Особенности богослужения в Великий четверг
Шиманский Г. И.
В
Четверг Страстной седмицы в богослужении воспоминаются четыре важнейших события,
совершившихся в этот день: Тайная Вечеря, на которой Господь установил
новозаветное таинство Святого Причастия (Евхаристии) и совершил умовение ног
Своим ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним; молитва Спасителя в
Гефсиманском саду и предательство Иисуса Христа Иудой Искариотом.
В
Великий Четверг совершаются следующие службы: малое повечерие (со среды на
четверг), утреня с 1-м часом, часы: 3-й, 6-й и 9-й с изобразительными, Литургия
святого Василия Великого в соединении с вечерней.
Особенности
богослужения Великого Четверга следующие:
Накануне
(в среду вечером) совершается малое повечерие, на котором поется трипеснец
святого Андрея Критского.
На
утрене после "Аллилуиа" поется трижды особым напевом тропарь:
"Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда
злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго
Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи
несытыя души Учителю таковая дерзнувшия! Иже о всех Благий, Господи, слава
Тебе" .
Кафизм
на утрене нет. Сразу после тропаря по возгласе диакона: "И о сподобитися
нам слышанию..." читается Евангелие. В Евангелии повествуется о событиях
этого дня (Лк., зачало 108 "от полу": "Приближашеся праздник
опреснок", окончание в зачале 109: "По Немже идоша ученицы
Его").
По
прочтении Евангелия и 50-го псалма поется полный канон Великого Четверга:
"Сеченое сечется море Чермное"; полный — в ознаменование важности
этого дня (молитва: "Спаси, Боже, люди Твоя" перед каноном не читается).
После
9-й песни — ексапостиларий (трижды): "Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный".
Далее совершается вседневная утреня обычным порядком с пением стихир на
хвалитех, чтением великого славословия и пением стихир на стиховне.
На
1-м часе читается паремия из Книги Пророка Иеремии, в которой изображается
кротость Божественного Страдальца и злоба Его врагов. Чтение паремии
предваряется и завершается пением прокимнов.
Часы
3-й, 6-й и 9-й и чин изобразительных совершаются вместе, "поскору", без
пения. Только в конце изобразительных, после возгласа диакона
"Премудрость" поется "Достойно есть" и прочее.
Совершается
Литургия святого Василия Великого в соединении с вечерней (без кафизмы).
Литургия совершается после вечерни, поскольку Сам Господь установил Евхаристию
вечером . После стихир на "Господи, воззвах" и входа с Евангелием, читаются
три паремии (из Книг Исход, Иова и пророка Исаии). Перед первой и второй
паремиями поются прокимны. После третьей паремии произносится малая ектения, поется
Трисвятое; далее, обычным порядком служится Литургия святогоВасилия Великого.
На Литургии читаются Апостол (Кор., зач. 149) и Евангелие, выбранное из трех
евангелистов (Мф., зач. 107 (26, 1–20); Ин., зач. 44 (13, 3–17), Мф., зач. 108,
"от полу" (26, 21–39); Лк., зач. 109 (22, 43–45); Мф., зач. 108 (26, 40
— 27, 2)).
Вместо
Херувимской песни, причастного стиха и стиха "Тело Христово приимите"
(при причащении народа) и вместо "Да исполнятся уста наша" поется
песнь: "Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими",
в которой содержится обличение Иуды и исповедание благоразумного разбойника.
Вместо
"Достойно есть" на Литургии поется ирмос 9-й песни канона утрени, в
котором верующие призываются насладиться гостеприимством
("странствия") Господним и бессмертной Его трапезы. Задостойник
Великого Четверга — ирмос 9-й песни канона: "Странствия владычня и
безсмертныя трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите насладимся, возшедша
Слова от Слова научившеся, Егоже величаем". (Гостеприимства (угощения) и бессмертной
трапезы на горнем месте, приидите, верные, насладимся, устремив горе наш ум.
Слово пришло (сюда, на горнее место, как снедь верным); это узнали мы от Самого
Слова, Которое ныне про¬славляется (Ин. 12, 23).)
В
конце служб Великого Четверга произносится особый отпуст, указанный в
Служебнике: "Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения
показавый, внегда умыти ноги учеников, даже и до Креста и погребения снизшедый
нам, Христос, истинный Бог наш".
Вечером
в Великий Четверг по уставу положено совершать малое повечерие с трипеснцем.
Если
в Великий Четверг случится Благовещение, то в среду вечером всенощное бдение
начинается Великим повечерием. На литии и на стиховне вечерни — стихиры и
тропарь Благовещения.
На
утрене на "Бог Господь" поется тропарь Благовещения дважды. и на
"Слава, и ныне" — "Егда славнии ученицы" (единожды). Затем
полиелей и величание Благовещения. Степенны 4-го гласа — первый антифон.
Прокимен, Евангелие и (по¬сле него) стихира — Благовещения. Канон праздника и
дня. Катавасия — ирмосы канона Великого Четверга. На 9-й песни, вместо
"Честнейшую Херувим", — припевы праздника. Светилен: праздника, "Слава"
— дня, "и ныне" праздника.Часы 3-й, 6-й и 9-й и изобразительны
служатся обычным порядком.
Совершается
Литургия святого Василия Великого в соединении с вечерней. Паремии, прокимен, Апостол
и Евангелие — дня и праздника. Вместо "Достойно есть" поется ирмос
"Странствия Владычня". Если храм Благовещения, то поет¬ся
задостойник: "Яко одушевленному Божию кивоту" с положенным припевом. Вместо
Херувимской песни, причастна, стиха, поемого во время причащения мирян, и
вместо "Да исполнятся уста наша" поется "Вечери Твоея
тайныя".
Отпуст
— Великого Четверга. |