Вход    
Логин 
Пароль 
Регистрация  
 
Блоги   
Демотиваторы 
Картинки, приколы 
Книги   
Проза и поэзия 
Старинные 
Приключения 
Фантастика 
История 
Детективы 
Культура 
Научные 
Анекдоты   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Персонажи
Новые русские
Студенты
Компьютерные
Вовочка, про школу
Семейные
Армия, милиция, ГАИ
Остальные
Истории   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Авто
Армия
Врачи и больные
Дети
Женщины
Животные
Национальности
Отношения
Притчи
Работа
Разное
Семья
Студенты
Стихи   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Иронические
Непристойные
Афоризмы   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рефераты   
Безопасность жизнедеятельности 
Биографии 
Биология и химия 
География 
Иностранный язык 
Информатика и программирование 
История 
История техники 
Краткое содержание произведений 
Культура и искусство 
Литература  
Математика 
Медицина и здоровье 
Менеджмент и маркетинг 
Москвоведение 
Музыка 
Наука и техника 
Новейшая история 
Промышленность 
Психология и педагогика 
Реклама 
Религия и мифология 
Сексология 
СМИ 
Физкультура и спорт 
Философия 
Экология 
Экономика 
Юриспруденция 
Языкознание 
Другое 
Новости   
Новости культуры 
 
Рассылка   
e-mail 
Рассылка 'Лучшие анекдоты и афоризмы от IPages'
Главная Поиск Форум
Выбрать писателя: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
книги
Рефераты >> Религия и мифология >> Особенности богослужения в Великий четверг

Особенности богослужения в Великий четверг

Скачать в архиве Скачать

Особенности богослужения в Великий четверг

Шиманский Г. И.

В Четверг Страстной седмицы в богослужении воспоминаются четыре важнейших события, совершившихся в этот день: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причастия (Евхаристии) и совершил умовение ног Своим ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним; молитва Спасителя в Гефсиманском саду и предательство Иисуса Христа Иудой Искариотом.

В Великий Четверг совершаются следующие службы: малое повечерие (со среды на четверг), утреня с 1-м часом, часы: 3-й, 6-й и 9-й с изобразительными, Литургия святого Василия Великого в соединении с вечерней.

Особенности богослужения Великого Четверга следующие:

Накануне (в среду вечером) совершается малое повечерие, на котором поется трипеснец святого Андрея Критского.

На утрене после "Аллилуиа" поется трижды особым напевом тропарь: "Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души Учителю таковая дерзнувшия! Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе" .

Кафизм на утрене нет. Сразу после тропаря по возгласе диакона: "И о сподобитися нам слышанию..." читается Евангелие. В Евангелии повествуется о событиях этого дня (Лк., зачало 108 "от полу": "Приближашеся праздник опреснок", окончание в зачале 109: "По Немже идоша ученицы Его").

По прочтении Евангелия и 50-го псалма поется полный канон Великого Четверга: "Сеченое сечется море Чермное"; полный — в ознаменование важности этого дня (молитва: "Спаси, Боже, люди Твоя" перед каноном не читается).

После 9-й песни — ексапостиларий (трижды): "Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный". Далее совершается вседневная утреня обычным порядком с пением стихир на хвалитех, чтением великого славословия и пением стихир на стиховне.

На 1-м часе читается паремия из Книги Пророка Иеремии, в которой изображается кротость Божественного Страдальца и злоба Его врагов. Чтение паремии предваряется и завершается пением прокимнов.

Часы 3-й, 6-й и 9-й и чин изобразительных совершаются вместе, "поскору", без пения. Только в конце изобразительных, после возгласа диакона "Премудрость" поется "Достойно есть" и прочее.

Совершается Литургия святого Василия Великого в соединении с вечерней (без кафизмы). Литургия совершается после вечерни, поскольку Сам Господь установил Евхаристию вечером . После стихир на "Господи, воззвах" и входа с Евангелием, читаются три паремии (из Книг Исход, Иова и пророка Исаии). Перед первой и второй паремиями поются прокимны. После третьей паремии произносится малая ектения, поется Трисвятое; далее, обычным порядком служится Литургия святогоВасилия Великого. На Литургии читаются Апостол (Кор., зач. 149) и Евангелие, выбранное из трех евангелистов (Мф., зач. 107 (26, 1–20); Ин., зач. 44 (13, 3–17), Мф., зач. 108, "от полу" (26, 21–39); Лк., зач. 109 (22, 43–45); Мф., зач. 108 (26, 40 — 27, 2)).

Вместо Херувимской песни, причастного стиха и стиха "Тело Христово приимите" (при причащении народа) и вместо "Да исполнятся уста наша" поется песнь: "Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими", в которой содержится обличение Иуды и исповедание благоразумного разбойника.

Вместо "Достойно есть" на Литургии поется ирмос 9-й песни канона утрени, в котором верующие призываются насладиться гостеприимством ("странствия") Господним и бессмертной Его трапезы. Задостойник Великого Четверга — ирмос 9-й песни канона: "Странствия владычня и безсмертныя трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите насладимся, возшедша Слова от Слова научившеся, Егоже величаем". (Гостеприимства (угощения) и бессмертной трапезы на горнем месте, приидите, верные, насладимся, устремив горе наш ум. Слово пришло (сюда, на горнее место, как снедь верным); это узнали мы от Самого Слова, Которое ныне про¬славляется (Ин. 12, 23).)

В конце служб Великого Четверга произносится особый отпуст, указанный в Служебнике: "Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеников, даже и до Креста и погребения снизшедый нам, Христос, истинный Бог наш".

Вечером в Великий Четверг по уставу положено совершать малое повечерие с трипеснцем.

Если в Великий Четверг случится Благовещение, то в среду вечером всенощное бдение начинается Великим повечерием. На литии и на стиховне вечерни — стихиры и тропарь Благовещения.

На утрене на "Бог Господь" поется тропарь Благовещения дважды. и на "Слава, и ныне" — "Егда славнии ученицы" (единожды). Затем полиелей и величание Благовещения. Степенны 4-го гласа — первый антифон. Прокимен, Евангелие и (по¬сле него) стихира — Благовещения. Канон праздника и дня. Катавасия — ирмосы канона Великого Четверга. На 9-й песни, вместо "Честнейшую Херувим", — припевы праздника. Светилен: праздника, "Слава" — дня, "и ныне" праздника.Часы 3-й, 6-й и 9-й и изобразительны служатся обычным порядком.

Совершается Литургия святого Василия Великого в соединении с вечерней. Паремии, прокимен, Апостол и Евангелие — дня и праздника. Вместо "Достойно есть" поется ирмос "Странствия Владычня". Если храм Благовещения, то поет¬ся задостойник: "Яко одушевленному Божию кивоту" с положенным припевом. Вместо Херувимской песни, причастна, стиха, поемого во время причащения мирян, и вместо "Да исполнятся уста наша" поется "Вечери Твоея тайныя".

Отпуст — Великого Четверга.


 

Анекдот 
Зима, холод. Встречаются на улице два мужика, один из них с большой такой собакой, и говорит первому: - Согреться хочешь? - Хочу. - Азор, фас!
показать все
    Профессиональная разработка и поддержка сайтов Rambler's Top100