Вход    
Логин 
Пароль 
Регистрация  
 
Блоги   
Демотиваторы 
Картинки, приколы 
Книги   
Проза и поэзия 
Старинные 
Приключения 
Фантастика 
История 
Детективы 
Культура 
Научные 
Анекдоты   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Персонажи
Новые русские
Студенты
Компьютерные
Вовочка, про школу
Семейные
Армия, милиция, ГАИ
Остальные
Истории   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Авто
Армия
Врачи и больные
Дети
Женщины
Животные
Национальности
Отношения
Притчи
Работа
Разное
Семья
Студенты
Стихи   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Иронические
Непристойные
Афоризмы   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рефераты   
Безопасность жизнедеятельности 
Биографии 
Биология и химия 
География 
Иностранный язык 
Информатика и программирование 
История 
История техники 
Краткое содержание произведений 
Культура и искусство 
Литература  
Математика 
Медицина и здоровье 
Менеджмент и маркетинг 
Москвоведение 
Музыка 
Наука и техника 
Новейшая история 
Промышленность 
Психология и педагогика 
Реклама 
Религия и мифология 
Сексология 
СМИ 
Физкультура и спорт 
Философия 
Экология 
Экономика 
Юриспруденция 
Языкознание 
Другое 
Новости   
Новости культуры 
 
Рассылка   
e-mail 
Рассылка 'Лучшие анекдоты и афоризмы от IPages'
Главная Поиск Форум
Выбрать писателя: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
книги
Рефераты >> География >> Польша

Польша

Скачать в архиве Скачать

Польша

Федоров Г.М., Корнеевец В.С.

Исторический экскурс

Польша за свою историю была и великой державой, диктовавшей свою волю Восточной Европе, и испытала более чем вековой период, когда польская территория была разделена между Россией, Германией и Австрией, и Польша как государство перестала существовать. История балтийских воеводств Польши складывалась в соответствии с подъемами и падениями польского государства. Но стремление закрепиться на его побережье всегда было важным элементом внешней политики этого западнославянского государства.

На балтийском побережье между Одрой (Одером) и Вислой западнославянские племена поморян появились в середине I тысячелетия. Еще раньше к востоку от Вислы поселились родственные славянам балтийские племена, в том числе между Вислой и Неманом – пруссы и курши. В 980-1033 годах земли поморян – Поморье (ср.: Померания) входили в состав польского государства. С его ослаблением Поморье стало независимым княжеством, затем герцогством. Экспансия немецких феодалов на восток в 1181 году заставила Поморье признать вассальную зависимость от Священной Римской империи.

В первой половине ХII века Польша распалась на удельные княжества. Это ослабило ее внешнеполитические позиции. Для борьбы с пруссами, совершавшими набеги на польские земли, мазовецкий князь Конрад пригласил в Польшу в начале ХIII века Тевтонский (Немецкий) орден, создавший на земле пруссов сильное государство. Он установил контроль и над Восточным Поморьем (Малой Померанией).

Орденское государство стало представлять опасность для Польши, что способствовало консолидации польских княжеств и образованию в конце ХIII века централизованного государства. В 1466 г. по Торуньскому миру, завершившему очередную войну с орденом, тот стал до 1618 г. вассалом Польши. В ее состав вошло Восточное Поморье с Гданьском, Хелминская земля с Торунью и часть Пруссии с Мальборком.

Польша не использовала возможность ликвидации ослабевшего Тевтонского ордена в первой половине ХVI века. В 1525 г. орден реорганизовался в герцогство Пруссия. В 1618 г. Пруссия объединилась с Бранденбургом, дав название объединенному государству со столицей в Берлине. В 1648 г. в его состав вошло Западное Поморье (Восточная Померания).

К середине ХVII века польское государство ослабло. Произошло воссоединение Украины с Россией. Большой ущерб стране нанесли войны с Швецией на польской территории, в том числе Северная война. В 1772, 1793 и 1795 годах Пруссия, Австрия и Россия произвели три раздела польских земель. С 1793 года все балтийские земли между Одером и Неманом, включая Восточное Поморье, стали прусскими. Они оставались в составе Пруссии, а затем Германской империи до 1918 года.

По Версальскому мирному договору 1918 года Польша получила узкий выход к Балтийскому морю в устье Вислы. Гданьск с окрестностями стал вольным городом.

В 1945 году Потсдамской конференцией установлены нынешние границы Польши, которая получила Поморье к востоку от Одера, а также две трети территории Восточной Пруссии (Вармию и Мазуры).

Краткая экономико-географическая характеристика

Польша расположена в центре Европы. Ее площадь – 313 тыс. км2 (0,2% площади земной суши). Население к концу 1996 г. насчитывало 38,6 млн. человек (0,6% населения мира). По площади территории она уступает в Балтийском регионе России, Швеции, Германии и Финляндии, по числу жителей – только России и Германии.

Территория Польши компактна – расстояние между северной и южной границами 650 км, между западной и восточной – 690 км. Это упрощает организацию внутренних транспортных связей. Протяженность границ составляет 3,6 тыс. км, в том числе морской границы более 500 км.

Преобладающая часть территории Польши расположена на низменности. Свыше 75% территории имеет высоты до 200 м над уровнем моря, в том числе 0,2% ниже уровня моря. Средняя высота над уровнем моря всей страны составляет 173 м. На юге Польшу окаймляют горные цепи Судет и Карпат. На уровне свыше 1000 м расположено 0,2% территории страны. Наивысшей точкой Польши является гора Рысы (2499 м) в Татрах – горном массиве, являющемся частью Карпат.

Для Польши характерно частое изменение административно-территориального устройства. Меняется число основных, наиболее крупных административно-территориальных единиц – воеводств, их внутреннее устройство. После войны в структуру административного деления Польши входило 17 воеводств, в 1975 г. было организовано 49 воеводств. С 1 января 1999 года воеводства вновь укрупнены, их число теперь составляет 16. Но желаемого единообразия достичь не удается. Так, по доходам бюджета выделяются два лидера – (столичное Мазовецкое воеводство с Варшавой и Шленское с центром в Катовице, включающее индустриальную Силезию). Доходы выше среднего имеют еще пять воеводств: Поморское – Гданьск, Великопольское – Познань, Дольношленское – Вроцлав, Малопольское – Краков и Лодзинское – Лодзь. Экономика остальных носит более аграрный характер, а потому обеспечивает меньшее поступление доходов.

На климат Польши большое влияние оказывают перемещающиеся с запада массы океанического воздуха, массы холодного полярного воздуха со стороны Скандинавии и России, а также более теплые массы субтропического воздуха с юга. Зимой преобладают полярно-континентальные фронты, приносящие холодную и морозную погоду. Позднее лето и осень изобилуют теплыми днями благодаря континентально-субтропическим массам сухого воздуха. На западную часть балтийского региона Польши оказывает сильное влияние Атлантика, в то время как на востоке преобладают континентальные черты климата при относительно слабом влиянии Балтики.

Средняя температура января составляет от –1 до –4°, в горах до –6°. Июльские температуры составляют от 16 до 19°, понижаясь в горах до 10°. Больше всего солнца бывает летом на побережье Балтийского моря, а зимой – в Карпатах. В горах в каждое время года температурный режим зависит от высоты. Среднегодовая температура воздуха наиболее высокая (свыше 9°) на юго-западе и северо-западе. Наиболее низкая (за исключением горных районов) – на северо-востоке (менее 7°).

В Польше имеются сравнительно богатые запасы минерального сырья. Благодаря им она находится в ряду ведущих производителей и экспортеров каменного угля, серы, меди и серебра в мире. Польша располагает также значительными запасами цинка, свинца, соли и других минералов; имеются месторождения природного газа и небольшие запасы нефти.

Эксплуатация залежей каменного и бурого угля является основой снабжения страны энергией и важным источником валютных поступлений. Польша является самым крупным в Европе (не считая России) и седьмым в мире производителем и экспортером каменного угля, значительных размеров достигает добыча бурого угля. До 1990-х годов высококачественный силезский уголь поставлялся, в частности, в Калининградскую область (по железной дороге на Железнодорожный – Черняховск).

Разведанные запасы каменного угля, оцениваемые в 65 млрд. т, находятся в основном в Верхней Силезии, а также в районах Валбжиха и Люблина. Бурый же уголь, запасы которого составляют 14,4 млрд. т, добывается в карьерах в центральной и юго-западной части страны (Белхатув, Конин, Адамув, Турув). Однако добыча угля с конца 70-х годов уменьшается, так как в энергетике страны растет значение привозной нефти и газа.

Разведанные и осваиваемые запасы природного газа в Польше составляют 120 млрд. кубометров, что соответствует 33-летней его добыче на нынешнем уровне. Эксплуатация этих запасов покрывает только 1/3 потребления. Разведанные запасы и объем добычи нефти невелики, и почти вся переработка нефти базируется на импортном сырье.

Единственным экспортером газа и основным поставщиком нефти в Польшу был до недавнего времени Советский Союз. В последнее время географическая структура импорта нефти существенно диверсифицирована. Планируется подсоединение Польши к западноевропейской системе газопроводов и использование новых направлений импорта природного газа: с Северного моря и из Германии в рамках приграничного обмена.

Разведанных и освоенных запасов меди в Польше, при нынешнем уровне ее добычи, хватит примерно на столетие. Медь добывается в Нижней Силезии с глубины до 1200 м. Медная руда, добывающаяся в Польше, содержит большое количество серебра, что повышает рентабельность эксплуатации месторождений. Добыча меди в Польше началась с конца 60-х годов. Польша является седьмым – восьмым в мире и первым в Европе (без России) производителем меди и серебра. Большинство добываемой меди и серебра экспортируется прежде всего на рынки стран Европейского сообщества.

Залежи цинково-свинцовых руд находятся в Силезско-Краковском регионе. Нынешняя добыча позволяет удовлетворять собственные потребности и в небольших объемах экспортировать цинк.

Польша является крупнейшим в мире производителем серы, и в мировом экспорте этого сырья она занимает второе место. Освоенные запасы отечественной серы превышают 400 млн. т, что обеспечивает 125-летнюю ее добычу. Они размещены в юго-восточной части Польши, в окрестностях Тарнобжега, Гжибова и Любачева, а их разработка производится методом подземного вытапливания. Свыше 70% добываемой серы направляется на экспорт.

Население Польши понесло огромный урон в годы второй мировой войны. Страна потеряла погибшими 10 млн. жителей. Только в 1980 году число жителей превысило довоенный уровень. До начала 1990-х годов за счет сравнительно высокого естественного прироста население довольно быстро увеличивалось. Но к середине 1990-х годов оно стабилизировалось на нынешнем уровне: снизившийся естественный прирост примерно равен эмиграции поляков за пределы страны и составляет около 40-50 тыс. человек в год.

Национальный состав населения наиболее однороден во всем Балтийском регионе. Усилению его однородности способствовали послевоенные переселения жителей. После войны 2,5 млн. немцев репатриировались из Польши в Германию, а в Польшу, в свою очередь, вернулись 2 млн. поляков.

Поляки составляют 97,6% населения. Всего в мире насчитывается 43 млн. поляков. Из них вне пределов Польши больше всего проживают в США (3,8 млн.), на территории бывшего СССР – 1,2 млн., во Франции – 300 тыс., в Бразилии – 120 тыс. Из других этнических групп следует выделить немцев – 1,3%, украинцев – 0,6%, белорусов – 0,5%. По конфессиональному составу 95% населения – католики, большинство остальных – православные и мусульмане.

При средней плотности 123 человека на кв. километр, ее территориальная дифференциация довольно значительна. В целом плотность населения возрастает с севера на юг. Наиболее плотно заселены Верхняя Силезия, районы Варшавы и Кракова, где плотность населения превышает 500 человек на кв. километр. На северо-западе и северо-востоке в ряде районов она снижается до менее 25 человек на кв. километр.

Польша – одно из наименее урбанизированных государств Балтийского региона: в 1996 г. в городах проживало только 62% населения. Польша имеет густую сеть городов различных размеров. Всего их – 864, в том числе 20 – с численностью жителей свыше 200 тысяч. Пять городов с населением свыше 500 тысяч: Варшава – более 1,6 млн., Лодзь – более 800 тыс., Краков – 740 тыс., Вроцлав – 640 тыс., Познань – 580 тыс. жителей. Они возглавляют крупнейшие городские агломерации. Большая полицентрическая агломерация сформировалась в Верхней Силезии. Помимо ряда более мелких, она включает пять городов с населением 200-400 тыс. человек каждый: Катовице, Сосновец, Бытом, Гливице, Забже. “Трехградье” Гданьск – Гдыня – Сопот насчитывает около 750 тыс. жителей.

Исследования польских ученых С. Лещинского, К. Дзевоньского и др. позволили выделить на территории Польши полицентрическую линейно-узловую модель системы расселения. Агломерации, образовавшиеся в местах пересечения важнейших транспортных магистралей – узлах, играют ведущую роль в расселении. Около половины населения страны концентрируют 17 таких агломераций.

Хотя демографическая ситуация в Польше, как и других странах Балтийского региона, развивается в сторону снижения темпов воспроизводства населения, здесь пока еще наблюдается, хотя и очень небольшой, естественный прирост населения. Рождаемость в Польше составляет 11,1 промилле (в 1990 г. – 14,3 промилле, что было самым высоким показателем в Балтийском регионе). Смертность в Польше одна из самых низких в Европе. Она составляет 10,0 промилле (в 1990 г. – 10,2 промилле). С повышением уровня жизни значительно снизилась детская смертность: с 19,3 детей на 1000 родившихся до 12,2. Средняя продолжительность жизни в 1995 г. составила для мужчин 67,6 лет, а для женщин – 76,4 лет. Продолжительность жизни возрастает и составила в 1997 г. для мужчин 68,3 года, а для женщин – 76,9 года.

Численность населения Польши в трудоспособном возрасте (мужчины 18-64 года, женщины 18-59 лет) составила в 1996 г. 22,8 млн. человек или 59% общей численности населения страны. Мужчины составляли 52% трудоспособного населения, 48% – женщины. В соответствии со снижением естественного прироста, снижаются темпы воспроизводства трудовых ресурсов. Наибольшая доля трудоспособного населения приходится на возраст 30-39 лет (28%). Следующая за ними возрастная группа – 20-29 лет – составляет значительно меньший удельный вес (23%).

В Польше имеется большой рынок труда и сравнительно высококвалифицированная рабочая сила. В 1996 г. среди трудоспособного населения лица с высшим образованием составляли 9,4%, со средним – 50,5% и с начальным профессионально-техническим – 33,7%. В структуре народного хозяйства наибольшая численность занятых приходится на сельское и лесное хозяйство (28%) и промышленность (24%). Если прибавить к этим отраслям занятых в строительстве (6%), то можно подсчитать общее количество занятых в производстве товаров – 58%. Это значительно больше, чем в странах с развитой рыночной экономикой; особенно высока по сравнению с ними доля занятых в аграрном секторе. На сферу услуг, которая преобладает в постиндустриальных странах, приходится всего 42%. В том числе в торговле занято 12% работающих, на транспорте – 5%.

С 1990 г. на польском рынке труда стала нарастать безработица. Это явилось следствием перестройки экономической системы и последовавшего за этим экономического спада. В конце декабря 1993 г. в учреждениях по трудоустройству было зарегистрировано 2890 тыс. безработных – по сравнению с тем же периодом 1992 г. рост составил 380 тыс. человек, то есть 15%. Уровень безработицы составлял в декабре 1993 г. 16,4 % (в декабре 1992 г. – 13,6%). Показатель безработицы в разных частях страны сильно различается. Разница в его величине колебалась от 7,5% в Варшаве до 31,5% на севере (Кошалин). С 1994 года уровень безработицы стал постепенно снижаться и в 1997 г. составил 13,2%. Однако его территориальная дифференциация продолжает оставаться очень высокой.

С 1992 г. в Польше начался экономический подъем. Прирост ВВП составил 2,6%. В 1997 г. рост ВВП Польши (6,9%) был значительно более высоким, чем в среднем по странам мира (4,1%). Среди 48 государств, насчитывающих свыше 20 млн. жителей, более высокая, чем у Польши, динамика роста ВВП в 1997 г. была только в 4 государствах (Вьетнам, Китай, Аргентина и Малайзия).

Среднедушевой объем ВВП в 1997 г. составил 3,5 тыс. долларов (по официальному курсу валют). Он вырос с 51% от среднемирового уровня в 1992 г. до 71% в 1997 г. С учетом паритета покупательной способности валют, соответствующие цифры составили 93% в 1992 г. и 114% в 1997 г., а по отношению к среднему показателю развитых стран польский уровень поднялся с 25 до 31%.

Промышленность, сократившая объемы производства к 1991 году по сравнению с 1985 г. на 25%, с 1992 года является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей народного хозяйства. Ежегодный прирост промышленного производства в последние годы превышает 8% (в 1997 г. прирост составил 11%).

В структуре промышленности первое место занимает машиностроение и металлообработка. Однако если в начале 1980-х годов на нее приходилось более трети выпускаемой продукции, то сейчас – лишь более 1/5. Ведущие отрасли – транспортное машиностроение (судостроение, вагоно- и локомотивостроение, автомобилестроение), станкостроение, электротехника, производство приборов и оборудования, сельскохозяйственное машиностроение.

Второе место занимает пищевая промышленность, удельный вес которой намного возрос и составляет сейчас 1/5 объема промышленного производства. Также почти 1/5 приходится на топливно-энергетическую отрасль, прежде всего электроэнергетику, добычу угля и производство кокса. Развита химическая промышленность (1/10 производства), черная и цветная металлургия, легкая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

В индустриальном отношении наиболее развитым является район Верхней Силезии, где находятся наиболее крупные предприятия горнодобывающей, топливно-энергетической, металлургической, машиностроительной и химической промышленности. В Варшаве сосредоточены предприятия машиностроения, химической и пищевой промышленности. Важнейшим центром легкой промышленности является Лодзь. В крупных городах (Краков, Познань, Вроцлав, Быдгощ, Люблин) размещаются предприятия машиностроения и пищевой промышленности. Судостроение, химическая и пищевая промышленность характерны для промышленных узлов Гданьск – Гдыня и Щецин – Свиноуйсьце.

Энергетика Польши тяготеет к районам добычи угля и наиболее крупным промышленным центрам. 98% электроэнергии производится на тепловых электростанциях, в основном работающих на каменном и буром угле, остальная часть – гидроэлектростанциями. Общие энергетические мощности составляют около 33 млн. кВт.

Польша – один из самых крупных производителей сельскохозяйственной продукции в Европе и мире. Она занимает 2 место в мире по производству ржи, 3 – по производству картофеля, 4 – по производству овса, 6 – по производству свинины, 7 – по выращиванию рапса, льна и по коровьему молоку, 8 – по выращиванию сахарной свеклы и яблок. Высокий показатель у Польши и в производстве сельскохозяйственной продукции на душу населения. Например, в 1996 году на душу населения было произведено 169 кг мяса и 615 кг молока.

Площадь сельскохозяйственных угодий в Польше равна 18,5 млн. га и составляет 60% площади страны. На частные хозяйства приходится 15,2 млн. га, т.е. 82% площади сельскохозяйственных угодий. Пахотные земли занимают 76,2% площади сельскохозяйственных угодий, сады – 1,4%, а луга и пастбища – 22,4%. На один гектар сельскохозяйственных земель приходится около 39 голов крупного рогатого скота и 100 голов свиней.

Для сельского хозяйства Польши в социалистический период развития было характерно сохранение частного сектора. На него в 1980 г. приходилось 3/4 всех сельхозугодий и 78% производства аграрной продукции.

С 1990 г. начался процесс приватизации государственных и коллективных хозяйств и все большая площадь угодий переходит во владение небольших частных хозяйств, в результате чего в Польше – значительная раздробленность земельных угодий. Средняя величина крестьянского хозяйства составляет 7 га, причем 35% хозяйств имеет от 2 до 5 га, 30% – от 5 до 10 га, 11% – от 10 до 15 га и только 7% хозяйств имеет больше 15 га. Значительное количество хозяйств имеет от 1 до 2 га земли. Единоличные земледельческие хозяйства площадью свыше 1 га занимают 72% всех земельных угодий. Мелкоземельность сельского хозяйства сдерживает рост продуктивности, хотя она по отдельным показателям и выше, чем в других восточноевропейских государствах Балтийского региона. Так, урожайность зерновых в 1996 г. составила 29 ц/га, картофеля – 203 ц/га, сахарной свеклы – 394 ц/га.

В Польше разработана и уже реализуется программа содействия по приспособлению сельского и продовольственного хозяйства к условиям в странах Европейского Союза. Особое значение в ней придается:

– реструктуризации и развитию частных хозяйств с целью улучшения их экономической эффективности;

– развитию каналов сбыта (заготовки) сельхозпродуктов, их хранению и распределению;

– развитию маркетинга сельхозпродуктов;

– развитию и модернизации перерабатывающих предприятий;

– приспособлению правил, касающихся качественных, санитарных, ветеринарных норм к действующим в странах Европейского Союза;

– обустройству села;

– развитию сельского строительства;

– модернизации и расширению инфраструктуры села, то есть транспорту, дорогам, водоснабжению, связи;

– многофункциональному развитию села (место отдыха, туризма, спорта, переработки земледельческого сырья).

Действия по приспособлению польского сельского и пищевого хозяйства к требованиям Европейского Союза являются неотъемлемой частью польской сельскохозяйственной политики. Однако ожидаемый после вступления Польши в ЕС приток дешевого польского продовольствия может дестабилизировать нынешнюю ситуацию на западноевропейском рынке продуктов питания. Поэтому этот вопрос является одним из ключевых и не до конца решенных при обсуждении вопросов вступления Польши в ЕС.

Благоприятное географическое положение Польши способствует развитию всех видов транспорта. Несмотря на свое расположение на перекрестке международных путей сообщения, Польша в последнее время оказывает значительно меньше транзитных услуг, чем раньше. Это зависит прежде всего от системных преобразований в странах, граничащих с Польшей, в том числе и от изменений в механизмах расчетов. Однако в более отдаленной перспективе политико-экономические изменения в соседних странах будут способствовать более активному использованию выгодного географического положения Польши. Планируемое строительство магистралей скоростного движения и железнодорожных линий в международном сообщении создаст возможности для привлечения иностранного капитала.

По состоянию на 31 декабря 1996 г. эксплуатировалось 23,4 тыс. км железных дорог, или 7,5 км на 100 км2 территории. В пассажирских перевозках лидирует автотранспорт. В 1996 г. всеми видами транспорта перевезено более 1,5 млрд. пассажиров (в том числе железнодорожным транспортом – менее 1/3, а автотранспортом – более 2/3).

В перевозках товаров первое место также занимает автотранспорт, которым перевезено 1,1 млрд. т грузов. Ненамного уступает ему железнодорожный транспорт – 0,9 млрд. т.

Морской транспорт обслуживает в основном экспортно-импортные перевозки.

Протяженность внутренних водных путей – около 4 тыс. км. Бассейны главных рек – Вислы и Одры соединены системой каналов. Однако перевозки внутренним водным транспортом невелики – по объему перевозимых грузов они уступают, например, автомобильным, более чем в 100 раз.

Авиационный транспорт в Польше занимается в основном пассажирскими перевозками. Международное движение обслуживается аэропортами в Варшаве, Кракове-Балицах, Гданьске и Познани, а также, но в меньших масштабах, во Вроцлаве, Жешове, Катовицах, Быдгоще, Щецине.

Польша становится все более привлекательной страной и в туристическом отношении. Обилие интересных мест с неповторимой красотой пейзажей и большим количеством исторических достопримечательностей, развитая база отдыха и гостиничного хозяйства привлекают многих туристов. Если в 1990 г. Польшу посетило 18 млн. человек (количество лиц, пересекших границу), то к 1991 г. число иностранных гостей удвоилось, а в 1996 г. увеличилось почти в пять раз, составив 87 млн. человек. Из них 27% прибыло в целях туризма и отдыха, 39% – по служебным делам, 26% – по торговым. Из общего количества иностранных гостей больше всего прибыло из Германии (46,7 млн.), Чехии – 18,5 млн., Словакии – 5,4 млн. и из России – 2,2 млн. человек.

С начала 90-х годов Польша рассматривается иностранными инвесторами как выгодное место для размещения капитала, что отчасти обусловлено достаточно большим внутренним рынком, а также близостью к еще более емкому российскому рынку (объединенному в одно таможенное пространство с Белоруссией и Казахстаном). Кроме того, интерес инвесторов подогревают высокий экономический рост и хорошие макроэкономические показатели: экономический кризис был преодолен уже в 1992 г., а в 1996 г. на 9% был превышен реальный объем ВВП 1989 года. В результате общий объем иностранных инвестиций, вложенных в польскую экономику с 1989 г., к началу 1999 г. достигнет 30 млрд. долларов.

Быстрыми темпами развивается внешняя торговля Польши, объем которой вырос к 1996 году по сравнению с 1990 г. более чем в 2,5 раза (с 23,8 млрд. долларов до 61,6 млрд.). Однако структура внешней торговли является неблагоприятной для польской экономики: импорт вырос почти в четыре раза, в то время как экспорт менее чем в два раза. В результате после 1990 г. постоянно нарастает дефицит внешней торговли, составивший в 1996 г. свыше 14 млрд. долларов.

В 1990-е годы резко изменилась география внешней торговли Польши. В 1980-е годы треть польского товарооборота приходилось на Советский Союз. Из СССР поступало необходимое польским предприятиям сырье и топливо, химические продукты, многие виды машин и оборудования. В свою очередь, Польша экспортировала машины и оборудование (в том числе суда, вагоны и локомотивы, оборудование для химической, пищевой промышленности, производства стройматериалов, бытовую технику), продукцию легкой и пищевой промышленности, каменный уголь, серу, цинк. Сокращение экспорта в Россию и другие страны, образовавшиеся после распада СССР, обусловило спад производства в экспортно ориентированных отраслях польской промышленности, особенно в машиностроении, доля которого в структуре индустрии Польши намного сократилась.

Главным торговым партнером Польши стала теперь Германия. Второе место с большим отставанием занимает Италия и лишь третье – Россия. Основными торговыми партнерами в экспорте в 1996 г. являлись: Германия (34% экспорта), Россия (7%) и Италия (5%), а в импорте: Германия (25), Италия (10%), Россия (7%), Англия (6%) и США (5%).

Внешняя экономическая политика Польши направлена на построение тесных связей с западноевропейскими странами. В настоящее время на страны ЕС приходится 64% польской внешней торговли. Планируемое членство в Европейском Союзе и приспособление к действующим внутри него нормам являются одним из основных приоритетов развития Польши.

Прибалтийские воеводства

По новому административно-территориальному делению к числу прибалтийских относятся три воеводства (рис. 11) – с центрами в Щецине (Западно-Поморское), Гданьске (Поморское) и Ольштыне (Варминско-Мазурское). Два последних являются непосредственными соседями Калининградской области, хотя сухопутная граница с Поморским воеводством проходит только по Вислинской косе. Весь остальной участок южной границы области отделяет ее от Варминско-Мазурского воеводства, в состав которого вошли прежние Ольштынское, восток Эльблонгского (с Эльблонгом) и западная часть Сувалкского воеводства (но сами Сувалки отнесены к Белостокскому воеводству).

Новые воеводства в основном соответствуют трем прежним историческим территориям: Восточному Поморью (Восточной Померании), Малому Поморью (Малой Померании, “Помереллен”), Вармии и Мазурам (которые долгое время являлись южной частью бывшей Восточной Пруссии).

Площадь территории трех воеводств – около 60 тыс. км2. Это почти 1/5 всей территории страны.

Для прилегающей к Балтийскому морю территории характерен низменный рельеф, с участками, расположенными ниже уровня моря. На небольшом удалении размещаются моренные возвышенности Балтийской гряды с высотами до 300-350 метров. Между холмами расположено множество озер. При средней лесистости Польши, составляющей 28%, здесь она достигает в среднем 31-32%. Кроме того, значительные площади занимают озера. Крупнейшие озера Мазурского поозерья – Снярдвы (114 км2), Мамры (104 км2), в Поморье – Лебское озеро (71 км2).

Средние температуры января в прибалтийских воеводствах изменяются от –1° на западе до –4° на востоке. В июле среднесуточные температуры в основном составляют от +17 до +18°, и только южнее Гданьска и в районе Щецина превышают +18°.

Северная часть Польши небогата сырьевыми ресурсами. В Щецинском и Кошалинском воеводствах ведется добыча нефти и газа. Нефти добывается почти 40 тыс. т, что составляет около 13% от общей добычи в Польше.

В экономическом отношении более развито Поморское воеводство благодаря размещению здесь важной в экономическом отношении городской агломерации “трехградья”. Два других воеводства носят более аграрный характер. Плотность населения здесь значительно ниже. На этих территориях проживают в основном переселенцы, поскольку после второй мировой войны по решению Потсдамской конференции немецкое население было выселено, преимущественно на территорию Западной Германии.

В трех прибалтийских воеводствах проживает около 5 млн. человек, то есть 13% населения Польши. Это менее заселенная часть страны, со средней плотностью населения около 80 человек на квадратный километр. Более высокая плотность характерна для низовьев Вислы и Одры (“трехградье” и Щецинская агломерация). В более удаленных от моря озерно-лесных районах она снижается до 10-25 человек на квадратный километр.

В связи с во многом переселенческим характером населения (все еще положительно сказывающемся на возрастной структуре населения) здесь отмечается самая низкая в Польше смертность и высокая рождаемость.

В прибалтийских воеводствах (за исключением “трехградья” и Щецина) уровень безработицы очень высок, в среднем в два раза выше общепольского показателя. В Гданьске – Гдыне – Сопоте – около 10%, а в Щецине и окрестностях –13%, что составляет средний уровень для Польши.

Доля прибалтийских воеводств в общем объеме промышленного производства страны составляет 11-12%, то есть меньше, чем доля в численности населения. Наиболее крупными и многоотраслевыми промышленными узлами в балтийских воеводствах Польши являются Гданьск – Гдыня и Щецин – Свиноуйсьце. Они концентрируют соответственно 40 и 25% объема индустриального производства прибалтийской части Польши.

В таких промышленных центрах, как Эльблонг, Ольштын, Слупск, Кошалин, также имеются крупные предприятия, имеющие значительную долю в общепольском производстве. Однако только в Поморском воеводстве общий уровень промышленного развития выше среднепольского. В Западно-Поморском воеводстве он соответствует среднему значению. Наиболее низкий уровень промышленного развития в Варминско-Мазурском воеводстве. Прирост промышленного производства в рассматриваемых воеводствах, за исключением Гданьска – Гдыни, значительно ниже, чем в среднем по Польше.

В “трехградье” на судостроительных заводах производится две трети тоннажа морских судов. Гданьск вырабатывает свыше 30% нефтепродуктов, имеет высокую долю в производстве растительных жиров, фосфорных удобрений, фармацевтических товаров, телевизионных приемников. В районе Слупска развито кожевенное производство, производство холодильников и морозильников, сельскохозяйственных машин, а также пиломатериалов.

В Щецинской агломерации производится около 70% фосфорных удобрений и 20% азотных, половина серной кислоты, около трети тоннажа морских судов, около 20% азотных удобрений от общего объема производства этих товаров в Польше. Здесь развиты также нефтепереработка, производство целлюлозы и бумаги, пиломатериалов, одежды, сахара, муки. В Кошалине производятся свыше 15% металлообрабатывающих станков, нефтепродукты, пиломатериалы, мука.

В Ольштыне и прилегающих городах изготавливается более 30% изделий из резины и свыше 10% мебели, производятся машины и оборудование для сельского хозяйства и пищевой промышленности, пиломатериалы, мясопродукты, животное масло. В районе Эльблонга производится свыше 20% бумаги от общепольского производства, картон, продукция металлообработки и машиностроения, 15% пива.

Основу электроэнергетики составляют тепловые электростанции на угле. Наиболее крупная электростанция Дольна Одра мощностью более 1000 МВт расположена вблизи Щецина.

Прибалтийские воеводства существенно различаются в специализации сельского хозяйства и его продуктивности. Правобережье Вислы специализируется в производстве продукции растениеводства и имеет самую высокую долю сельхозугодий от общей площади земель и урожайность сельскохозяйственных культур. В 1996 г. урожайность зерновых здесь составила 33 ц/га, второй показатель был на правобережье Одры – 27 ц/га, а самая низкая урожайность в восточной части Варминско-Мазурского воеводства – менее 21 ц/га. В животноводстве прибалтийские воеводства производят меньше мяса на 100 га сельхозугодий, чем в среднем по Польше. Наиболее высокие показатели здесь имеют окрестности Ольштына и Щецина.

Принадлежащий Польше участок южного побережья Балтийского моря обслуживают в основном следующие порты:

– Гданьск; в дополнение к старому порту здесь сооружен современный океанский торговый порт – Северный порт; Гданьск специализируется на перегрузке мелких и массовых грузов, в 1996 г. объем переработки грузов составил 19 млн. т;

– Гдыня; здесь перегружаются массовые грузы и обслуживаются пассажирские суда, в 1996 г. объем переработки грузов составил 9 млн. т;

– Щецин (со Свиноуйсьце) занимается перегрузкой массовых товаров, насыпных (уголь, кокс, руда) и транзитных грузов, в 1996 г. объем перевозки составил 14 млн. т в Щецине и 9 млн. т в Свиноуйсьце.

Для судов меньшего тоннажа используется порт Колобжег, объем переработки грузов в котором составил 150 тыс. т.

В 1993 г. в морских торговых портах было перегружено в общей сложности 50,5 млн. т грузов, транзитные же грузы составили почти 6 млн. т. В 1996 г. перегружено 50 млн. т грузов, а транзитные грузы составили менее 2 млн. т. В морские торговые порты Польши зашло в 1996 г. 14,7 тыс. судов, в том числе из России 2 тыс. судов.

Балтийские воеводства имеют развитое рекреационно-туристическое хозяйство. Они концентрируют свыше 2/5 мест в учреждениях отдыха и гостиницах из их общего числа в Польше и принимают примерно такую же долю туристов. Здесь сочетаются районы отдыха на морском побережье и во внутренних озерно-лесных районах; имеется ряд центров городского туризма, особенно Гданьск, Мальборк, Фромборк, Щецин. Крупнейшим центром отдыха на морском побережье являются Сопот – курорт мирового уровня, входящий в состав “трехградья”. Крупный центр отдыха организован на польском участке Вислинской косы – Криница-Морска. Многочисленные места отдыха созданы на открытом морском побережье – в районах Свиноуйсьце, Колобжега, Хельской косы и др. Известные центры отдыха размещаются в районе Мазурского поозерья – Миколайки и др.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://elib.albertina.ru


 

Анекдот 
Приходит бабка в дежурку:

- Помогите, кошелек украли.

- А где украли-то бабушка?

- В поселке.

- Это не к нам. Идите вы в ПОПу.

- Куда-куда?

- В поселковый отдел полиции.
Приходит бабка куда ее послали:

- Помогите, кошелек украли!

- А где украли-то?

-? Да на вокзале.

- Это не к нам, идите вы в ЖОПу.

- Куда-куда?

- В железнодорожный отдел полиции.

- И где вас таким словам-то учат?

- Где где... в... ... . В... Правительственном Институте Защитников Демократии...
показать все
    Профессиональная разработка и поддержка сайтов Rambler's Top100