Музеи Подмосковья
Олеся Комарова
Можно
сказать без преувеличения, что сам по себе Московский край - это один большой
музей. На его территории находятся древние города, сохранившие постройки и
облик давно ушедших времен, множество дворянских усадеб, огромное количество
церквей и крупных монастырей. Богатая история столичного региона, отмеченная
крупными событиями и выдающимися именами, создает благотворные условия для
возникновения и развития многочисленных музеев. По количеству музеев Московская
область уступает лишь только столице.
Музеи
Подмосковья ежегодно посещают не менее миллиона человек. В фондах подмосковных
музеев собраны значительные коллекции самых разных видов, начиная от
археологических и этнографических и заканчивая живописными полотнами выдающихся
художников России и Западной Европы. В общей сложности, в музеях Подмосковья
находится более миллиона единиц хранения.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ
МУЗЕЕВ
Возникновение
музеев на территории Московского края относится к концу 19 века. Одним из
первых в 1894 году открылся Государственный дом-музей П.И. Чайковского в Клину.
Инициатором создания дома-музея стал младший брат Петра Ильича - Модест и его
друг Алексей Софонов. Спустя пять лет, благодаря С.Д. Шереметеву, в усадьбе
Остафьево открылся музей А.С. Пушкина. Рубеж 19-20 столетий примечателен
массовым интересом местной общественности к собственной истории. Результатом
этого всплеска стала активная краеведческая деятельность представителей
интеллигенции, земских учреждений. Среди них было и немало известных ученых,
крупных историков. Так, благодаря усилиям профессора Московского университета
Н.Ю. Зографа, в подмосковной Рузе был создан Музей народного быта. В 1911 году
открылся музей в Егорьевске, в известном центре русского старообрядчества, а
деньги на его устройство выделил купец первой гильдии М.Н. Бардыгин. Примерно
тогда же земство Зарайска организовало Сельскохозяйственный музей. Значительную
роль в создании и становлении краеведческого музея в подмосковном Дмитрове
сыграл будущий историк, академик М.Н. Тихомиров. Огромный вклад в сохранение
русской усадьбы внес талантливый краевед В.В. Загура.
ДВОРЯНСКИЕ
ГНЕЗДА
В
Подмосковье сохранилось много замечательных памятников дворянской усадебной
культуры 18-19 веков. Усадебная культура многообразна. Она синтезирует
разнородные культурные установки -просвещенческие идеалы помещика, крестьянские
традиции, различные сферы культуры: архитектуру и садово-парковое искусство,
литературу и музыку, театр и живопись. Все это составляло «поэзию усадебной
культуры».
Кусково
- самая любимая народом сохранившаяся дворянская усадьба Москвы. Музей-усадьба
Кусково - один из самых интересных, самых посещаемых музеев. Посещение Кусково
надо сделать обязательным для изучающих курс "Дизайн интерьера" и
курс "Ландшафтный дизайн". По приезде в Париж Баженов отправляется к
приятелю Валлен-Деламота архитектору Шарлю де Вайи - одному из сорока
"бессмертных", т.е. членов Французской академии. В его мастерской
Василию предстоит провести полтора года. Баженов сразу оценил масштаб
архитектурного и педагогического таланта своего наставника. "Мой же
учитель, -писал он позднее, - столь был там велик, что я еще до нево во многом
доитить не мог и поныне... " Позднее Екатерина II приглашала де Вайи
возглавить Санкт-Петербургскую академию архитектуры, но зодчий отказался, не
желая покидать Францию. И все же в России строили по его проектам (он присылал
их из Франции) -например, дворец в Кусково -усадьбе графа Шереметева.
"Кусково"
- усадьба XVIII века, служившая летней резиденцией графам Шереметевым, была
построена для пышных приемов гостей, театрализованных представлений и гуляний.
До наших дней сохранилось более 20 уникальных памятников архитектуры, среди
которых дворец, Большая каменная оранжерея, старинная церковь... Одной из
главных достопримечательностей усадьбы является прекрасно сохранившийся
французский парк со скульптурами и прудами. В "Кусково" находится
одна из крупнейших в мире коллекция керамики и стекла различных стран - от
античности до современности. Чтобы осмотреть все достопримечательности
"Кусково", понадобится не один день. Ведь только один дворец
насчитывает около 20 комнат, неповторимых по своему убранству. Обязательно прогуляйтесь
по красивейшему парку с прекрасно сохранившимися скульптурами. А если останутся
силы, загляните хотя бы в некоторые из многочисленных павильонов.
Особым
великолепием обладает усадьба Архангельское. Ее основание относится к 1660-м
годам, когда им владел Я.Н.Одоевский. С 1681 по 1703 год усадьба принадлежала
М.Я. Черкасскому. Далее перешла Голицыным, владевшим Архангельским до 1810
года. А затем ее купил Н.Б. Юсупов. Существующий ансамбль был заложен еще
Н.А.Голицыным в 1780-х годах, но наибольшего расцвета усадьба достигла при Н.Б.
Юсупове, который после разгрома Архангельского французами в 1812 году для ее
восстановления привлек выдающихся архитекторов своего времени, многие здания
подверглись коренной реконструкции и стилевой переработке.
Дворец
Архангельского сооружен в 1780-1790-х гг. по проекту де Герна. После войны 1812
года С.П. Мельников вновь поставил бельведер, изменил некоторые детали фасада.
В 1815 году надстроил флигели, а через два года по его проекту были возведены
парадные ворота, завершившие формирование парадного двора. Парадные залы в
1820-х были отделаны по проекту Тюрина. С 1813-го в строительстве
Архангельского участвовал архитектор И.Я. Жуков. Парк Архангельского
-выдающийся образец ландшафтной архитектуры. Перед южным фасадом по проекту Д.
Тромбаро созданы три искусственные террасы. На их мраморных балюстрадах
размещены статуи и бюсты античных героев и философов.
Усадебные
дома зачастую напоминали дворцы и скорее всего предназначались не для жилья, а
для хранения собранных коллекций произведений искусств, картин великих
художников, уникальной мебели и предметов интерьера - всего того, что со
временем составит гордость и славу многих наших отечественных музеев. А какими
библиотеками обладали владельцы усадьбы! Например, 24 тысячи книг из усадьбы
Архангельское стали основой при формировании фондов Государственной библиотеки
СССР имени В.И. Ленина - ныне Российская государственная библиотека.
Неповторимый
колорит в облик Москвы и всего Подмосковья добавляет Царицыно. В прошлом году
этот парковый ансамбль вновь открылся после реконструкции для посещения всех
жителей и гостей нашей столицы. Причудливые мостики со скульптурами, озеро с
плавающими уточками, фигурный мост, сам дворец и его многочисленные постройки -
все привлекает взгляд. Необыкновенной красоты поющий световой фонтан, возле
которого особенно многолюдно: все стремятся бросить в него монетку, а
молодожены сфотографироваться. Расположен фонтан на острове, чтобы попасть к
нему, надо пройти по ажурным изящным мостам. Стоит остановиться перед Малым
Екатерининским дворцом, главная его цель - гимн Екатерине II. Средний дворец,
называемый сегодня Оперным домом за прекрасную акустику, предназначался для
баллов и официальных приемов. Чуть поодаль расположены Кавалерские корпуса. В
строительстве Большого дворца принимали участие в разное время два талантливых
архитектора: Василий Баженов и Михаил Казаков, поэтому он так по своему стилю
отличается от остальных построек. Дворец, построенный В. Баженовым, не
понравился императрице Екатерине II, и она приказала снести его. О прежнем
дворце сейчас напоминают только руины фундамента и зарисовки мастера. Работы по
возведению нового дворца были поручены затем М. Казакову. Десять лет возводился
дворец, за это время императрица умерла, так и не увидев работу мастера. Зато
мы теперь в полной мере можем оценить гениальную задумку архитектора. Как дань
потомков этим великим людям в Царицыно открыт памятник В. Баженову и М.
Казакову. |