Основные меры борьбы с терроризмом
в современных условиях российской действительности
Асс. Галачиева М.М.
Кафедра государства и права.
Северо-Кавказский
горно-металлургический институт (государственный технологический университет)
Отмечены
основные меры борьбы с терроризмом в современной России, выделены условия и
главные направления деятельности по противодействию терроризма.
Проблема
терроризма в России не только существует, но ежегодно обостряется, превращается
в общегосударственную, связанную с обеспечением национальной безопасности
страны в целом.
Никакие
самые строгие меры безопасности не могут полностью предотвратить совершение
террористических акций. С завидным постоянством адские машинки в клочья
разносят поезда, общественные и жилые здания, унося жизни ни в чем не повинных
людей.
Терроризм
определяется как совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих
опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо
наступление иных общественно-опасных последствий, если эти действия совершены в
целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания
воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения
указанных действий в тех же целях.
Терроризм
– это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится
достичь провозглашенных ею целей – преимущественно через систематическое
использование насилия. Понятие «терроризм» и «террорист» появляются в конце
XVIII в. Если верить одному французскому словарю, якобинцы часто употребляли
это понятие устно и письменно по отношению к себе – и всегда с положительным
оттенком. Однако в ходе Великой французской революции (1789 – 1794 гг.) слово
«террорист» стало носить оскорбительный смысл, превратившись в синоним слова
«преступник». Впоследствии термин получил более расширенное толкование и стал
означать всякую систему правления, основанную на страхе. Затем до самых
недавних пор слово «терроризм» употреблялось очень широко и означало весь
спектр насилия.
Терроризм,
как никакое другое преступление, наиболее тесно связано с глобальными
социальными, политическими и экономическими противоречиями развития общества.
По своим масштабам, направленности и тяжести последствий он наиболее опасен для
государства и отдельных граждан. Спецслужбы и правоохранительные органы в своей
практике противодействия терроризму сталкиваются со многими проблемами,
разрешение которых не в их компетенции. Устранение таких проблем – единственный
путь профилактики терроризма. Поэтому главным субъектом борьбы с терроризмом
должно быть само государство, законодательная, исполнительная и судебная
власти.
В
основе борьбы с терроризмом должна быть единая, целостная, комплексная
государственная концепция, учитывающая международно-правовые акты и реалии
государственного и общественного устройства страны.
25
июля 1998 г.
Президентом РФ подписан Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» № 130-ФЗ.
Цель закона – определение и законодательное закрепление правовых и
организационных основ борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядка
взаимодействия и координации действий субъектов, их прав и обязанностей, а
также гарантии граждан, которым причиняется вред в связи с участием в
проведении контртеррористических действий в результате террористических актов.
Важнейшим
условием борьбы с терроризмом является решительность, непримиримость и
жестокость ответных действий, существование обученных и технически хорошо
оснащенных специальных подразделений. Но этого мало. Зачастую важнее бывает
наличие политической воли и готовности высшего руководства страны к решительным
действиям.
К
настоящему времени выработаны эффективные методы борьбы с терроризмом. Неполная
готовность системы безопасности России к противодействию терроризму,
неадекватность ответных действий, как и их запаздывание, связаны с недостатками
функциональной нацеленности оргструктур антитеррора, с попытками использовать
одну и ту же схему противодействий при разных проявлениях терроризма.
Концепцией
национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом президента
РФ от 17 декабря 1997 г.
№ 1300, терроризм признается одним из явлений, представляющих национальную
угрозу. В частности, в Концепции отмечается, что « во многих странах, в том
числе и в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего
транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обуславливает
необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения
эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятие
безотлагательных мер по ее нейтрализации».
Терроризм
возникает не сразу и не без подготовки, он рождается и вызревает в долгих
социальных и личностных процессах. И типичного террориста тоже не существует.
Причины лежат в общественном развитии, в групповых явлениях и индивидуальных
особенностях. В настоящий момент терроризм в России развивается в самой опасной
форме – стихийной и организованной. И этому способствуют различные
обстоятельства.
Например,
обостряет межнациональные отношения, провоцирует различные формы протеста, в
том числе экстремистского и террористического свойства социальная
несправедливость, базирующаяся на осуществляемых по национальному признаку
нарушениях прав и свобод граждан. В условиях России, в частности, на Северном
Кавказе, национальный вопрос на протяжении длительного исторического периода
оставался наиболее актуальным, здесь не последнюю роль сыграли ущемление
национального достоинства малых наций со стороны доминирующего большинства,
отсутствие сбалансированной, компромиссной политики в национальном вопросе,
принятие непродуманных решений органами власти.
Нужно
исключить возможность возникновения экстремизма и терроризма на почве
межнациональных отношений и для этого должны быть созданы условия, при которых
реализация прав и свобод граждан не могла бы зависеть от их национальности или
расы. Т.е. стержнем должна стать национальная идея – идея национального
единства.
Борьба
с терроризмом должна стать одной из приоритетных задач национальной политики
безопасности нашего государства, а меры борьбы должны делиться на внутренние и
международные.
На
внутригосударственном уровне можно выделить, на наш взгляд, несколько
направлений деятельности по противодействию терроризму:
Улучшение
контртеррористического сотрудничества и возможностей.
Расширение
профессиональной подготовки кадров, задействованных в данной сфере,
формирование специальных высокопрофессиональных антитеррористических
подразделений.
Усиление
контроля за производством, оборотом и использованием огнестрельного оружия, взрывчатых
веществ.
Улучшение
технического обеспечения, оснащенности правоохранительных органов.
Пресечение
финансирования террористической деятельности.
Усиление
международного сотрудничества нашего государства по противодействию терроризму
должно проходить по следующим направлениям:
Государство
должно воздержатся от организации террористических актов на территории других
государств.
Обеспечивать
задержание и судебное преследование или выдачу лиц, совершивших теракты,
согласно соответствующим положениям национального права.
Принимать
активное участие в разработке и принятии модельных законов, регламентирующих
различные аспекты борьбы с терроризмом.
Оказание
взаимной юридической помощи.
Заключение.
Терроризм в наши дни превратился в важнейший фактор угрозы национальной
безопасности России. Российская система мер противодействия терроризму еще
далека от совершенства. Она громоздка, допускает дублирование действий,
неэффективное расходование средств и перекладывание ответственности одним
исполнителем на другого, ненадлежащее взаимодействие государственных и
правоохранительных органов как внутри страны, так и с аналогичными службами
других государств. Тем не менее, она задействует органы федеральной и местной
власти, государственные и иные силы и средства, и это позволяет говорить о том,
что в России создана и функционирует единая общегосударственная политика
противодействия современному терроризму. |