Особенности богослужения первых трех дней Страстной седмицы
Шиманский Г. И.
В
первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает христиан к достойному
созерцанию и сердечному соучастию в крестных страданиях Спасителя. Уже на
вечерне в Неделю Ваий Святая Церковь призывает верных стекаться от
Божественного (высочайшего и священного) праздника Ваий на Божественный (священный)
праздник честному и спасительному таинству страстей Христовых и видеть Господа,
приемлющего за нас добровольные страдания и смерть. В песнопениях Триоди
Церковь побуждает верующих идти за Господом, сораспяться с Ним и удостоиться
Царства Небесного. В богослужении первых трех дней Страстной седмицы еще
удерживается общий покаянный характер песнопений.
Каждый
из первых трех дней Страстной седмицы, кроме общих особенностей, имеет и свои
собственные и посвящается особому воспоминанию, содержащемуся в песнопениях и
евангельских чтениях на утрене и Литургии.
В
Великий Понедельник Церковь в своих песнопениях призывает встретить начало
страстей Христовых. В богослужении Понедельника воспоминается ветхозаветный
патриарх Иосиф, по зависти проданный своими братьями в Еги¬пет и
прообразовавший страдания Христа Спасителя, преданного на смерть
соотечественниками. Воспоминается также проклятие и иссушение Господом
бесплодной смоковницы, служившей образом лицемерных книжников и фарисеев, у
которых несмотря на их внешнюю набожность Господь не нашел истинных плодов веры
и благочестия, а только лицемерную сень (тень) закона. Бесплодной, засохшей
смоковнице подобна и всякая душа человеческая, не приносящая духовных плодов:
истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
В
Великий Вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его
беседы и притчи во Иерусалимском храме — о подати, подаваемой кесарю, о
воскресении мертвых, Страшном Суде и кончине мира, притчи о десяти девах и о
талантах. В притчах изображается неожиданность пришествия Господа (притча о
десяти девах) и праведность Суда Божия (притча о талантах).
В
Великую Среду воспоминается жена грешница, омывшая слезами и помазавшая
драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он пребывал на вечери в Вифании в доме
Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда
мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился
предать Христа Спасителя иудейским старейшинам за 30 сребреников.
В
первые три дня Страстной седмицы положено прочитывать на богослужении всю
Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрене Великой Субботы.
Накануне
этих дней служится повечерие: великое повечерие — в понедельник и вторник
вечером; малое повечерие — с воскресенья на понедельник, в среду вечером и в
следующие дни. На повечерии поется трипеснец святого Андрея Критского.
На
утрене после "Аллилуиа" в первые три дня поется (трижды) особым
напевом тропарь "Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет
бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном
отяготи¬ся, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися. Но
воспряни зовущи: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас". В
этом тропаре Церковь внушает нам спасительный страх внезапного пришествия Судии
мира и побуждает нас к духовному бодрствованию.
После
стихословия трех кафизм на утрене читается Евангелие, особое на каждый день.
После кафизм ектении не полагается, но сразу после третьей кафизмы и седальна
диакон произносит "И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия".
По
прочтении Евангелия, 50-го псалма и молитвы "Спаси, Боже, люди Твоя"
в понедельник и среду поется трипеснец, а во вторник — двупеснец (8-я и 9-я
песнь). Припев к тропарям трипеснцев и канонов в Страстную седмицу: "Слава
Тебе, Боже наш, слава Тебе". По окончании трипеснца в первые четыре дня
поется ексапостиларий: "Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды
не имам, да вниду в онь (в него); просвети одеяние души моея, Светодавче, и
спаси мя" (трижды). В этом песнопении мы исповедуем перед Господом свое
недостоинство, сокрушаемся и плачем, подобно невесте, оставленной вне брачного
чертога. Далее по уставу — хвалитные псалмы, стихиры на хвалитех и прочее
последо¬вание утрени.
В
первые три дня Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах последовательно и
целиком прочитывается все Четвероевангелие (в 9 отделах), до слов: ныне
прославися Сын Человеческий (Ин. 13, 32). Евангелие читается по¬сле пения
великопостного тропаря часа и по прочтении Богородична часа, а на 6-м часе —
после прочтения паремии, предваряемой и завершаемой пением прокимна.
Ветхозаветные
чтения имеют тот же порядок, что и в предыдущие дни служения по Постной Триоди.
Но состав чтений иной. Так, на 6 часе вместо пророчества Исаии, читаются
пророчества Иезекииля, созерцавшего дивные образы Херувимов на огненных
колесницах, движимых Духом. На вечерне в первые четыре дня читается паремия из
Книги Исход о бедствиях евреев в Египте и избавлении от них; эти бедствия
служили прообразом духовных бедствий греховного человечества и избавления от
них страданиями Спасителя. Вторая паремия на вечерне читается из Книги Иова, невинного
и безропотного страдальца, служившего прообразом страданий Спасителя.
В
первые три дня Страстной седмицы совершается Литургия Преждеосвященных даров.
После
пения "Да исправится молитва моя" и великих поклонов читается
Евангелие, соответственно воспоминанию каждого дня; Апостол на Литургии в эти
дни не читается.
В
среду в конце Литургии (после "Буди имя Господне") последний раз во
время Великого Поста читается молитва святого Ефрема Сирина (с тремя великими
поклонами).
В
первые три дня Страстной седмицы, начиная с вечерни в Неделю Ваий, в конце
служб бывает особый отпуст: "Грядый Господь на вольную страсть нашего ради
спасения, Христос, истиннный Бог наш".
В
Страстную седмицу, как и в первую седмицу, не бывает поминовения усопших и не
совершается память святых, так как вся седмица посвящена исключительно
воспоминанию страданий и Крестной смерти Господ .
Если
в Великий Понедельник, Великий Вторник или Великую Среду случится праздник
Благовещения, то служба праздника соединяется со службой Триоди. Накануне
Понедельника всенощное бдение начинается с великой вечерни, а накануне Вторника
и Среды — с великого повечерия. После великого славословия совершается лития, на
утрене поется полиелей, величание, прокимен и читается Евангелие Благовещению.
Ирмосы канона — Благовещения. На девятой песни — припевы Благовещения.
Славословие читается. В конце утрени и на часах — молитва святого Ефрема Сирина
(на часах — по 3 великих поклона). Литургия совершается святого Иоанна
Златоуста в соединении с вечерней. На Литургии прокимен, Апостол, задостойник и
причастен — Благовещения. Евангелие на Литургии читается Благовещения и дня. |