Календарь древних славян
А.Л. Баркова
Наиболее
ярко двоеверие отразилось в крестьянском земледельческом календаре, где
почитание христианских святых тесно переплелось с языческими поверьями и
обрядами. Со временем многие важнейшие для язычника ритуалы воспринимались все
менее серьезно и постепенно превращались в детские игры.
Вот
как проходил год русского крестьянина.
В
день зимнего солнцестояния (25 декабря) надо было помочь солнцу набрать силу –
потому крестьяне жгли костры, катали горящие колеса, символизирующие светило.
Чтобы зима была не слишком суровой, лепили снежную бабу, изображавшую зиму, и
разбивали ее снежками.
1
января и в ближайшие к Новому году дни старались одеться во все новое, угощали
друг друга, ходили в гости, поскольку верили. Что как встретишь праздник –
таков будет и весь будущий год. Вообще время новогодних и рождественских
празднеств (Святки) считалось магическим – любое доброе пожелание непременно
должно исполниться, а обычные поступки людей приобретают особое значение, и по
ним можно узнать свою судьбу. Поэтому от Нового года до Крещения (19 января)
девушки гадали, каким будет их суженый и скоро ли свадьба. Тогда же крестьяне
поминали умерших родичей – оставляли им угощение от своей трапезы; разжигали по
всему селу костры, чтобы покойники на том свете грелись.
Древнейшей
формой новогоднего общения с миром мертвых было переодевание в шкуры животных –
мифических предков. Этот обычай сохранился до настоящего времени, превратившись
в новогодний карнавал или Рождество с ряжеными.
Любимым
развлечением молодежи в Сочельник накануне Рождества (вечером 6 января) было
колядование, прекрасно описанное в произведениях Н.В.Гоголя. Парни и девушки
ходили по деревне и пели под окнами колядки – короткие обрядовые песни, в
которых желали хозяевам благополучия, а те в уплату за пожелание одаривали их
вкусной едой. Чем обильнее угощение. Тем сытнее должен быть будущий год.
Других
календарных праздников до весны было немного, однако веселье в деревнях не
затихало, ведь зима – это время свадеб. А те девушки, у которых еще не было
женихов, устраивали посиделки – собирались у какой-нибудь старухи, приносили
прялки, вышивание, шитье, проводили за рукоделием долгие зимние вечера; чтобы
не было скучно, пели песни, рассказывали сказки, иногда готовили угощение и
приглашали в гости парней.
В
конце февраля – начале марта (за 50 дней до Пасхи) праздновали проводы зимы –
Масленицу. Это торжество длилось целую неделю. На Масленицу молодожены катались
по селу в расписных санях, целовались на глазах у всех – их молодая и горячая
любовь должна была наполнить жизненной силой всю природу. Ту же магическую цель
преследовали весь масленичный ритуал – обильные пиры, веселые игры, катание с
гор. В последний день праздника устраивали проводы Масленицы – соломенной куклы
в женском костюме, которую сначала величали, потом разрывали и разбрасывали по
полям, чтобы урожай был богатым.
Весной
было несколько праздников, посвященных птицам, - считалось, что птицы приносят
весну. Поэтому крестьянки пекли из теста “жаворонков”, выпускали птиц из
клеток, тем самым как бы освобождая жизненные силы природы от зимнего плена.
Пасха
на Руси включала в себя многие черты древнего праздника наступившей весны.
Пасхальные яйца были символом возрождения жизни, поэтому часть яиц скармливали
скоту, чтобы он хорошо плодился. На Пасху обязательно качались на качелях – чем
выше качели взлетали, тем выше должны были вырасти колосья и травы. В этот день
водили хороводы, распевая песни о любви, - это тоже некогда было магическим
обрядом, обеспечивающим благополучие и плодородие.
В
день Егория вешнего (св. Георгия) – 6 мая – впервые после зимы выгоняли скот на
пастбища, стегали его вербой. Верба – растение, которое первым оживает по
весне, и ее прикосновение должно было увеличить плодовитость скота. Вокруг
животных проводили топором по земле круг, чтобы оградить их от бед, - топор был
символом небесного оружия (молнии) и считался магическим предметом; обряд
совершался ночью либо рано утром, в нем принимала участие вся семья. Чтобы
скотина давала обильный приплод, на Егория вешнего пекли также печенье в виде
лошадей и коз.
В
мае – начале июня было уже не до веселья; крестьяне сажали овощи, сеяли хлеб и
лен. Однако песни все равно не стихали, потому что по обычаю необходимо было
совершать различные магические действия, например водить хороводы, чтобы
капуста уродилась большой, прославлять рожь, чтобы колос был тяжелым, и лен,
чтобы вырос длинным.
На
это же время приходится праздник Троицы, ставший в народе проводами весны и
встречей лета, прославлением зеленеющей земли. Подобно тому как на Масленицу
чествовали, а потом уничтожали чучело зимы, на Троицу срубали березку, украшали
ее лентами, с пением носили по селу, а затем обламывали с нее ветви и
разбрасывали по полям, чтобы земля была более плодородной. На Троицу девушки
плели венки, дарили их друг другу, желая при этом счастливой жизни и скорого
замужества. Возможно, это следы языческого праздника в честь Лели –
покровительницы девушек.
В
языческие времена главным летним праздником был день летнего солнцестояния (21
или 22 июня). Многие поверья и ритуалы, связанные с ним, оказались потом
приуроченными к дню Ивана Купалы(7 июля). Крестьяне верили, что в ночь на
Купалу деревья и животные разговаривают, травы наполняются особой живительной
силой, поэтому знахари торопились их собрать. В самую короткую ночь в году
совершается великое чудо – огненным цветом расцветает папоротник, и если
человек сумеет сорвать этот цветок, то найдет клад. Однако искать Жар-цвет
опасно, ибо в эту ночь в лесу веселится нечистая сила, которая может погубить
человека.
Как
и в другие праздники, посвященные солнцу, на Ивана Купалу катали огненные
колеса. В этот день избавлялись от всякой скверны: жгли сорочки больных детей,
чтобы уничтожить болезнь, умывались росой, чтобы хворь не приставала, разжигали
костры и прыгали через них, чтобы священный огонь очистил человека от всякой
порчи. Девушки в купальскую ночь гадали о суженом: плели венки, ставили в них
несколько зажженных свечей и пускали по воде – по народному поверью, в середине
венка должно привидеться лицо жениха.
В
конце июля начиналась жатва. Первый сноп считался целебным, его украшали
цветами и лентами, с пением вносили в дом и ставили в красный угол. Зернами
этого снопа кормили заболевших людей и птицу, соломой – слабую скотину.
Многие
древние обряды сохранились в праздновании дня Ильи – Пророка (2 августа),
который вобрал в себя черты языческого Перуна. Необходимо было умилостивить
громовержца, поэтому в жертву ему приносили быка, которого потом съедали всем
селом. Громовержец своими стрелами поражал нечисть, и бесы, чтобы избежать
гибели, превращались в животных. Потому в Ильин день не впускали животных в дом
– боялись, что это злой дух, которого стрела громовержца может настигнуть в
избе, и изба сгорит.
К
концу августа жатва заканчивалась, женщины заплетали последние несжатые колоски
“Велесу на бородку”, молили землю вернуть уставшим крестьянам силу. Последний
сноп, так же как и первый, считался магическим, его сохраняли до Нового года,
он символизировал благополучие дома.
Окончание
жатвы – большой праздник: крестьяне в складчину устраивали пир, веселились,
славили свою работу. Сжатый хлеб перед молотьбой просушивался в овинах – специальных
срубах, в которых снопы помещали в верхней части на жердях, а внизу разводили
костер. К несчастью, овины часто сгорали вместе с урожаем; эта беда считалась
делом рук овинника. Крестьяне пытались умилостивить духа, принося ему жертвы.
День
Рождества Богородицы (21 сентября) был окончанием всех полевых работ,
хлебосольным праздником урожая. В языческие времена торжество было посвящено
Роду и Рожаницам. В этот день не только готовили изобильное пиршество, но и
совершали обряд “обновления огня”; везде гасили старый огонь, а новый добывали
трением двух брусков.
Уже
с октября начинались девичьи посиделки. Осенью девушки особенно охотно
приглашали парней, играли с ними в различные игры, в которых изображалась
свадьба (например, в “бояр”). Во время таких игр часто завязывались серьезные
отношения между молодыми людьми, и той же зимой они справляли свадьбу.
Несколько
октябрьских и ноябрьских праздников были посвящены Параскеве Пятнице,
заменившей Макошь. В эти дни женщины молились покровительнице рукоделия, хвастались
друг перед другом своими шитьем и вышивкой.
Цикл
земледельческих работ завершался осенним Егорьевым (Юрьевым) днем – 9 декабря.
До конца XVI в. крестьянин в этот день мог уйти от своего господина. Борис
Годунов отменил этот обычай, потому и возникла пословица “Вот тебе, бабушка, и
Юрьев день!”. Однако и позже со всеми, кто нанимался на земледельческие работы,
рассчитывались именно в Юрьев день. |