Вход    
Логин 
Пароль 
Регистрация  
 
Блоги   
Демотиваторы 
Картинки, приколы 
Книги   
Проза и поэзия 
Старинные 
Приключения 
Фантастика 
История 
Детективы 
Культура 
Научные 
Анекдоты   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Персонажи
Новые русские
Студенты
Компьютерные
Вовочка, про школу
Семейные
Армия, милиция, ГАИ
Остальные
Истории   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Авто
Армия
Врачи и больные
Дети
Женщины
Животные
Национальности
Отношения
Притчи
Работа
Разное
Семья
Студенты
Стихи   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Иронические
Непристойные
Афоризмы   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рефераты   
Безопасность жизнедеятельности 
Биографии 
Биология и химия 
География 
Иностранный язык 
Информатика и программирование 
История 
История техники 
Краткое содержание произведений 
Культура и искусство 
Литература  
Математика 
Медицина и здоровье 
Менеджмент и маркетинг 
Москвоведение 
Музыка 
Наука и техника 
Новейшая история 
Промышленность 
Психология и педагогика 
Реклама 
Религия и мифология 
Сексология 
СМИ 
Физкультура и спорт 
Философия 
Экология 
Экономика 
Юриспруденция 
Языкознание 
Другое 
Новости   
Новости культуры 
 
Рассылка   
e-mail 
Рассылка 'Лучшие анекдоты и афоризмы от IPages'
Главная Поиск Форум

Петр Успенский - Успенский - В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

Культура >> Эзотерика >> Теософия >> Петр Успенский
Хороший Средний Плохой    Скачать в архиве Скачать 
Читать целиком
Петр Успенский. В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения



     Перевод Н.В.фон Бока. (c) Издательство Чернышева. СПб., 1992.


     Об авторе: Петр Демьянович Успенский (1878-1949) - ученик легендарного Гурджиева. Его книга "В поисках чудесного", сыгравшая важную роль в распространении идей Гурджиева на Западе, запускается в русскоязычную сеть к 50-летнему юбилею ее первого издания (Нью-Йорк, 1949).


    * Origin: ExLibris #20 (2:463/192.21 - let@danch.kiev.ua)
ОГЛАВЛЕНИЕ


     ГЛАВА 1


     Возвращение из Индии. - Война и "поиски чудесного". Старые мысли. - Вопрос о школах. - Планы дальнейших путешествий. - Восток и Европа. - Заметка в московской газете. - Лекции об Индии. - Встреча с Гурджиевым. "Переодетый". - Первая беседа. - Мнение Гурджиева о школах. - Группа Гурджиева. - "Проблески истины". Дальнейшие встречи и беседы. - Организация московской группы Гурджиева. - Вопрос о плате и средствах для работы. - Вопрос о тайне; обязательства, принимаемые учениками. - Беседа о Востоке. - "Философия", "теория" и "практика". - Как была найдена эта система? - Идеи Гурджиева. - "Человек - это машина", управляемая внешними влияниями. - "Все случается". - Никто ничего не "делает". - Чтобы "делать", необходимо "быть". - Человек отвечает за свои поступки, а машина - нет. - Нужна ли психология для изучения машины? - Обещание "фактов". Можно ли прекратить войны? - Беседа: планеты и Луна как живые существа. - "Разум" Солнца и Земли. - "Субъективное" и "объективное" искусство.


     ГЛАВА 2


     Петербург в 1915 году. - Гурджиев в Петербурге. Беседа о группах. - Упоминание об "эзотерической" работе. - "Тюрьма" и "побег из тюрьмы". - Что нужно для побега? - Кто и как может помочь? - Начало встреч в Петербурге. - Вопрос о перевоплощении и будущей жизни. Как можно достичь бессмертия? - Борьба между "да" и "нет". - Кристаллизация на правильной и ложной основе. Необходимость жертвы. - Беседы с Гурджиевым и наблюдения. - Продажа ковров и рассказы о коврах. - Что Гурджиев рассказал о себе. - Вопрос о древнем знании: почему оно скрыто? - Ответ Гурджиева. - Знание не скрыто. - Материальность знания и отказ человека от знания, которое ему дается. - Вопрос о бессмертии. - "Четыре тела" человека. - Пример реторты, наполненной порошкообразными металлами. - Путь факира, путь монаха и путь йогина. "Четвертый путь". - Существуют ли культура и цивилизация?


     ГЛАВА 3


     Фундаментальные идеи Гурджиева о человеке. - Отсутствие единства. - Множественность "я". - Конструкция человеческой машины. - Психические центры. - Метод Гурджиева для объяснения идей его системы. - Неизбежное повторение. - Что значит эволюция? - Механический прогресс невозможен. - Европейское понимание эволюции человека. - Всеобщая связь в природе. - Человечество и Луна. - Преимущества индивида перед массами. - Необходимо знать человеческую машину. - Отсутствие постоянного "я" у человека. - Роли малых "я". - Человек лишен индивидуальности и воли. - Восточная аллегория: дом и слуги. - "Заместитель управляющего". - Беседы о факире на гвоздях и о буддийской магии.


     ГЛАВА 4


     Общее впечатление от системы Гурджиева. - Взгляд назад. - Одно из фундаментальных положений. - Линия знания и линия бытия. - Бытие на разных уровнях. Расхождение между линиями знания и бытия. - Что дает развитие знания без соответствующего изменения бытия? Что дает изменение бытия без увеличения знания? - Что значит "понимание"? - Понимание как равнодействующая знания и бытия. - Различие между пониманием и знанием. Понимание как функция трех центров. - Почему люди стараются назвать вещи, которых не понимают? - Наш язык. Почему люди не понимают друг друга? - Слово "человек" и его разнообразные значения. - Язык, принятый в системе. Семь градаций понятия "человек". - Принцип относительности в системе. - Градации, параллельные градациям человека. - Слово "мир". - Многообразие его значений. Исследование слова "мир" с точки зрения законов принципа относительности. - Фундаментальный закон вселенной. Закон трех принципов или трех сил. - Необходимость трех сил для проявления какого-либо феномена. - Третья сила. Почему мы не видим третью силу? - Три силы в древних учениях. - Создание миров силой воли Абсолютного. Цепь миров, или "луч творения". - Число законов в каждом мире.


     ГЛАВА 5


     Лекция о "механике вселенной". - Луч творения, его рост из Абсолютного. - Противоречия в научных гипотезах. - Луна: конечный пункт луча творения. - Воля Абсолютного. - Идея чуда. - Наше место в мире. - Луна питается органической жизнью. - Влияние Луны и освобождение от Луны. - Различная "материальность" разных миров. - Мир как мир "вибраций". - Вибрации замедляются. пропорционально расстоянию от Абсолютного. - Семь родов материи. - Четыре тела человека и их отношение к разным мирам. - Где находится Земля? - Три силы и космические свойства материи. - Атомы сложных веществ. - Определение материи в соответствии с проявляющимися через нее силами. - "Углерод", "кислород", "азот" и "водород". - Три силы и четыре вида материи. - Бессмертен человек или нет? - Что означает бессмертие? - Человек с четвертым телом. - Рассказ о семинаристе и всемогуществе Божием. Беседы о Луне. - Луна как часовая гиря. - Беседа об универсальном языке. - Объяснение Тайной Вечери.


     ГЛАВА 6


     Беседа о целях. - Может ли учение преследовать определенную цель? - Цель существования. - Личные цели - предвидение будущего, существование после смерти, господство над самим собой, достижение уровня подлинного христианина, помощь человечеству, прекращение войн. - Объяснения Гурджиева. - Судьба, случай и воля. - "Безумные машины". Эзотерическое христианство. - Что может быть целью человека? - Причины внутреннего рабства. - С чего начинается путь к освобождению? - "Познай самого себя!". - Разное понимание этой идеи. - Самоизучение. - Как изучать себя? - Самонаблюдение. - Регистрация и анализ. - Фундаментальный принцип работы человеческой машины. - Четыре центра: мыслительный, эмоциональный, двигательный, инстинктивный. Различие работы разных центров. - Создание изменений в работе машины. - Нарушение равновесия. - Как машина восстанавливает свое равновесие? - Случайные перемены. - Неправильная работа центров. - Воображение. - Грезы. - Привычки. - Противодействие привычкам в целях самонаблюдения. - Борьба против выражения отрицательных эмоций. Регистрирование механистичности. - Изменения как следствие правильного самонаблюдения. - Идея двигательного центра. - Обычная классификация действий человека. - Классификация, основанная на делении центров. - Автоматизм. Инстинктивные действия. - Различие между инстинктивными и двигательными функциями. - Деление эмоций. - Разные уровни центров.


     ГЛАВА 7


     Достижимо ли "космическое сознание"? - Что такое сознание? - Вопрос Гурджиева о том, что мы замечаем при самонаблюдении. - Наши ответы. - Замечание Гурджиева о том, что мы пропустили самое важное. - Почему мы не замечаем, что помним себя? - Что-то "наблюдает", "думает", "говорит". Попытки вспомнить себя. - Пояснения Гурджиева. - Значение новой проблемы. - Наука и философия. - Наши переживания. - Попытки разделить внимание. - Первые ощущения намеренного вспоминания себя. - Что мы помним из прошлого? - Дальнейшие переживания. - Сон в бодрствующем состоянии. - Пробуждение. - Что просмотрела европейская психология? - Различия в понимании идеи сознания. - Изучение человека идет параллельно изучению мира. - За законом трех следует закон семи, или закон октав. - Отсутствие непрерывности в вибрациях. - Октавы. - Гамма семи тонов. - Закон "интервалов". - Необходимость дополнительных толчков. - Что происходит при отсутствии дополнительных толчков? - Чтобы делать, надо уметь контролировать "дополнительные толчки". - Подчинение октавы. - Внутренние октавы. - Органическая жизнь в "интервале". - Влияние планет. - Боковая октава "соль-до". - Значение нот "ля", "соль", "фа". - Значение нот "до" и "си". - Значение нот "ми" и "ре". - Роль органической жизни в изменении поверхности земли.


     ГЛАВА 8


     Разные состояния сознания. - Сон. - Состояние бодрствования. - Самосознание. - Объективное сознание. - Отсутствие самосознания. - В чем заключается первое условие для приобретения самосознания? - Высшие состояния сознания и высшие центры. - "Бодрственное состояние" обыкновенного человека. - Это не что иное, как сон. - Жизнь спящего человека. - Как можно пробудиться? - Что такое человек, когда он родился? - Что делают "воспитание" и пример окружающих? - Возможности человека. - Самоизучение. - "Умственные фотографии". - Разные люди в одном человеке. - "Я" и Успенский. - Кто активен и кто пассивен? - Человек и его маска. - Разделение самого себя как первая стадия работы над собой. - Фундаментальное качество человеческого бытия. Почему человек не помнит себя? - "Отождествление". - "Мы считаемся с другими". - "Внимательность" и "мнительность". - Что такое "мнительность"? - Машина "считается с другими". - "Несправедливость". - Искренность и слабость. - "Буфера". - Совесть. - Мораль. - Существует ли общая для всех идея морали? - Существует ли христианская мораль? - Существуют ли общие для всех понятия добра и зла? - Никто не делает ничего ради зла. - Разные понятия добра и зла и результаты этих разных понятий. - На чем может быть основана постоянная идея добра и зла? - Идея истины и лжи. - Борьба с "буферами" и ложью. - Методы работы школы. - Подчиненность. - Понимание собственного ничтожества. - Личность и сущность. - Мертвые люди. - Общие законы. - Вопрос о деньгах.


     ГЛАВА 9


     "Луч творения" в виде трех октав излучения. - Отношение форм материи и силы разных планов мира к нашей жизни. - Интервалы в космических октавах и заполняющие их толчки. -"Точка вселенной". - Плотность вибраций. - Три вида сил, четыре вида материи. - "Углерод". - "Кислород". "Азот". - "Водород". - Двенадцать триад. - "Таблица форм водорода". - Материя в свете ее химических, физических, психических и космических свойств. - Разум материи. "Атом". - Каждая функция, каждое состояние человека зависит от энергии. - Субстанции, заключенные внутри человека. - Человек обладает достаточной энергией для начала работы над собой, если он сберегает энергию. - Трата энергии. "Учись отделять тонкое от грубого". - Производство тонких форм водорода. - Изменение бытия. - Рост внутренних тел. Человеческий организм как трехэтажная фабрика. - Три вида пищи. - Поступление в организм пищи, воздуха и впечатлений. - Преобразование субстанций управляется законом октав. - Октава пищи и октава воздуха. - Извлечение "высших форм водорода". - Октава впечатлений не развивается. Возможность создания искусственного толчка в момент получения впечатлений. - Сознательное усилие. - "Вспоминание себя". - Развитие октав впечатлений и воздуха как результат первого толчка. - Второй сознательный толчок. - Усилие, связанное с эмоциями. - Подготовка к этому усилию. - Аналогия между человеческим организмом и вселенной. - Три стадии в эволюции человеческой машины. - Трансмутация эмоций. Алхимия. - Центры работают с разными формами водорода. Два высших центра. - Неправильная работа низших центров.


     ГЛАВА 10


     С чего начинается путь? - Закон случая. - Виды влияний. - Влияния, созданные в жизни. - Влияния, созданные вне жизни и сознательные лишь по своему происхождению. Магнетический центр. - Поиски пути. - Встреча с человеком, который знает. - Третий вид влияния: сознательное и непосредственное. - Освобождение от закона случая. - "Ступень", "лестница" и "путь". - Особые условия четвертого пути. Возможен ложный магнетический центр. - Как распознать ложные пути? - Ученик и учитель. - Знание начинается с учения о космосах. - Обычное понимание двух космосов: "макрокосмос" и "микрокосмос". - Полное учение о семи космосах. Отношение между космосами как отношение нуля к бесконечности. - Принцип относительности. - "Путь вверх есть в то же время путь вниз". - Что такое чудо? - "Цикл измерений". - Обзор системы космосов с точки зрения теории многих измерений. - Замечание Гурджиева о том, что "время - это дыхание". - "Что такое микрокосмос - человек или атом?".


     ГЛАВА 11


     "Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно". - Книга афоризмов. - Пробудиться, умереть, родиться. - Что мешает человеку вновь родиться? - Что мешает человеку "умереть"? - Что мешает человеку пробудиться? - Отсутствие понимания собственного ничтожества. - Что значит понять собственное ничтожество? - Что препятствует такому пониманию? - Гипнотическое влияние жизни. - Сон, в котором живут люди, - это гипнотический сон. - Волшебник и овцы. - "Кундалини". - Воображение. - Будильники. Организованная работа. - Группы. - Можно ли работать в группах без учителя? - Работа по самоизучению в группах. Зеркала. - Обмен наблюдениями. - Общие и индивидуальные условия. - Правила. - "Главный недостаток". - Понимание собственного ничтожества. - Опасность подражания в работе. - "Преграды". - Истина и ложь. - Искренность с самим собой. - Усилия. - Аккумуляторы. - Большой аккумулятор. - Интеллектуальная и эмоциональная работа. - Необходимость чувства. - Чувством можно понять то, чего нельзя понять умом. - Эмоциональный центр - более тонкий аппарат, нежели интеллектуальный центр. - Объяснение зевания в связи с аккумуляторами. - Роль и значение смеха в жизни. Отсутствие смеха, в высших центрах.


     ГЛАВА 12


     Работа в группах становится более напряженной. - Ограниченный "репертуар ролей". - Выбор между работой над собой и "спокойной жизнью". - Трудности повиновения. - Место "задач". - Гурджиев дает определенную задачу. - Реакция друзей на идеи. - Система выявляет лучшее или худшее в людях. - Как люди могут подойти к работе? - Подготовка. Необходимо разочарование. - Больной вопрос для человека. Переоценка друзей. - Беседа о типах. - Гурджиев дает дальнейшую задачу. - Попытки рассказать историю своей жизни. - Интонации. - "Сущность" и "личность". - Искренность. - Гурджиев обещает ответить на любой вопрос. "Вечное возвращение". - Опыт по отделению личности от сущности. - Беседа о поле. - Пол как главная движущая сила всей механичности. - Пол как главная возможность освобождения. - Новое рождение. - Трансмутация половой энергии. - Злоупотребление полом. - Полезно ли воздержание? Правильная работа центров. - Постоянный центр тяжести.


     ГЛАВА 13


     Напряженность внутренней работы. - Подготовка к "фактам". - Посещения Финляндии. - "Чудо" начинается. "Мысленные разговоры" с Гурджиевым. - "Вы не спите". Вид "спящих людей". - Невозможность исследовать высшие явления обычными методами. - Изменившийся взгляд на "методы действия". - "Главная черта". - Гурджиев определяет главные черты людей. - Реорганизация группы. - Те, кто оставляет работу. - Между двумя стульями. - Трудность возвращения назад. - Квартира Гурджиева. - Реакция на молчание. - "Видна ложь". - Демонстрация. - Как пробудиться? - Как создать необходимое эмоциональное состояние? - Три пути. - Необходима жертва. - "Пожертвовать своим страданием". - Расширенная "таблица видов водорода". - "Движущаяся диаграмма". - "У нас очень мало времени".


     ГЛАВА 14


     Трудность передачи "объективных истин" обычным языком. - Объективное и субъективное знание. - Единство в многообразии. - Передача объективного знания. - Высшие центры. - Мифы и символы. - Словесные формулы. - "Как вверху, так и внизу". - "Познай самого себя!" - Двойственность. - Преобразование двойственности. - Линия воли. - Четверица. - Пятерица. - Конструкция пентаграммы. - Пять центров. - Печать Соломона. - Символика чисел, геометрических фигур, букв и слов. - Дальнейшие образцы символики. - Правильное и неправильное понимание символов. - Уровень развития. - Союз знания и бытия: Великое Делание. - "Никто не может дать человеку того, чем он не обладал раньше". - Достижение только благодаря собственным усилиям. - Различные известные "линии", пользующиеся символогией. - Данная система и ее место. - Один из главных символов учения. - Энеаграмма. - Закон семи в его единстве с законом трех. - Рассмотрение энеаграммы. - "Того, что человек не может вложить в энеаграмму, он не понимает". Символ в движении. - Переживание энеаграммы в движении. - Упражнения. - Универсальный язык. - Объективное и субъективное искусство. - Музыка. - Объективная музыка основана на внутренних октавах. - Механическое человечество может иметь только субъективное искусство. - Различные уровни человеческого бытия.


     ГЛАВА 15


     Религия есть относительное понятие. - Религии соответствуют уровню бытия человека. - "Может ли помочь молитва?" - Учиться молитве. - Общее невежество относительно христианства. - Христианская церковь как школа. Египетские "школы повторения". - Важность обрядов. "Техника религии". - Где в человеке звучит слово "я"? - Две части подлинной религии; чему учит каждая из них, - Кант и идея масштаба. - Органическая жизнь на Земле. - Рост луча творения. - Луна. - Человечество есть эволюционирующая часть органической жизни. - Застой человечества. Изменения возможны только на "перекрестках". - Процесс эволюции всегда начинается с образования сознательного ядра. - Существует ли сознательная сила, которая борется против эволюции? - Эволюционирует ли человечество? "Двести сознательных людей могли бы изменить всю жизнь на Земле". - Три "внутренних круга" человечества. - "Внешний круг". - Четыре "пути" как четыре входа в "экзотерический круг". - Школы четвертого пути. - Псевдо-эзотерические системы и школы. - "Истина в форме лжи". - Эзотерические школы на Востоке. - Посвящение и мистерии. Возможно только самопосвящение.


     ГЛАВА 16


     Исторические события зимы 1916-1917 гг. - Система Гурджиева как руководство в лабиринте противоречий, или "Ноев ковчег". - Сознательность материи. - Степени ее разумности. - Машины из трех, двух и одной частей. Человек состоит из человека, овцы и червя. - Классификация всех живых существ по трем признакам: что они едят, чем дышат, в какой среде живут. - Возможность изменения пищи человека. - "Диаграмма всего живого". - Гурджиев последний раз покидает Петербург. - Интересное событие: "преображение" или "пластика"? - Впечатления журналиста о Гурджиеве. - Падение Николая II. - "Конец русской истории". - Планы выезда из России. - Весть от Гурджиева. - Продолжение работы в Москве. - Дальнейшее изучение диаграмм и идеи космосов. - Развитие идеи о том, что "время - это дыхание". - Ее отношение к человеку, Земле, Солнцу, крупным и мелким клеткам. - Построение "таблицы времени" в разных космосах. - Три космоса, взятые вместе, включают в себя все законы вселенной. - Применение идеи космосов к внутренним процессам в человеческом организме. - Жизнь молекул и электронов. - Меры времени в различных космосах. - Применение формулы Минковского. - Отношение разных видов "времени" к центрам человеческого тела. - Отношение к высшим центрам. "Космические отношения времени" в гностической и индийской литературе. - "Если хотите отдохнуть, приезжайте ко мне". Поездка к Гурджиеву в Александрополь. - Как укрепить чувство "я"? - Кратковременное возвращение в Москву и Петербург. - Послание тамошним группам. - Возвращение в Пятигорск. - Группа из двенадцати человек собралась в Ессентуках.


     ГЛАВА 17


     Август 1917 года. - Шесть недель в Ессентуках. - Гурджиев раскрывает план работы в целом. - "Школы настоятельно необходимы". - "Сверхусилие". - Согласованность центров. - Главная трудность работы над собой. - Человек - раб своего тела. - Трата энергии вследствие ненужного напряжения мускулов. - Гурджиев показывает упражнения для управления мускулами и для их расслабления. - Упражнение "стой". - Требования к упражнению "стой". - Гурджиев рассказывает об одном случае с упражнением "стой" в Средней Азии. - Влияние упражнения "стой" в Ессентуках. - Привычка к разговорам. - Опыт поста. - Что такое грех? - Гурджиев показывает упражнения на внимание. Эксперимент с дыханием. - Понимание трудностей пути. Необходимость больших знаний, усилий и помощи. - Нет ли какого-нибудь пути за пределами "путей"? - "Пути" как помощь, которая дается людям в соответствии с типом. "Субъективные" и "объективные" пути. - Обыватель. Что значит "быть серьезным"? - Только одна вещь является серьезной. - Как достичь подлинной свободы. - Трудный вопрос о рабстве и повиновении. - Чем готов пожертвовать человек? - Сказка о волке и овцах. - Астрология и типы. Демонстрация. - Гурджиев объявляет о роспуске группы. Последняя поездка в Петербург.


     ГЛАВА 18


     Петербург в октябре 1917 года. - Большевистская революция. - Возвращение к Гурджиеву на Кавказ. - Отношение Гурджиева к одному из учеников. - Небольшая группа с Гурджиевым в Ессентуках. - Прибывают люди. - Возобновление работы. - Упражнения, еще более трудные и разнообразные, чем раньше. - Умственные и физические упражнения, пляски дервишей, изучение психических "фокусов". - Продажа шелка. - Внутренняя борьба и решение. - Выбор гуру. - Решение отделиться. - Гурджиев едет в Сочи. - Трудное время: война и эпидемии. - Дальнейшее изучение энеаграммы. "События" и необходимость покинуть Россию. - Конечная цель - Лондон. - Практические результаты работы над собой: чувство нового "я", "странная уверенность". - В Ростове собирается группа, излагается система Гурджиева. Гурджиев открывает свой институт в Тифлисе. - Отъезд в Константинополь. - Собираются люди. - Приезжает Гурджиев. - Гурджиеву представлена новая группа. - Перевод песни дервишей. - Гурджиев как художник и поэт. - Институт начинает работу в Константинополе. - Гурджиев разрешает написать и опубликовать книгу. - Гурджиев едет в Германию. - Решение продолжать константинопольскую работу в Лондоне. - Гурджиев организует свой институт в Фонтенбло. - Работа в замке "Аббатства". - Беседа с Кэтрин Мэнсфилд. - Гурджиев говорит о разных типах дыхания. "Дыхание при помощи движений". - Демонстрация в парижском театре на Елисейских Полях. - Отъезд Гурджиева в Америку. - Решение продолжать самостоятельную работу в Лондоне.


     Приложение


     ВЗГЛЯДЫ ИЗ РЕАЛЬНОГО МИРА. Записи бесед и лекций Гурджиева (отрывки)
П.Д.Успенский. В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения


     Перевод Н.В.фон Бока. (c) Издательство Чернышева. СПб., 1992.


     Об авторе: Петр Демьянович Успенский (1878-1949) - ученик легендарного Гурджиева. Его книга "В поисках чудесного", сыгравшая важную роль в распространении идей Гурджиева на Западе, запускается в русскоязычную сеть к 50-летнему юбилею ее первого издания (Нью-Йорк, 1949).
ГЛАВА 1


     Возвращение из Индии. - Война и "поиски чудесного". Старые мысли. - Вопрос о школах. - Планы дальнейших путешествий. - Восток и Европа. - Заметка в московской газете. - Лекции об Индии. - Встреча с Гурджиевым. "Переодетый". - Первая беседа. - Мнение Гурджиева о школах. - Группа Гурджиева. - "Проблески истины". Дальнейшие встречи и беседы. - Организация московской группы Гурджиева. - Вопрос о плате и средствах для работы. - Вопрос о тайне; обязательства, принимаемые учениками. - Беседа о Востоке. - "Философия", "теория" и "практика". - Как была найдена эта система? - Идеи Гурджиева. - "Человек - это машина", управляемая внешними влияниями. - "Все случается". - Никто ничего не "делает". - Чтобы "делать", необходимо "быть". - Человек отвечает за свои поступки, а машина - нет. - Нужна ли психология для изучения машины? - Обещание "фактов". Можно ли прекратить войны? - Беседа: планеты и Луна как живые существа. - "Разум" Солнца и Земли. - "Субъективное" и "объективное" искусство.


     Я возвратился в Россию после довольно длительного путешествия по Египту, Цейлону и Индии. Это произошло в ноябре 1914 года, т.е. в начале первой мировой войны, которая застала меня в Коломбо. Я вернулся оттуда через Англию.


     Покидая Петербург в начале путешествия, я сказал, что отправляюсь "искать чудесное". Очень трудно установить, что такое "чудесное", но для меня это слово имело вполне определенный смысл. Уже давно я пришел к заключению, что из того лабиринта противоречий, в котором мы живем, нет иного выхода, кроме совершенно нового пути, не похожего ни на один из тех, которые были нам известны и которыми мы пользовались. Но где начинался этот новый или забытый путь - этого я не мог сказать. Тогда мне уже был известен тот несомненный факт, что за тонкой оболочкой ложной реальности существует иная реальность, от которой в силу каких-то причин нас нечто отделяет. "Чудесное" и есть проникновение в эту неведомую реальность. Мне казалось, что путь к неизведанному можно найти на Востоке. Почему именно на Востоке? На это трудно ответить. Пожалуй, в этой идее было что-то от романтики; а возможно, тут имело место убеждение, что в Европе, во всяком случае, найти что-либо невозможно.


     На обратном пути, в течение тех нескольких недель, что я провел в Лондоне, все мои мысли о результатах исканий пришли в полный беспорядок под воздействием безумной нелепости войны и связанных с нею эмоций, которые наполняли атмосферу, разговоры и газеты и, против моей воли, часто захватывали и меня.


     Но когда я вернулся в Россию и вновь пережил те мысли, с которыми ее покидал, я почувствовал, что мои искания и все, что с ними связано, более важны, чем любые вещи, которые происходят и могут произойти в мире "очевидных нелепостей". Я сказал себе, что на войну следует смотреть как на одно из тех катастрофических условий жизни, среди которых приходится жить, трудиться и искать ответа на свои вопросы и сомнения. Эта война, великая европейская война, в возможность которой я не хотел верить и реальности которой долго не желал допускать, стала фактом. Мы оказались погруженными в войну, и я видел, что ее необходимо считать великим memento mori, показывающим, что надо торопиться, что нельзя верить в "жизнь", ведущую в ничто.


     Кстати, о выражении "очевидные нелепости". Оно относится к книжке, которая была у меня в детстве. Книжка так и называлась - "Очевидные нелепости", принадлежала к ступинской "библиотечке" и состояла из таких, например, картинок, как изображения человека с домом на спине, кареты с квадратными колесами и тому подобное. В то время книжка произвела на меня очень сильное впечатление - в ней оказалось много картинок, о которых я так и не мог понять, что в них нелепого. Они выглядели в точности так, как и обычные вещи. И позднее я стал думать, что книга на самом деле давала картинки из подлинной жизни, потому что по мере взросления я все больше убеждался, что вся жизнь стоит из "очевидных нелепостей", а последующие мои переживания только укрепили это убеждение.


     Война не могла затронуть меня лично, по крайней мере, до окончательной катастрофы, которая, как мне казалось, неизбежно разразится в России, а может быть, и во всей Европе; но ближайшее будущее ее пока не сулило. Хотя, разумеется, в то время эта приближающаяся катастрофа выглядела лишь временной, и никто не мог представить всего того внутреннего и внешнего разложения и разрушения, которое нам придется пережить.


     Подводя итоги всем своим впечатлениям о Востоке и в особенности об Индии, мне пришлось признать, что по возвращении моя проблема оказалась еще более трудной и сложной, чем к моменту отъезда. Индия и Восток не только не потеряли для меня своего очарования как страны "чудесного", но, наоборот, это очарование приобрело новые оттенки, которые раньше не были заметны. Я ясно видел, что там можно обрести нечто, давно исчезнувшее в Европе, и считал, что принятое мною направление было правильным. Но в то же время я убедился, что тайна сокрыта лучше и глубже, нежели я мог до тех пор предположить.


     Отправляясь в путь, я знал, что еду искать школу или школы. Уже давно пришел я к убеждению о необходимости школы. Я понял, что личные, индивидуальные усилия недостаточны, что необходимо войти в соприкосновение с реальной и живой мыслью, которая должна где-то существовать, но с которой мы утратили связь.


     Это я понимал; но сама идея школ за время моих путешествий сильно изменилась и в одном отношении стала проще и конкретнее, а в другом - холоднее и отдаленнее. Я хочу сказать, что для меня школы во многом утратили свой чудесный характер.


    

... ... ...
Продолжение "В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения" Вы можете прочитать здесь

Читать целиком
Все темы
Добавьте мнение в форум 
 
 
Прочитаные 
 В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения
показать все


Анекдот 
Третий закон Кирхгофа гласит: Если одной рукой взяться за фазу, а другой - за ноль, то ноги укажут направление выноса тела.
показать все
    Профессиональная разработка и поддержка сайтов Rambler's Top100