Быт дворянской усадьбы
Е.КУК, с.н.с. музея-усадьбы Остафьево
Загородная
дворянская усадьба конца XVIII - первой трети XIX столетия в силу
универсальности своего назначения представала одновременно роскошной резиденцией
аристократа, сельским культурным салоном, кабинетом просвещенного дворянина,
приютом поэта, ученого, философа, многофункциональным хозяйством и
патриархальным семейным очагом. А.А.Фет писал: «Что такое дворянская усадьба с
точки зрения нравственно-эстетической? Это «дом» и «сад», устроенные на лоне
природы, когда человеческое едино с «природным» в глубочайшем органическом
расцвете и обновлении, а природное не дичится облагораживающего культурного
возделывания человеком, когда поэзия родной природы развивает душу рука об руку
с красотой изящных искусств, а под крышей усадебного дома не иссякает особая
музыка домашнего быта, живущего в смене деятельности труда и праздного веселья,
радостной любви и чистого созерцания».В подмосковном Остафьеве владелец усадьбы
князь П.А.Вяземский создал особый микроклимат семейного очага. Его дети росли и
воспитывались в атмосфере любви и нежной заботы. Петр Андреевич большое
значение придавал воспитанию и обучению своих детей, с которыми в Остафьеве
занимались гувернеры, гувернантки, учителя. Они учили детей нескольким языкам:
французскому, английскому, немецкому, латинскому.
Русскому
языку детей учили, используя в качестве учебных пособий «Письма русского
путешественника» и «Детское чтение» Н.М.Карамзина, произведения В.А.
Жуковского. Басни И.И. Дмитриева и И.А. Крылова, оды Г.Р.Державина выучивали
наизусть. Сохранившиеся тетради детей Вяземских по арифметике, геометрии,
астрономии, физике, географии, священной истории свидетельствуют о
преподаваемых им науках. Особое внимание уделялось изучению древней и новой
истории, истории Отечества. При этом целью являлось не только запоминание
отдельных фактов, но размышление и рассуждение над историческими примерами.
Занимались с детьми каллиграфией. Они вели дневники, писали письма. Детей также
учили танцевать, играть на фортепиано, рисовать, ездить верхом.
Жизнь
летом в усадьбе определяла во многом распорядок дня и характер детского досуга.
Вставали рано. По воскресеньям, после обедни, отправлялись в лес на прогулку,
ходили за грибами. Днем в хорошую погоду играли в гимнастические игры, иногда в
компанию приглашали деревенских детей. В жаркие летние дни дети купались в
пруду, придерживаясь, по рекомендации князя, определенного режима в купаниях.
Жизнь
в усадьбе определяла круг занятий хозяйки Остафьева - княгини В.Ф.Вяземской.
Большую часть своего времени она посвящала детям. Помимо этого она переводила с
ними страницы произведений Н.М.Карамзина с русского на французский . Княгиня
много читала, музицировала. Иногда ездила в гости к соседям, принимала их у
себя.
В
отсутствие князя Вера Федоровна выполняла его указания, касающиеся работы
остафьевской суконной фабрики, различных хозяйственных дел, садовых работ. По
просьбе Петра Андреевича княгиня занималась приведением в порядок остафьевской
библиотеки.
Сохранившиеся
в архиве письма управляющего князя П.А.Вяземского Диомида Федоровича Муромцова
за 1828-1831 гг. позволяют восстановить некоторые хозяйственные и бытовые
подробности жизненного уклада Вяземских в Остафьеве в этот период. В них
имеются сведения о том, как готовили остафьевский дом к приезду хозяев на
летний период: красили полы, рамы, в хорошие дни проветривали комнаты,
ремонтировали мебель, делали домашние заготовки. Найденные в архиве
хозяйственные тетради с кулинарными рецептами содержат множество способов
приготовления пищи в домашних условиях: среди них рецепты соления мяса, грибов,
огурцов, приготовления блинов, варений, мороженого, морсов, вина из разных
ягод. Большая часть заготовок была предназначена для хранения в погребе,
который имелся в усадьбе.
Осенью
1830 года П.А.Вяземский много занимался литературной деятельностью, писал
биографию Фонвизина. Муромцов посылал ему писчую бумагу, чернила, перья,
русские и французские книги, московские, петербургские и французские газеты,
журналы. К Новому году управляющий отправлял в Остафьево шампанское, мятную
водку, конфеты.
Общение
с родственниками, друзьями, соседями являлось существенным элементом жизненного
уклада Вяземских в Остафьеве в 1-ой трети XIX столетия. Родственные узы
связывали Вяземских с владельцами усадьбы Филимонки, принадлежавшей
Четвертинским. Вяземские часто бывали у Четвертинских, принимали их у себя в
Остафьеве.
Узы
дружбы связывали Вяземских с владельцами других усадеб. Хозяин Петровского,
генерал и камергер Пушкин Алексей Михайлович вместе со своим родственником
Василием Львовичем Пушкиным играл в домашних любительских спектаклях в
Остафьеве. Гостили Вяземские у Орловых в их подмосковном имении
Отрада-Семеновское, у князей Оболенских в Троицком Подольского уезда, нередко
посещали Трубецких в Знаменском, Волконских в Суханове. Отношения сердечной
дружбы и взаимной симпатии были у Вяземских с сестрами Окуловыми, которые жили
в усадьбе Никульское, смежной с Остафьевым.
По
праздникам в усадьбу приезжало множество гостей. Традиционно широко отмечали
день Святой Троицы, день Петра и Павла, день рождения князя П.А.Вяземского,
именины княгини В.Ф.Вяземской, святки. К праздничным дням взрослым и детям
дарили, шили новую одежду.
Поездки
из Остафьева в Москву, в имения родных, друзей, прогулки по живописным
окрестностям усадьбы совершались в различного рода экипажах. В хозяйстве
имелись: 2 коляски, 2 дормеза, предназначенных для дальних путешествий и
приспособленных для сна в пути, тарантас, маленькие детские дрожки; для зимних
поездок имелись одни троечные крытые кожей санки, двое пароконных санок и одни
одноконные. Хранились экипажи в каретном сарае усадьбы. В конюшне стояли
выездные лошади, а всего в хозяйстве было 17 лошадей.
Уклад
усадебной жизни был тесно связан с жизнью крестьян. Господская усадьба, являясь
многофункциональным хозяйством, существовала в окружении мира крепостных и
находилась с ним в постоянном и тесном взаимодействии. Установленный князем
порядок работы крестьян на фабрике, введенная им система поощрения и наказания
характеризуют его как честного и справедливого помещика и хозяина фабрики.
Усадьба
Остафьево для ее владельца князя П.А.Вяземского была святым местом, куда он
всегда стремился душою: «...Должны в мире быть некоторые святыни, святые места,
недоступные гонению судьбы, чтобы сердце могло быть совершенно спокойно за
милых своих...» |