Страстная седмица
Малков П.Ю.
В
Страстную седмицу каждому из дней присваивается имя “Великого” (Великий
понедельник, Великий вторник и т. д.) — по причине особой значимости тех
воспоминаний, что совершаются в этот период Церковью. В течение этих шести дней
— с понедельника по субботу — каждый христианин как бы проходит страстной и
крестный путь вместе со Спасителем, принимает участие в Его добровольных
страданиях ради того, чтобы иметь соучастие и в Его Воскресении, в победе
Господа над смертью.
Так,
в Великий понедельник вспоминается чудо с бесплодной смоковницей и изгнание
торгующих из храма. В Великий вторник — поучения Христа в Иерусалимском храме и
обличение Им иудейских начальников, жертва бедной вдовицы, речь Господа перед
эллинами и иудеями, пророчества и притчи Христа о Его Втором пришествии в конце
земной истории. В Великую среду — пребывание Христа в Вифании в доме Симона
прокаженного, заговор иудеев против Христа и предательство Иуды. Великий
четверток (четверг) — день памяти традиционной пасхальной трапезы Христа с
учениками — Тайной Вечери, — во время которой Им было установлено важнейшее из
церковных таинств — Таинство Евхаристии, и ныне почти ежедневно совершаемое в
православных храмах: во время этого богослужения, как верят христиане, хлеб и
вино прелагаются в Тело и Кровь Спасителя; с этим днем связано и воспоминание о
горестном молении Христа в Гефсиманском саду перед Его арестом. В Великий пяток
(пятницу) вспоминается целый ряд последовавших затем евангельских событий:
взятие Иисуса под стражу, Его допрос первосвященником Анной, суд Синедриона
(Высшего суда евреев) над Христом у первосвященника Каиафы, отречение от Христа
апостола Петра, вынесение Синедрионом смертного приговора Иисусу, самоубийство
Иуды, встреча Христа с римским прокуратором (имперским наместником в Иудее)
Понтием Пилатом, уничижение и избиение Спасителя римскими воинами, крестный
путь Христа, Его распятие на Голгофском холме, смерть, снятие с Креста и
погребение. В Великую субботу поминается поставление римской воинской стражи у
гроба Иисуса, но главное, день Великой субботы — это уже день явного
предощущения близящегося Воскресения Иисуса.
В
понедельник, вторник и среду Страстной седмицы в храмах совершается Литургия
Преждеосвященных Даров, которая (как это всегда бывает при ее служении)
соединяется с вечерней; ей предшествуют великое повечерие, утреня и часы. В эти
три дня за богослужением постепенно прочитывается почти вся Псалтырь (кроме 118
псалма) и почти все четыре Евангелия (кроме окончания Евангелия от Иоанна);
нужно заметить, однако, что, по существующей сегодня богослужебной практике, подобное
чтение Евангелий начинается гораздо раньше — еще на предыдущих седмицах, а на
Страстной такое чтение лишь завершается.
Утром
в Великий четверг — в день, когда Христом было установлено Таинство Евхаристии
— совершается (в соединении с вечерней) Литургия Василия Великого. Традиционно
в православных храмах в этот день больше всего, по сравнению с другими днями
церковного года, причастников — тех, кто принимает непосредственное участие в
Таинстве, приобщаясь (причащаясь) Святых Даров.
Вместо
традиционной “Херувимской песни” в этот день поется особое песнопение Великого
четверга — “Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими...”.
За Литургией читаются отрывки из Апостола и Евангелие, повествующие об истории
установления Евхаристии (Апостол — 1 Послание апостола Павла к Коринфянам
11:23-32; Евангелие — Евангелие от Матфея 26:1-20, Евангелие от Иоанна 13:3-17,
Евангелие от Матфея 26:21-39, Евангелие от Луки 22:43-45, Евангелие от Матфея
26:40-27:2).
Вечером
в Великий четверг (служба эта относится в церковном календаре собственно уже к
пятнице) совершается утреня с чтением так называемых “двенадцати Евангелий”, то
есть двенадцати отрывков из четырех Евангелий, повествующих о событиях
Христовых страстей — от Его прощальной беседы с учениками во время Тайной
Вечери и до положения умершего Иисуса в гробницу-пещеру: 1) Евангелие от Иоанна
13:31-18:1; 2) Евангелие от Иоанна 18:1-28; 3) Евангелие от Матфея 26:57-75; 4)
Евангелие от Иоанна 18:28-19:16; 5) Евангелие от Матфея 27:3-32; 6) Евангелие
от Марка 15:16-32; 7) Евангелие от Матфея 27:33-54; 8) Евангелие от Луки
23:32-49; 9) Евангелие от Иоанна 19:25-37; 10) Евангелие от Марка 15:43-47; 11)
Евангелие от Иоанна 19:38-42; 12) Евангелие от Матфея 27:62-65). Во время
чтения каждого из Евангелий принято бить в колокол — число ударов соответствует
номеру прочитываемого отрывка. Молящиеся стоят во время евангельских чтений с
зажженными свечами.
Утром
в Великий пяток Литургию по уставу совершать не положено и вместо нее служатся
Царские часы. Днем в пятницу — после полудня (в современной практики около двух
или трех часов) — совершается вечерня. В самом ее конце, при пении стихиры
“Тебе, одеющегося светом яко ризою, снем Иосиф с древа (с Креста) с
Никодимом...” и стихиры “Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое тело
Твое...”, духовенство выносит из алтаря Святую Плащаницу (предварительно окадив
ее, лежащую на Престоле); Плащаница — это икона (как правило, на ткани) с
изображением лежащего во гробе Христа. Она полагается на специальном, богато
украшенном, возвышении — на середине храма — и перед нею совершается всеобщее
поклонение. Плащаница находится в храме почти до самого начала ночного
пасхального богослужения, перед которым она переносится обратно в алтарь.
Вечером
в пятницу (по уставу — даже ночью; именно так и делается во многих храмах), совершается
богослужение, посвященное воспоминанию погребения Христа, так называемое
“Погребение Плащаницы”. Здесь служится утреня, за которой поются “похвалы”, разделенные
на три “статии” (части) — стихи из 118 псалма (иначе — 17-ой кафисмы Псалитири),
перемежающиеся с припевами и стихами новозаветных песнопений. Среди
особенностей этой службы можно также отметить чтение знаменитого канона Великой
субботы “Волною морскою...” — творения Косьмы Маюмского (VII-VIII века), Марка,
епископа Идрунтского (VIII век) и инокини Кассии (IX век): основное содержание
канона — те скорбь и ужас, которыми было охвачено все творение при виде
умершего Сына Божия. После пения “Великого славословия” Плащаница выносится
духовенством из церкви и обносится вокруг храма. Плащанице предшествуют
светильники и хоругви. Хор во время этого шествия поет “Святый Боже...”. Это
обхождение вокруг храма совершается в память о погребении Христа; кроме того, здесь
изображается также и сошествие Спасителя во ад, Его победа над смертью. После
внесения Плащаницы в храм, читаются различные отрывки из Священного Писания:
во-первых, паремия (знаменитое пророчество Иезекииля о воскресении мертвых, рисующее
открывшуюся ему картину гигантского поля мертвых сухих человеческих костей, которые,
по воле Божией, вновь возвращаются к жизни, обретая живую плоть — из книги
пророка Иезекииля 37:1-14), во-вторых, соединенные вместе, “сдвоенные” отрывки
из Апостола (они свидетельствуют о том, что истинной Пасхой для верующих стал
Христос, сделавшись для всех “клятвою”, то есть приняв на Себя проклятие за грех
мира — 1 Послание апостола Павла к Коринфянам 5:6-8; Послание апостола Павла к
Галатам 3:13-14), в-третьих, отрывок из Евангелия (здесь повествуется о том, как
первосвященники с разрешения Пилата поставили стражу у гроба Христа, приложив к
нему печать — Евангелие от Матфея 27:62-65).
Утром
в Великую субботу совершается Литургия св. Василия Великого — в соединении с
вечерней. По сути, это уже вполне пасхальное (хотя еще и не очень
торжественное) богослужение. Во время него читаются 15 паремий, в которых
собраны ветхозаветные пророчества о страданиях и Воскресении Спасителя.
Первая
(книга Бытия 1:1-13) — говорит о начальных днях творения мира, прообразовавших
будущее благое претворение мира благодатью Искупителя-Христа. Вторая (книга
пророка Исаии 60:1-16) — описывает новый благодатный мир, Новый Иерусалим, преображенный
воссиявшей в нем Господней славой. Третья (книга Исход 12:1-11) — рассказывает
об установлении ветхозаветного обычая праздника пасхи. Четвертая (книга пророка
Ионы 1-4) — повествует о пророке Ионе, три дня находившемся во чреве кита и тем
самым прообразовавшим трехдневное пребывание Христа во гробе. Пятая (книга
Иисуса Навина 5:10-15) — описывает явление Сына Божия, под видом Ангела, помогавшего
евреям в их борьбе за Святую Землю у стен Иерихона. Шестая (книга Исход
13:20-22; 14:1-32; 15:1-19) — представляет, в качестве ветхозаветного прообраза
Христа, личность пророка Моисея, проведшего евреев через расступившуюся перед
ним пучину Красного моря. Седьмая паремия (из книги пророка Софонии 3:8-15)
говорит о будущем воцарении Мессии. Восьмая (3 книга Царств 17:8:23) — о
воскрешении сына сарептской вдовы пророком Илией. Девятая (книга пророка Исаии
61:10-11; 62:1-5) — призывает всю Церковь к веселию, ибо Сам Господь облекает
ее в ризу (одежду) спасения. Десятая (книга Бытия 22:1-18) — повествует о
жертвоприношении Исаака, прообразовательно знаменующем Крестную жертву Христа.
Одиннадцатая паремия (книга пророка Исаии 61:1-9) говорит о той радости и
утешении что принесет миру пришествие Искупителя. Двенадцатая (4 книга Царств
4:8-37) — рассказывает о воскрешении сына суманитянки пророком Елисеем.
Тринадцатая (книга пророка Исаии 63:1-9; 64:1-5) вновь говорит о пришествии
Искупителя как пастыря Своего стада — стада верных Ему. Четырнадцатая (книга пророка
Иеремии (31:31-34) — возвещает, что Новый Завет (как новый Союз Бога и людей)
начертывается Создателем в людских сердцах и служит полному примирению Творца и
Его созданий. Наконец пятнадцатая паремия (книга пророка Даниила 3:1-51)
рассказывает о трех отроках, находившихся в горящей вавилонской печи, которые
прообразовали своим мученическим подвигом сошествие Христа во ад и Его победу
над смертью.
В
древней Церкви (с III века этот обычай практиковался уже в Риме и в Северной
Африке, а с IV века — в Иерусалиме, позднее — в Константинополе) во время
чтения паремий совершались массовые крещения уверовавших во Христа, которые
сразу затем и причащались за Литургией.
Перед
чтением Апостола, говорящем уже не только о смерти, но и о Воскресении Христа
(Послание апостола Павла к Римлянам 6:3-11), происходит переоблачение
духовенства из темных священнических риз в белые одежды. Также во все белое
переоблачаются Св. Престол и жертвенник в алтаре, заменяется завеса
(катапитасма) у Царских врат. Этот красивый обычай был учрежден в XIX столетии
в России святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским.
В
прочитываемом Евангелии (Евангелие от Матфея 28:1-20) содержится прямой рассказ
о Воскресении Христа. Таким образом служба приобретает здесь уже вполне пасхальный
характер.
После
Литургии совершается освящение хлебов и вина, которыми верующие подкрепляют
свои силы. |