Индия. Беспредельная мудрость
Елена Косолобова
Индия
сейчас в моде. Впрочем, она в моде уже последние сто с лишним лет. В чем же
заключается притягательность этой страны? Об этом мы беседуем со специалистом.
Маргарита Федоровна Альбедиль — доктор исторических наук, ведущий научный
сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого в
Санкт-Петербурге, занимается исследованием религиоведческих проблем. Она автор
ряда статей и книг по истории и культуре Индии. А совсем недавно в московском
издательстве «Алетейа» вышла ее новая книга «Индия: беспредельная мудрость».
Альбедиль
М.Ф. Индия: беспредельная мудрость. — М.: Алетейа, 2003. — 416 с.: ил. — (Сокровенная
история цивилизаций).
За
последнее время вышло довольно много популярных книг о Индии. В чем особенность
Вашей? Какую грань Индии хотелось передать в ней?
Об
Индии и должно быть много книг: во-первых, потому, что она необозримо и
неисчерпаемо многогранна, а во вторых, потому что связи России с Индией
установились очень давно; не случайно еще Н.К. Рерих писал о красоте
индо-русского магнита. В этом устойчивом многовековом влечении к Индии были
задеты разные струны российской жизни: и далеко идущие геополитические
устремления; и извечное томление русского человека по раю и по земле
обетованной; и глубокий духовный поиск; и таящаяся где-то в сокровенных недрах
культуры прапамять о наших общих древних корнях. Россия, как и вся Европа,
видела в Индии прежде всего страну чудес, образ дальних райских земель, куда
неудержимо влеклась мысль тех, кто чувствовал себя стесненным обычным жизненным
коридором.
И,
конечно, издавна в России видели Индию страной мудрецов. Больше всего, пожалуй,
многих и российских, и западных искателей истины занимал вопрос о том, чему
может научить нас Индия. Он был актуален во все времена и сейчас остается
далеко не праздным; и моя книга — результат размышлений об уроках Индии.
Сравнивать же мою книгу с другими я не чувствую себя вправе; пусть это делают
читатели.
Одна
из самых трудных для западного восприятия вещей — это переплетение в жизни
человека реальности и мифа. Так ли происходит в отношении Индии?
Конечно,
западному человеку, в большинстве случаев — рационалисту с неискоренимым
фаустовским духом, очень трудно, если вообще возможно, поверить в то, что миф —
правда, а не вымысел и что в мифе можно жить как в надежном и уютном доме, в
котором уже прожило немало поколений людей и проживет еще не одно; и при этом,
говоря метафорически, мир из-под мифа нигде и никак не выбивается. Но это
возможно, если понимать миф как особый способ мировидения, отличный от
привычного нам исторического. Именно по этой линии и пролегает разделяющий нас
и индийцев водораздел, который трудно, но можно преодолеть. Дело в том, что мы
привыкли считать миф, во-первых, только словесным текстом, во-вторых, реликтом
древней культуры, невозвратно ушедшим в прошлое. В самом деле, кто сейчас
всерьез поверит в существование Хроноса, пожирающего своих детей, или Зевса,
способного превращаться в быка, дождь и т. п.? Или индийского слоноголового
бога Ганеши, ездящего верхом на мыши?
Но,
строго говоря, мифы или, точнее, мифологические архетипы никуда из нашего
сознания и из нашей жизни не уходили; они присутствуют в ней то подспудно, то в
видимых слоях культуры, но это уже совсем другая тема. А применительно к Индии
стоит заметить, что расколдовывание мифа, начатое древними греками, коснулось
только нашей западной цивилизации, в Индии же это и в голову никому не
приходило. Мифы там до сих пор существуют как живые действенные творения, в которых
запечатлены богатейшие знания, выверенные опытом предшествующих поколений.
Через этот богатейший опыт проходит каждое новое поколение. Мифы — это и
актуальная программа, организующая действия и поведение людей в соответствии с
божественными образцами.
На
Западе же с мифами сложилась парадоксальная ситуация, отмеченная еще в 70-х
годах М.И. Стеблиным-Каменским, сказавшим, что при всех существующих подходах в
мифе «основное остается загадочным». И это, пожалуй, единственное, что до сих
пор объединяет все наши теории мифа. Как бы мы ни пытались интерпретировать
миф, мы неизбежно сводим их, как сказал К. Леви-Стросс, или к беспочвенной игре
воображения, или к примитивной форме философских спекуляций. Что же касается
современного обыденного сознания, то для него слово «миф» ассоциируется чаще
всего с выдумкой, вымыслом, нелепицей — словом, с тем, чего не бывает.
Внутри
же индийской традиции в мифы верят, безусловно и безоговорочно, и то, о чем в
них рассказывается, беспрекословно принимается за достоверную реальность.
Вероятно, происходит это оттого, что в мифах видят повествование не о том, что
и как уже было в незапамятные времена, а о том, что и как должно быть. В нашей
культуре самой близкой аналогией может служить восприятие классической поэзии.
Еще О. Мандельштам отмечал, что она воспринимается как содержащая категорию
долженствования, ибо в стихах «императив звучит нагляднее».
В
чем особенность индийского восприятия природы? Наложила ли на него отпечаток
вера в перевоплощение?
Кажется,
мы давно забыли, что значит жить в согласии с природой, и наши отношения с ней
иначе чем варварскими не назовешь. Нас приучали «не ждать милостей от природы»,
мы привыкли ее преобразовывать, покорять, подчинять, бороться с ней и т. п.,
забыв, что мы-то сами — не что иное, как ее часть, часть биосферы Земли. В
нашей потребительской цивилизации природа — прежде всего источник сырья. И за
это мы наказаны самыми разными способами, от экологических катастроф до плохого
здоровья наших детей и нас самих. В Индии же к природе отношение иное: как к
родному дому, как к храму. И не случайно форма индийских храмов, изобилующая
самыми разнообразными изображениями и украшениями, воспринимается как пракрити,
природа в ее бесконечной игре превращений. Природа входит в храм, он — ее продолжение,
и его стены украшены изображениями тех же животных и растений, которые вокруг.
Западный же дуализм духа и материи, творца и сотворенного, одушевленного и
неодушевленного остался индийцам глубоко чужд. Как отмечал Юнг, дух Индии
вырастает из природы, наш же дух противостоит природе.
В
Индии человек видит и чувствует землю со всем живущим, ползающим и
произрастающим на ней как живое космическое тело; там еще в древности люди
поняли свою космологическую дополнительность по отношению к природе и никогда о
ней не забывали. Такой мир может видеться только одушевленным от края до края,
и потому индийцы в своих духовных исканиях сосредоточились на понятии единой
силы, пронизывающей все сущее. Их природный космос — всеедин; в нем мерцает
множество переходов, полутонов, тончайших и красочных нюансов: сегодняшний
крокодил может оказаться моим прадедушкой в позапрошлой жизни, змея —
племянницей моей прабабушки, а я сама могу вдруг в каком-нибудь рождении стать
раскидистым баньяном.
Разумеется,
в подобной стране не могло развиться равнодушие и к проявлениям природы в
человеке. «Если ходишь босиком, как можно забыть о земле? — спрашивал К.Г. Юнг.
— Вся эквилибристика высшей йоги нужна для того, чтобы дать возможность
человеку не оторваться от земли». Увы! Мы действительно почти никогда не ходим
по земле босиком и потому совсем забыли о ней.
Аскетизм
— с чем связана такая странная и даже жестокая, с позиции современного
европейца, традиция?
Мы
ориентированы в основном на получение удовольствий, и потому индийский аскетизм
нам кажется жестоким и часто воспринимается в психиатрическом контексте. Ну
конечно, как иначе можно расценить человека, иссушающего тело, стоя «между пяти
огней», или сидящего между четырех костров под палящим тропическим солнцем? А
что можно сказать об аскете, держащем руки над головой до тех пор, пока они не
омертвеют, или сжимающем кулак, пока ногти не прорастут сквозь ладонь? В
действительности же аскетизм связан с представлениями о накоплении внутреннего,
мистического жара (тапаса), которые встречаются у многих народов и чаще всего
относятся к сфере магии. В Индии они, кажется, достигли своего предельного
воплощения. В результате суровых упражнений аскеты могут достичь
сверхъестественных способностей, недоступных простым смертным: они могут перемещаться
в пространстве, подниматься в небеса и общаться с богами; видеть прошлое,
настоящее и будущее; вызывать дождь и прекращать его; обрушивать в море горы и
скалы; насылать неурожай или голод и т. п.
Известно,
что Будда практиковал жестокое самоистязание в начале своих духовных поисков,
но потом отказался от него как от ненужной для духовного освобождения
крайности. В индуизме же тапас сохранился в самых разных видах, и связан он
прежде всего с самопознанием. Осуждается тапас, совершаемый с целью самоистязания
или приносящий вред другим существам, хотя многие странствующие аскеты-садху,
до сих пор встречающиеся на дорогах Индии, практикуют именно самоистязание.
Мода
на йогу, медитацию, индийские техники в западном мире — это хорошо или плохо?
И
хорошо, и плохо. Хорошо, потому что может препятствовать отчуждению и
стандартизации личности, неизбежным в нашей западной цивилизации, и потому что
подрывает самодовольный европоцентризм. Хорошо, потому что обращает наши
помыслы к высшей реальности и учит быть внимательными к себе, своему телу и
духу. Плохо, потому что нередко воспринимают только поверхностную, экзотическую
сторону. Плохо, потому что не интересуются мировоззренческим фундаментом
медитации или йоги и строят дом на песке. Оба списка можно было бы продолжить,
но суть не в этом. А в том, как происходит диалог культур, как переводятся и
воспринимаются разные тексты.
Ведь
что такое, например, медитация, одна из характерных черт индийской духовности?
(Медитация входит как составная часть в йогу, которая — если говорить в двух
словах — является искусством сознательного самораскрытия.) Это средство для
получения высшего знания, знания-переживания, это выход за пределы логически
структурированного сознания и попытка непосредственного взаимодействия с миром
не через умозрение, а в интимном переживании. Медитацию по-разному определяют,
но, избегая специальных терминов, ее можно трактовать как сложную науку или
искусство (не знаю, что правильнее) работы со своим сознанием. Термин
«медитация» в европейских языках происходит от латинского корня, который
обозначает главным образом созерцание. Строго говоря, он охватывает три
различных понятия, и на Востоке их четко различают: внимательность,
сосредоточенность и мудрость. Внимательность обычно связывают с начальными этапами
медитации, сосредоточенность мысли характеризует внутренний покой, а мудрость —
это интуиция, суть которой состоит в понимании реальности такой, какова она
есть, без иллюзий и самообманов. Развитие мудрости ведет к пробуждению интуиции
пустоты; это и есть конечный «пункт» медитации. Термин «медитация» не
равнозначен ни внимательности, ни сосредоточенности, ни мудрости, взятым
отдельно. Он их все включает в себя и превосходит.
Вообще
же, как говорил Дж. Кришнамурти, ища ответа на вопрос, что есть медитация,
важнее понять самого ищущего, нежели то, что он ищет. Он уподоблял медитацию
трудноуловимому аромату и считал, что ее не обретешь в борьбе и исканиях.
Медитация — это путешествие в собственные неведомые глубины, и оно оказывается
порой пугающим потому, что обнаруживается головокружительная объемность нашего
сознания, намного превышающая ту, с которой мы привыкли иметь дело в
повседневности, когда наш ум, подобный скачущей обезьяне, ведет непрерывный
диалог с самим собой. Мы привыкли к этому состоянию и не замечаем, что
находимся в беспрестанной «погоне за рефлексиями своих идей». Словом, обычно мы
смотрим на мир со стороны, извне, как бы прилаживая этот мир к собственным
мыслям и часто действуя насильственно. В медитации же этот судорожный диалог
останавливается; человек отдается непрерывному потоку образов, рождаемых его
сознанием, не пытаясь их удержать, узнать, приладить к себе.
Однако
остановка внутреннего диалога — это еще не медитация, а скорее ее предварение.
Обычно выделяют несколько категорий медитативных состояний, но тут важно
другое: медитирующий оказывается вне привычных рамок пространства и времени, он
ощущает радость и умиротворенность и испытывает чувство парадоксальности мира,
в котором легко нарушаются законы аристотелевой логики. Вообще же опыт
медитации очень труден для описания, он в принципе не вербализуем; его можно
скорее выразить в символах, на него можно намекнуть, как и на любой мистический
опыт, но не более того.
На
Западе сейчас появились даже своеобразные путеводители по медитациям,
описывающие и техники, и состояния или переживания. Это полезно: в современном
мире медитация как естественная релаксация носит терапевтический характер и
помогает снимать стрессовые состояния, исцеляя ум и эмоции.
Духовная
свобода и освобождение — одна из ключевых идей индийской цивилизации. Насколько
эти идеи переносимы на нашу традицию? Ведь хочется, чтобы, изучая Индию, ее
философию и традицию, мы могли почерпнуть что-то полезное и важное для себя,
«для души», иначе изучение будет чисто логически-ментальным и не произойдет
настоящего проникновения в культуру.
Индия
— действительно страна исключительной духовной свободы. Всю свою огромную
энергию и изобретательность она на протяжении последних четырех-пяти
тысячелетий направляла на глубочайшее и тончайшее исследование внутренней жизни
человека, а не на экспансию внешнего пространства. Эффективные приемы для
достижения освобождения предлагают и индуизм, и другие индийские религии.
Подчеркну: не поиски истины — сама по себе она не имеет большой ценности — и не
жажда спасения, а именно достижение освобождения, обретение другого модуса
бытия.
С
этих позиций и отношение к страданию выглядит иначе: оно — не результат
чьей-нибудь ошибки или злого умысла, не наказание за грехи и не испытание,
ниспосланное Богом, и не происки прельщающего Сатаны. И оно не абсолютно,
поскольку человек может из него вырваться. Страдание может быть и отрицательным
опытом, и положительным, но в любом случае оно — сигнал изнутри,
свидетельствующий о том, что человек все еще находится в тисках кармы, а потому
опыт страдания благотворен, так как он подталкивает человека к поискам выхода
из сансарной круговерти. И чем сильнее страдание, тем больше желание
освободиться, то есть перейти на иной уровень существования.
Освобождение
от страдания, как бы оно ни называлось — нирвана, мокша, мукти, — конечная цель
всех индийских философов, мистиков, религий. Нет никакого первородного греха и
нет наказания свыше, как нет и безысходной безнадежности и удушающего
пессимизма, а есть непререкаемая уверенность в том, что путь к прекращению
страдания существует, и человек в этом смысле имеет неоспоримые преимущества по
сравнению со всеми другими существами во вселенной, включая даже богов.
Индия
поражает еще и тем, что в ней «уживаются» несколько религий. Как это ей
удается? Какой опыт может извлечь остальное человечество? И случаются ли
все-таки здесь конфликты на религиозной почве?
Индия
— настоящая духовная лаборатория человечества. В ней уже не одно столетие
сосуществуют индуизм — главная национальная религия, все три мировые религии —
буддизм, ислам и христианство, а также джайнизм, сикхизм и то, что мы называем
архаическими культами. Конфликты между ними случаются, но они носят, как
правило, политический характер. Кстати сказать, индуизм — термин весьма
неопределенный. Начать с того, что он не что иное, как порождение западной
мысли. Сами индийцы называют свою религию санатана дхарма, то есть «вечный
закон». А вечный закон не может не предоставить место под небесами для всех —
для христиан, мусульман, сикхов, джайнов, марксистов и т. д. Вероятно, поэтому
сами индийцы не чувствуют себя монополистами своей религии. И это не
пресловутая и модная ныне толерантность, которая предполагает свою
противоположность. Нет, это глубинное понимание того, что внутри каждого
человеческого существа может пребывать свой Бог.
Иисус Христос в Индии — правда или миф?
Сами
индийцы считают, что Иисус Христос вполне мог бывать в Индии; Н.К. Рерих в
этом, кажется, не сомневается; но полагаю, что для многих христиан это покажется
шокирующим. Я бы ответила так: Иисус Христос в Индии — миф, но не в нашем
смысле, как небылица, а в индийском, как реальность.
Каково
символическое и сакральное значение индийской культовой архитектуры? По каким
законам строится храм, как выбирается место?
Храмы
— это совершенно особый мир, в котором происходит мистическая встреча человека
и Бога. Поэтому храм воспринимается как чудо преображения действительности и
как зримый образ иного измерения человеческого существования. Прототип
индийского храма — мифический образ мироздания, воплощенный в облике мировой
горы, созданной при сотворении мира. Храм, архитектурно и по сокровенному
смыслу, повторяет именно его, и потому сооружение храма — не что иное как
повторение космогонии. Сакральная ценность мест, где возводились храмы,
определялась тем, что они приравнивались к мифическому центру мира — тому
символическому месту, где некогда произошел акт творения мира. Центр земли
магически и мистически отождествлялся с центром неба, и только в таком месте
возможно воссоединение человека с истинной реальностью. Так преодолевалась
раздробленность пространства и времени и освящался жизненный мир людей.
Вот
почему в плане индуистский храм представляет собой мандалу — символическую
диаграмму мира, и строительство храма обычно и начиналось с ее создания, так
как она — предельное выражение соединения микро- и макрокосма, и именно этот ее
глубинный смысл присутствует в облике индуистского храма. К. Юнг определил
психологический смысл мандалы так: «Формирование, Трансформация, вечное
воссоздание Вечного Ума».
Сердцем
и центром всей храмовой композиции служит святилище гарбха-гриха, где находится
изображение божества или его символ. Здесь сосредоточен максимум интенсивности
сакральной силы, по мере же удаления от него она уменьшается вплоть до полного
исчезновения. Над святилищем «живущего» в храме бога надстраивается башня,
которая символически повторяет мировую гору, скрывающую внутри, в пещере
божественную тайну. В то же время храм ассоциируется и с возносящимся ввысь
ритуальным огнем, который символически разожжен на алтаре-цоколе храма. Таким
образом, среди мирской суетной жизни выделяется и ограничивается участок
идеального космоса, насыщенный особой магической силой.
Многих
читателей волнует вопрос происхождения индийской цивилизации. Могли бы Вы в
двух словах рассказать о культуре Мохенджо-Даро и о происхождении вед?
В
двух словах, боюсь, это невозможно. Может быть, об этом стоит написать
отдельную книгу? |