А.С. Пушкин как исследователь в работе над «Историей Пугачёвского бунта» |
|
|
А.С. Пушкин как исследователь в работе над «Историей
Пугачёвского бунта».
Курсовая работа
студента 2 курса очного отделения факультета истории, политологии и права
Волкова С.И.
Московский
государственный областной университет
Москва, 2009
Введение
Актуальность
темы исследования
Тема
курсовой работы «А.С. Пушкин как исследователь в работе над «Историей
Пугачёвского бунта» актуальна, прежде всего, тем, что творчество Александра
Сергеевича Пушкина ассоциируется в современном неспокойном обществе у широких
масс исключительно с его литературной деятельностью; а, надо сказать, что
творчество Пушкина было намного шире и глубже. Мало кто знает о том, что А.С.
Пушкин в последние, самые трудные в жизни и творчестве годы успел проявить себя
в качестве незаурядного историка-исследователя. |
|
Специфика русского стихосложения |
|
|
Специфика русского стихосложения
(Основные
этапы развития стихосложения в русской поэзии)
В
основе стихотворной речи лежит, прежде всего, определенный ритмический принцип.
Поэтому характеристика конкретного стихосложения состоит, прежде всего, в
определении принципов его ритмической организации, то есть в установлении
принципов, строящих стихотворный ритм. С этой точки зрения системы
стихосложения распределяются на две основные группы: количественное
(квантитативное) стихосложение и качественное (квалитативное) стихосложение.
Ритм
речи сам по себе не создает стиха, точно так же как и стих не сводится к
собственно ритму. Если, с одной стороны, известная ритмичность вообще присуща
речи в силу физиологических причин (вдохи и выдохи, разбивающие речь на более
или менее равномерные отрезки), то с другой стороны, четкая ритмическая
организация речи возникает напр. в трудовом процессе, в рабочих песнях, фиксирующих
и усиливающих ритмичность работы. |
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >> |
|
|
|
|
|
|
|
Анекдот
|
Два шаолиньских монаха шли в один из монастырей и увидели девушку,
стоящую на улице. Она не могла перейти из-за грязи на другую сторону
улицы. Один из них подхватил ее на руки, перенес через грязь, поставил
на чистое место, и оба монаха двинулись дальше. До самого вечера второй
монах не проронил ни слова, и лишь после ужина осуждающе выговорил
первому: "Разве ты не знаешь, что нам нельзя прикасаться к женщинам?"
на что первый со смехом ответил: "Я оставил девушку там, у переправы,
а ты до сих пор несешь ее с собой?!" |
|
показать все
|
|