Вход    
Логин 
Пароль 
Регистрация  
 
Блоги   
Демотиваторы 
Картинки, приколы 
Книги   
Проза и поэзия 
Старинные 
Приключения 
Фантастика 
История 
Детективы 
Культура 
Научные 
Анекдоты   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Персонажи
Новые русские
Студенты
Компьютерные
Вовочка, про школу
Семейные
Армия, милиция, ГАИ
Остальные
Истории   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Авто
Армия
Врачи и больные
Дети
Женщины
Животные
Национальности
Отношения
Притчи
Работа
Разное
Семья
Студенты
Стихи   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Иронические
Непристойные
Афоризмы   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рефераты   
Безопасность жизнедеятельности 
Биографии 
Биология и химия 
География 
Иностранный язык 
Информатика и программирование 
История 
История техники 
Краткое содержание произведений 
Культура и искусство 
Литература  
Математика 
Медицина и здоровье 
Менеджмент и маркетинг 
Москвоведение 
Музыка 
Наука и техника 
Новейшая история 
Промышленность 
Психология и педагогика 
Реклама 
Религия и мифология 
Сексология 
СМИ 
Физкультура и спорт 
Философия 
Экология 
Экономика 
Юриспруденция 
Языкознание 
Другое 
Новости   
Новости культуры 
 
Рассылка   
e-mail 
Рассылка 'Лучшие анекдоты и афоризмы от IPages'
Главная Поиск Форум

Петрушевская, Людмила - Петрушевская - Скамейка-премия

Проза и поэзия >> Русская современная проза >> См. также >> Петрушевская, Людмила
Хороший Средний Плохой    Скачать в архиве Скачать 
Читать целиком
Людмила Петрушевская. Скамейка-премия

---------------------------------------------------------------

OCR, вычитка: Владислав Заря

---------------------------------------------------------------



     ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

     КСЮША.

     БАХ.

     АЛЬМА ЯНОВНА.


     Комната. К с ю ш а сидит на кровати, Б а х на стуле.


     К с ю ш а. Давай скорей, а то она придет и ляжет.

     Б а х. Лагунова уже прилетела.

     К с ю ш а. Кочубякин в кабинете.

     Б а х. Какая-то непутевая старуха.

     К с ю ш а. Какое тебе дело. Давай.

     Б а х. Кочубякин в кабинете. А она когда приехала? Утром?

     К с ю ш а. Какая может быть разница?

     Б а х. Надо знать все.

     К с ю ш а. Она прилетела утренним самолетом.

     Б а х. Здесь нет аэродрома, голая тайга.

     К с ю ш а. На вертолете, не все ли равно. Вертолеты везде ходят.

     Б а х. Ну, вот. Кочубякин встретил ее в кабинете, встал от стола.

     К с ю ш а. Слушай, откуда тут кабинет?

     Б а х. Ну, в вагончике.

     К с ю ш а. Там тесно.

     Б а х. Она, учти, красивая.

     К с ю ш а. И замерзла.

     Б а х. Значит: "Ух, какая красивая к нам прилетела!"

     К с ю ш а. И "Не надо ли чаю. Bepa! Чаю!"

     Б а х. Какая еще Вера?

     К с ю ш а. Забыл? (Протягивает ему листок).

     Б а х. А где она сидит?

     К с ю ш а. Тут же. Стол в стол.

     Б а х. Нет. К нему приходят, а она должна доложить.

     К с ю ш а. Это и будет смешно. "Лев Николаевич, к вам пришли!" А он тут же сидит. Или "Лев Николаевич занят". А он в это время...

     Б а х. Откуда Лев Николаевич?

     К с ю ш а. Читай. (Протягивает листок).

     Бах. Зачем?

     К с ю ш а. Перебрали. Иван Сергеевич, Федор Михайлович, Михаил Юрьевич. Чтобы потом шутили. Называли "Наш-то Лермонтов чего учудил".

     Б а х. Это-то я помню.

     К с ю ш а. Ну вот. Ну что, начали? А то бабка ляжет спать, тогда неудобно.

     Б а х. Она какая-то, по-моему, необычная.

     К с ю ш а. Что ты за нее взялся! Каждый отдыхает как может. Слушай, ты вчера, я вижу, хорошо погостил у сестричек, все из головы выкинул.

     Б а х. Обыкновенно, ты что.

     К. с ю ш а. Я теперь все должна восстанавливать. Слушай. Я не знаю, ты это воспринимаешь, по-моему, как будто я тебя заставила. Ты же сам захотел. Я бросила мужа, бросила детей, ради чего, спрашивается? Что я, начальник тебе, подгонять, чтобы ты вошел во вкус? Лучше я буду одна.

     Б а х. Зачем? Зачем?

     К с ю ш а. Лялечку там без меня простудили.

     Б а х. Да, я вспомнил.

     К с ю ш а. Разойдемся лучше по-мирному, пока еще не поздно. Потом уже будет жальчей.

     Б а х. Ну вот. Кобылякин говорит: "Вера, чаю". А она снимает с печки чайник и говорит: "Пусть Шишкин еще нарубит воды".

     К с ю ш а. Молодец, Бах! (Пишет).

     Б а х. А Лагунова спрашивает: "Почему нарубит?"

     К с ю ш а. А потому что вода в бочке замерзла, а я не буду за свою зарплату ледорубом, отвечает секретарша Верочка. (Пишет).

     Б а х. Ей сколько лет?

     К с ю ш а (протягивает листок). У тебя склероз.

     Б а х (читает). Верочке шестьдесят пять лет? Ты что?

     К с ю ш а. Как шестьдесят пять? Слушай, а ты забыл, мы хотели посмешней. (Смотрит в листок). Не Кобылякин, а Кочубякин. Ты что вчера пил?

     Б а х. Какую-то кислятину.

     К с ю ш а. Напрасно я с тобой не пошла, я бы тебе не разрешила.

     Б а х. Сестры помнят меня с Нинкой по прошлому году и с Ванечкой.

     К с ю ш а. Конечно, не объяснять же. У них хорошая память, Они очень чуткие. Мы с Олегом у них были в позапрошлом году и с животом. Они сразу заметили, предложили сесть. Слушай, давай-давай-давай. А то Альма придет. Вот мне не повезло. Других целый день нет дома, а эта лежит и курит, читает какую-то дрянь в четырех томах. Ночью глубокой вчера смылась, я встала в четыре, ее уже нет. Проснулась в девять, она пришла вся мокрая, вешала свое полотенце. Вот, гляди! Том второй, третий и четвертый. Бах. А нельзя с ней поговорить? Так и так.

     К с ю ш а. Ты что? Я суеверная.

     Б а х. У меня, как назло, вечером хорошо работает это дело. (Стучит себя по голове). И ночью.

     К с ю ш а. Она ложится в восемь вечера, встает в четыре утра.

     Б а х. Я не нанимался работать по утрам. Я сова. Все жаворонки преступники.

     К с ю ш а. Днем она с девяти до шести лежит и курит. На обед не желает. Я ей теперь приношу, как дура. Один раз я ей принесла... Она так благодарила! Я подумала, она заболела, что-то бормотала про нос... Потом, гляжу в четыре утра ее нет. Ничего себе, думаю, нос. Опять приношу обед. Она опять бормочет: "Бог вас наградит, деточка, за больную женщину". Ты бы видел ее! Больная женщина! А я живу как в дыму, она курит целыми пачками. Я тут без тебя пыталась работать. Что мы в Москве набросали.

     Б а х. Я тоже не мог один работать. Ты меня чем-то вдохновляешь как слушатель. Пока Нина с Ванечкой уехали к моим, Лизку взяла теща, мы дожны закончить.

     К с ю ш а. Конечно! От этого зависит вся твоя жизнь. Ты это понимаешь? Ты молодец, что нашел эту брошюру. Это же первое обобщение по стране! Я спрашиваю, никто не слышал, какой-такой сякинский эксперимент.

     Б а х. У тебя нет куска хлеба? Хорошо, что я не поехал с Ниной. Я у своих очень жирею. Сплю и ем. Здесь не ем ничего.

     К с ю ш а. Хочешь, я тебе тоже буду приносить? Здесь кормят невкусно, но зато дают много каш.

     Б а х. Нет, старуха, я должен сохранять форму. Мы с Ниной едем на слет через две недели, я там буду выступать.

     К с ю ш а. Через две недели я уже буду дома.

     Б а х. В позапрошлом году мне дали бронзовую медаль за песню "Голубые палатки".

     К с ю ш а. Слова и музыка Баха. Смеялись?

     Б а х. У меня уже давно свое имя. Ладно. Давай работать. Я сегодня вечером иду в Библейскую долину.

     К с ю ш а. Сестры ведут?

     Б а х. Они самые.

     К с ю ш а. Они в тебя влюбились?

     Б а х. Я сам в них влюблен. Семьдесят девять лет, а какая энергия! Старшая еще на базаре торгует.

     К с ю ш а. Вероника?

     Б а х. Я их путаю пока что.

     К с ю ш а. Работаем. (Смотрит в листок). Лагунова. Смеется. Ух и замерзла я!

     Б а х. Шелудякин. У нас здесь, между прочим, вечная мерзлота.

     К с ю ш а. Кочубякин! Бах, на тебе список действующих лиц. Смеются. (Пишет.)

     Б а х. Лагунова. Вот как раз я и приехала узнать о методе... (смотрит в листок) инженера Баратынского. Зачем Баратынского?

     К с ю ш а. Ты сам предложил, помнишь? Для смеха.

     Б а х. Какая-то еврейская фамилия.

     К с ю ш а. О методе Бондарева.

     Б а х (зачеркивает и переписывает фамилию в списке). Я предложил, потому что был такой поэт, я на его стихи написал песню: слова Баратынского, музыка Баха. В Можайске на слете получил диплом и медаль второй степени. Спеть?

     К с ю ш а. Я пишу. О методе Бондарева.

     Б а х. Колю... (Смотрит в листок.) Кочубякин. Смеясь. А я как раз подписал приказ об увольнении инженера Бондарева по собственному желанию.

     Ксюша пишет. Входит А л ь м а Я н о в н а, тихо вешает полотенце.

     К с ю ш а. Я именно ради этого и ехала сюда за тридевять земель, бросила срочную работу и больного ребенка.

     Б а х. Ради чего этого?

     К с ю ш а. Ради увольнения инженера Бондарева.

     Б а х. А я вас не приглашал сюда.

     К с ю ш а (пишет). Вас зовут Лев Николаевич?

     Б а х. Лева. Просто Лева. Слушай, ты красивая баба, зачем он нужен тебе, возьми лучше меня. Я умею любить.

     К с ю ш-а (пишет). Решается судьба, а вы... Три точки.

     Б а х. Пишите, пишите, все равно ничего не изменишь. Поезд тронулся, господа присяжные заседатели, Ильф и Петров. Мой любимый авторский дуэт. Ну, слушай, красивая баба, что же нам с тобой делать?

     К с ю ш а (пишет). Я ехала так далеко, а в чем дело? Почему он уволился?

     Б а х. Да он женат, чего ты за ним бегаешь?

     К с ю ш а. Же-нат. Гениально. (Пишет.)

     Б а х. Женат, и очень невидный из себя. Давайте запрем дверь? Уже конец рабочего дня. Ночевать-то все равно негде, я вам постелю на полу. Я очень старательный мужчина. Любое дело довожу до рогов и копыт. Как говорил Ильф и Петров.

     К с ю ш а (пишет). Как говори-ли?

     Б а х. Как говори-л Ильф и Петров.

     А л ь м а Я н о в н а. Ильф и Петров тоже моя любимая писатель.


     Бах и Ксюша оборачиваются.


     Прекрасная погода, как мне кажется.

     К с ю ш а. Альмочка Яновна, как вы себя чувствуете?

     А л ь м а Я н о в н а. Кровотечения из носа не было.

     Б а х. Пиши, пиши.

     А л ь м а Я н о в н а. У меня случаются кровотечения из носа. Сегодня и вчера не был, прошлый лето в Сухуми был.

     Б а х (настойчиво). Женщина, я вам говорю, спать больше негде, кроме как со мной. Кругом тайга. Сама же залетела.

     К с ю ш а (пишет). А если я буду кричать?

     Б а х. А за окном что? У-у, у-у. Кто вас услышит? Старуха

     глухая.

     А л ь м а Я н о в н а. У меня прекрасный слух. Ксюша, я прилягу. Заканчиваю первый том. Вы читали роман "Табак"?

     Б а х. Да что от вас от этого, убудет? (Разойдясь окончательно). Я мужчина, ты баба, какой разговор. Старуха не слышит ничего.

     А л ь м а Я н о в н а. Я в молодость изучал английский бокс. Видимо, у меня из-за этого и носовые кровотечения. Но некоторые удары я помнил. Хук справа.

     К с ю ш а. Вас ведь посадят, глупый человек. (Пишет).

     Б а х. А ты что, жаловаться побежишь, что я тебя опозорил? А? Что ты все строчишь? Брось свои писульки.

     К с ю ш а. Ну, Бах! Ну, Бах!

     А л ь м а Я н о в н а. Я знаю композитор Бах.

     Б а х. Я все ваши писульки в печке сожгу, а будешь сопротивляться... У нас тут волки... А кости обглоданные опознанию не подлежат. И собак много...

     А л ь м а Я н о в н а. Композитор Бах родилась город Эйзенах.

     Сегодня жарко, не правда ли? Как мне кажется.

     Б а х. Только я тебя выкину, все сбегутся, тут будет такая свистопляска до утра.

     А л ь м а Я н о в н а. Свистопляска -- это национальны русски танец?


     Пауза.


     Послушайте, Ксюша, вам нужно идти на ужин. Сегодня курица с вермишелью, сырники и каша манная. Идите, идите, это ваш обязанность.

     К с ю ш а (пишет). Минутку, у нас важный разговор.

     А л ь м а Я н о в н а. Молодой человек, мне надо переодеться во весь сухой одежда.

     Б а х (резко). Она мне нра.

     А л ь м а Я н о в н а. Заворачиваюсь простыня. (Достает с кровати простыню).

     К с ю ш а. Бах, тебя просят выйти на минуту.


     Б а х выходит.


     А л ь м а Я н о в н а. Ксюша, я вам не помешалась? (Переодевается за дверцей шкафа).

     К с ю ш а. Ничего, ничего.

     А л ь м а Я н о в н а (высунувшись). Мужчина всегда говорит громкие фразы, но она больше говорит, чем делает. Она, мужчина, когда нервничает, может кричать на жена, что она его убьет. У меня был муж. Карл. Она мне это говорила. Нужно просто перевести разговор на другая сторона, о литература, о погода. Женщина умный, мужчина глупая. Я ей сказал: Карл, ты умная мужчина, посмотри, кто там пришел через окно. Карл посмотрела, сказала: зима пришел. И она отвлеклась. И мы разошлись через двадцать пять года. Дочь двадцать пять года. Карл сидела в лагерь для строгого режима семь года. Карл была начальник стройки в Карамаа. Когда ее посадили, она ушла, я был молодой человек пятьдесят лет. Через двенадцать лет Карл вернулась. Или она вернулся? Как правильно? Она вернулся. Я уже тогда шестьдесят два год. Старуха и все так далее. Через два год мы разошлись. Она уехала Таллин. Но я остался старом доме Ихумаа. Работаю коллектив оперы и балета передвижной. Я хореограф. Тирьям пам пам. Так далее. (Выходит из-за шкафа).

     К с ю ш а (кричит). Бах, можно!

     А л ь м а Я н о в н а. Она приезжает ко мне Ихумаа, привозит что-то, ходит на дочь. Дочь выродил ребенок. Дочь. А Карл имеет жена солистка балета оперетта молодая женщина сорок пять лет творческий пенсионер. Клюмова Иоганна.

     Ксюша (кричит). Бах! Иди! Глухой! (Выходит, возвращается). Ушел, что ли? Что делать-то. Надо идти на ужин.

     А л ь м а Я н о в н а. И он тоже, солистка балета, Иоганна, ушел от муж, и они с моей Карл снимают квартира. И они ожидают, что я умирал. Они будут живать в мой дом и менять на Таллин.

     К с ю ш а. Альмочка Яновна, бросьте, не расстраивайтесь. Я сбегаю поужинаю, если Бах придет, пусть обождет, идиот какой-то, честное слово. Неорганизованный.

     А л ь м а Я н о в н а. Мужчина глупая. Они думали, что я умер прошлый лето, когда был кровотечение из носа три день и три ночь. Я приехал из-за Сухуми. Она мне достал путевку, вернее сказать, он, инвалид оперетта, этот Иоганн Клюмова. Она живали моя дом это двадцать пять дни. Двадцать четыре дни путевка, день приезда день отъезда одна день.

     К с ю ш а. Вот дурак, теперь его жди.

     А л ь м а Я н о в н а. Врачья были три дни, я умирал. Карл не уходила от меня, заботилась, давала пить, а я уже не живая был, без кровь! Без кровь! Она плакал на колени. Я ее простил перед смерть. А он, Иоганн Клюмова, он привез лекарство из-за Таллин Финляндия, я тогда зажил. Это он, а не она меня спас, он, жена моя муж!

     К с ю ш а. Или я пойду, а то ужин заканчивается.

     А л ь м а Я н о в н а. Каждый женщин ждет мужчина. Зачем?

     К с ю ш а. Альма Яновна, если он придет, задержите его.

     А л ь м а Я н о в н а. Она вас убивать. Зачем задерживать такую мужчину? Она кричала, она умеет любить, а старуха глухой. Я не глухой, например. Она один раз любит, потом три месяц лечиться он.

     К с ю ш а. Альма Яновна, это мы пьесу пишем о рабочем классе с ним. Такой текст. Строительство на вечной мерзлоте.

     А л ь м а Я н о в н а. Зачем?

     К с ю ш а. Очень нужны деньги. Там конкурс на лучшую пьесу о рабочем классе, моральный облик на производстве, представляете? Премия три тысячи рублей. Да три тысячи договор с министерством. Да еще, когда пьеса пойдет, будет капать с каждого спектакля... Но я суеверная. Еще ничего нет.

     А л ь м а Я н о в н а. О хорошая строительство не надо писать пьеса, не надо опера и балет. А о плохая строительство надо писать районная прокуратура! А не премия. Как моя муж. Хлопотала срок. Пила так далее.

     К с ю ш а. Но вы читали о сякинском эксперименте?

     А л ь м а Я н о в н а. Нет.

     К с ю ш а. Вот видите! Мы первые, мы нашли эту брошюру. Мы хотим там подпустить любовь. Короче говоря, это пьеса о человеке! Ну ладно, я побежала.

     А л ь м а Я н о в н а. А зачем вам она?

     К с ю ш а. Кто?

     А л ь м а Я н о в н а. Бах.

     К с ю ш а. Бах страшно талантливый, он пишет песни, он врач, но очень способный. У него двое детей. А я организовываю его.

     А л ь м а Я н о в н а. Врач сказала мне, что мне никогда не можно на юг, что еще раз юг, я умру так далее. Врач сказала, они слышали, Иоганна и Карл. Тогда на этот год Иоганна Клюмов достал, хромой солистка оперетта, у себя на театр путевка на юг сюда для мне.

     К с ю ш а. Ну и зачем вы поехали, раз вам нельзя?

     А л ь м а Я н о в н а. Комиссия заседал путевочная на ея имя, была скандал. Иоганна любил скандал и хватил путевка. Мой фамилия это ея фамилия мой муж фамилия. Они привезли мне путевка, я поехал.

     К с ю ш а. Так я на вас надеюсь, что вы его задержите. Он может вам оказать консультацию. Он врач, имейте это в виду.

     А л ь м а Я н о в н а. Да, я хочу жить, я мало жил. Семь лет я ездил к ней, к муж, на свидания. Она строила дом и очки втирала, ее заместитель был вор, цемент она продала, Калью. Коля по-русски. Дом упала, три рабочая упала. Эта Коля три год получила, пришла после два месяц по амнистия. Моя муж просидела семь лет до звонка.

     К с ю ш а. Сколько вы вынесли, правда? Но вам же надо уезжать отсюда, вам же нельзя, Альмочка.

     А л ь м а Я н о в н а. Карл, она хорошая. И Иоганна хороший творческий пенсионер, только без квартир. И я хороший, но у меня квартир они хотели. Всю жизнь мечтал читать какой-то роман четыре том. Теперь нашел роман "Ta6aк"! Дома нет время, дочь выродил дочь!


     Входит Б а х.


     Б а х. Неожиданно врывается Верочка вся в снегу, секретарь. Вы что, Лев Николаевич! Я вся обождалася вас, а вы не идете. Не Лев Толстой нашелся, женщин обманывать.

     К с ю ш а. Где ты был, а? Я тебя жду, на ужин опаздываю, а тебе хотя бы собственно говоря хны.

     Б а х. Я ел пончики и сочинял песню. Записывай быстро. "Вы что, Лев Николаевич!"


     Ксюша пишет.


     А л ь м а Я н о в н а. Муж моя дочь в Ихумаа совсем не зарабатывала, муж у него плохая совсем филолог. Структуралист. Пишет стихи как например идиота. Нет в рифма, не могла. Журнал не взяли. Надо писала о строительство, о строительство можно без рифма, белый стих. Она не могла о строительство.

     Б а х. Пиши. Кулебякин.

     К с ю ш а. Кочубякин, ты что! Склероз!

     Б а х. Пиши. Кочубякин: не говори, старуха, у самой мужик пьет! Пиши. У меня что-то хорошо это дело работает. (Стучит себя по голове).

     А л ь м а Я н о в н а. Бах, вы хорошая врач. Можно не умирал, если ходил на море только ночь? Ночь солнца нет?

     Б а х (сбитый с толку). Ночь солнца? Ночь солнца нет.

     К с ю ш а (пишет). Ночь солнца нет. Это кто, Кочубякин сказал? Здорово.

     Б а х. Слушай, я ничего не понимаю. Пошли на скамейку. Я чувствую, начинается сексуально-финансовый кризис. Ксюша. На скамейку? Пошли. Молодец. Организатор.

     А л ь м а Я н о в н а (в восторге). Ночь холод!

     Б а х. Я, я! Ночь холод! Скамейка премия!


     Уходят.


     К о н е ц


    

... ... ...
Продолжение "Скамейка-премия" Вы можете прочитать здесь

Читать целиком
Все темы
Добавьте мнение в форум 
 
 
Прочитаные 
 Скамейка-премия
показать все


Анекдот 
Управление ГИБДД приняло решение о введении нового дорожного знака Jokеr. Jokеr может быть любым знаком по желанию инспектора ГИБДД.
показать все
    Профессиональная разработка и поддержка сайтов Rambler's Top100